Тема урока: Зачем строят самолеты? Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить учащихся с самолетом как одним из видов воздушного транспорта; видами самолетов в зависимости от назначения; устройством самолета.
Прогнозируемые результаты:
Первоклассники познакомятся с назначением и устройством самолётов, научатся различать основные виды самолётов.
УУД: учащиеся научатся понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; классифицировать самолеты в зависимости от их назначения, рассказывать о своих впечатлениях о полетах на самолете; работать в паре: по рисунку-схеме познакомятся с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку,; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Учебные материалы: модели и рисунки самолетов и вертолётов; детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»; сборник «Развивающие задания для 1 класса»; презентация «Зачем нужны самолеты?».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили.
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка) Слайд 1
Уступая ветру в споре, Влеку я судно за собою. {Парус) Слайд 2
Ни корабль, ни лодка,
Ни весел, ни паруса,
А плывёт — не тонет. (Плот) Слайд 3
Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет,
Выполняет наш наказ.
У неё есть зоркий глаз. (Подводная лодка) Слайд 4
— Какой темой объединены все слова-отгадки? Зачем строят корабли? Что о них вы узнали на прошлом уроке? Какие бывают корабли? Как устроены морские суда?
2. Мотивация учебной деятельности
Игра «Шифровальщик»
А | Б | В | Г | Д | Е | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ | Э | Ю | Я | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | |
12, 18, 29, 13, 16 ___________________ (крыло)
26, 1, 19, 19, 10 ___________________ (шасси)
5, 3, 10, 4, 1, 20, 6, 13, 28 ____________ (двигатель)
20, 18, 1, 17 _______________________ (трап)
19, 1, 14, 16, 13, 7, 20 _______________ (самолет)
— Отгадайте загадку.
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолет)
— Мы с вами «отправлялись в плавание» на кораблях, «ездили» на автомобилях и поездах. А сегодня «полетим» на самолёте. (впечатления учащихся от полета на самолете) Зачем строят самолёты?
3. Работа по теме урока
3.1 Историческая справка
- По традиции начнём урок с истории возникновения самолёта.
Ученик: Сначала человек создал воздушный шар (Слайд 5), затем появились самолеты без двигателей – планеры (Слайд 6). А потом человек изобрел самолет с двигателем. (Слайд 7)
3.2 Виды самолетов по назначению
- Зачем человек придумал самолеты? (Презентация: виды самолетов) Работа по учебнику «Окружающий мир» стр.66
Вывод: Самолёты— это летательные аппараты для полётов с помощью двигателей и крыльев. Это нужные машины: они возят людей, доставляют тяжёлые грузы. Все самолёты вместе называются авиацией.
3.3 Устройство самолета
- Вы познакомились с видами самолетов. Что их объединяет? Работа по учебнику «Окружающий мир» стр.67
Благодаря крыльям самолёт держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. Поток как бы подныривает под крыло, давит на него снизу. Так создаётся подъёмная сила, которая отрывает самолёт от земли и держит его в воздухе.
Задняя часть самолёта оснащена хвостовым оперением, которое придаёт машине устойчивость. И крыло, и хвостовое оперение прикрепляются к корпусу самолёта — фюзеляжу. В нём расположены кабина экипажа, механизмы управления самолётом, салон для пассажиров, грузовые отсеки.
Очень важная часть самолёта — шасси. Это тележки с колёсами на толстых упругих шинах. Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться. Во время полёта шасси убирают внутрь фюзеляжа или крыла, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.
Найдите на странице 92 такой же рисунок без подписей. Назовите части самолёта, которые вы запомнили. Проверьте с соседом по парте друг друга.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Найдите на рисунке в рабочей тетради (с. 46) старинные самолёты и отметьте их галочкой. Чем они похожи на современные самолёты, а чем различаются? Объясните Муравьишке, зачем строят самолёты. Покажите и назовите ещё раз устройства для полёта самолёта на нашей модели.
Прочитайте вывод на странице 67.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.