Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шатковская средняя школа»
Урок окружающего мира
в 3 классе на тему:
« В царстве грибов»
(УМК «Школа России»).
Подготовила:
Учитель начальных классов
Журкина Е. И
Р. П. Шатки
2016 год.
Тема: В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: урок – путешествие
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи урока:
познакомить со строением шляпочных грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы;
формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира;
прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Опорные понятия, термины:
царства природы, царство грибов, шляпка, ножка, грибница, мицелий, микология, съедобные/несъедобные грибы.
Планируемые результаты
предметные: знать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; знать правила сбора грибов;
метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; извлекать информацию из разных источников; планировать свои действия; оценивать достижения на уроке;
личностные: применять экологические знания, чувство ответственности за состояние природы родного края.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать?
Будем вместе развивать качество – внимательность.
А поможет всё узнать наша любознательность.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!
2. Постановка темы и цели урока
- Лес - это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь….
Он многих приютил. (С. Лес)
- Какие правила нужно соблюдать в лесу? Какие правила друзей природы вы записали ? откройте тетради на с. 64 я посмотрю как вы выполнили д. з.
(Нельзя пить сырую воду из ручьёв и рек, в лесу ничего нельзя оставлять после себя. Остатки костра надо затоптать или залить водой из ручья. Нельзя ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнёзда и муравейники, не рвать цветы)
Какие царства живой природы можно здесь встретить в лесу?
(Царства растений и царства животных.
3. Актуализация знаний.
- Послушайте текст и определите, о каком царстве идет речь?
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.
“Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?” (Гриб)
В какое царство выделили грибы учёные?
Царство грибов
Тема нашего урока?
В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ.
-Итак, сформулируйте цели нашего урока.
1.Выяснить, как устроен гриб, как растут грибы.
2.Учиться различать съедобные и несъедобные грибы.
3.Уточнить правила сбора грибов.
Давайте отправимся в заочное путешествие в лес.
1 Первая станция «Что такое гриб? »
Постановка проблемы
- Что же такое гриб: растение или животное?
Подумайте, можно ли назвать гриб растением?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны знать строение
гриба.
Уч. с. 112 вы найдете схему строения гриба. Рассмотрите её?
Назовите части гриба?
Нарисуйте схему строения гриба в тетрадь с. 66 зад. 1
Вспомните части растений (корень, стебель, листья, цветы)
Сравните части растении и части гриба. Сделайте вывод.
Вывод: гриб не является растением.
- Можно ли назвать гриб животным?
(Они не передвигаются, не имеют лап и т.д.)
Вывод: грибы не являются животными.
- Большинство учёных выделяют грибы в особое самостоятельное «царство». Как выглядят грибы? (Выслушиваются ответы детей) (Слайд 3)
- Верхний слой почвы в лесу пронизан белыми нитями, образующие под грибами плотные сплетения. Это грибница (мицелий), которая и является собственно грибом, живущим в почве. А то, что мы собираем и кладём в корзину – плодовое тело, появившееся на поверхности, чтобы высыпать споры для размножения гриба. Споры – семена грибов, которые разносятся ветром. У многих знакомых нам грибов плодовое тело состоит из плотной ножки и шляпки зонтичной формы. У большинства грибов плодовые тела живут всего несколько дней. За это время споры рассеиваются, и плодовое тело отмирает. А грибница (мицелий) остаётся в земле и живёт десятилетиями. Грибницы самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. А также с ними связаны корни черники и брусники. Орхидея вообще не может жить без грибов. Растёт берёза, а её корни оплетены грибницей подберёзовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. Деревья в свою очередь получают пользу от грибницы. Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.
К какому царству относятся грибы?
Выяснили:
Как устроен гриб?
Как растут грибы?
2. Отправляемся на следующую станцию «Съедобные и несъедобные»
Работа по учебнику
- Откройте учебники на странице 115. Рассмотрите изображения грибов.
Давайте с ними познакомимся. Это грибы двойники.
Белый гриб или боровик называют «белым», потому что в отличие от остальных грибов, он никогда не темнеет: ни при сушке, ни при варке.
3.Следующая станция «Игровая»
Игра «Съедобный – несъедобный».
В этой игре будут участвовать 2 ученика.
Задача первого: разложить отдельно съедобные от несъедобных грибов. (Выдаю картинки)
Задача второго ученика съедобный грибок положить в кузовок. (Выдаю муляжи грибов и небольшую корзинку)
Дети работают.
Пока ребята работают, мы найдем в тетради с. 67 задание 3.
Напишите по 3 названия грибов. Можно посовещаться в паре.
Давайте проверим. Как распределили ребята грибы?
Чему научились на этих станциях?
Различить съедобные и несъедобные грибы.
4 станция Научная
Мы научимся собирать грибы.
- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
Возьмите памятку о том, как следует правильно собирать грибы.
Вы её внимательно прочитаете в паре и сравните свои знания.
- Что нового и интересного вы узнали о сборе грибов?
В своих плодовых телах грибы, ягоды могут накапливать много тяжёлых металлов и других веществ, опасных для здоровья человека, поэтому их нельзя собирать в следующих местах:
в радиусе 250 км от магистрали федерального значения;
в радиусе 50 м от автомобильных дорого местного значения;
в радиусе 1 км от аэродромов;
в радиусе 1 км от заводов;
в радиусе 1 км от промышленных захоронений.
При сборе грибов и ягод рядом с детьми должен быть обязательно взрослый – опытный грибник и ягодник, хорошо знающий флору данной местности и различающий съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Дети могут срывать ягоду или срезать гриб только после разрешения взрослого.
Нельзя собирать старые или червивые грибы, даже если они относятся к съедобным. В них накапливается большое количество продуктов жизнедеятельности червей и продуктов разложения. Пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на будущий год.
Грибы – самый скоропортящийся продукт, уже через несколько часов после сбора они могут стать непригодными для употребления в пищу. Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после обработки (сварить или засолить).
При сборе грибы необходимо очень осторожно срезать ножиком у самого основания или выкрутить ножку гриба, чтобы не повредить грибницу. У небрежно срезанного гриба оставшаяся на земле часть ножки может загнить. Нельзя разрывать подстилку из опавших листьев или слой мха вокруг гриба.
Нельзя брать в рот сырые грибы.
4. Станция «Необычная»( )
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой станции? (О необычных грибах)
- Сейчас вы самостоятельно будете работать в группах. Каждой группе нужно будет постараться найти интересный материал о необычных грибах:
1группа – грифола курчавая; 2 группа – рогатик пестиковый; 3 группа – решёточник красный; 4 группа – шишкогрибхлопьеножковый; 5 группа – дождевик.
Литература, которой вы можете пользоваться, лежит перед вами. Выступления готовим небольшие.
(Дети работают, затем заслушиваются выступления каждой группы)
- Что интересного узнали о необычных грибах?
- Посмотрите на необычные грибы, которые приготовила для вас я. Это гриб- чага. Он растёт в наших лесах на берёзах. Им лечат болезни желудка. Вот следующий гриб. Кто знает его название? (Чайный гриб) Чайный гриб живёт в смеси сахарного раствора и чайной заварки. Он превращается во вкусный и полезный напиток. Этот напиток помогает от многих болезней. А вам можно лечить ангину и насморк.
- Ребята, что вы видите? Это таблетки. Они называются пенициллин. Но при чём здесь грибы? Оказывается, и здесь без них не обошлось. Лекарство пенициллин, которым лечат воспаление лёгких, бронхиты, был получен из обыкновенной зелёной плесени. (Показ плесени на кусочке хлеба) Сама по себе плесень очень ядовита, но лекарственный препарат, который из неё получают, помогает в лечении болезней.
станция «Загадочная» (Слайд 9)
(Выходят дети в костюмах грибов и загадывают загадки)
Во лесу, во бору
Стоят стары старички,
На них красны колпачки.
(Подосиновик)
Этот гриб живёт под елью,
под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора
…(Боровик)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые…
(Лисички)
Яд мой вызывает удушье, обмороки.
Меня используют, как средство для уничтожения мух.
(Мухомор)
-Какие лесные жители питаются мухоморами? (Лоси) Почему же лоси остаются невредимыми? (Мухоморы служат им лекарством, выводят из организма паразитов)
Дополнительная информация (У лосей и оленей нет желчного пузыря, который производит естественное отравление своего «хозяина». Поедая мухоморы, звери самоотравляются, восстанавливая баланс в организме.)
5. Последняя станция
Закрепление изученного
- Ребята, представьте, что вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Как поступите? (Спрошу у взрослых или не буду срывать)
- На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? (Пройду мимо)
- Почему именно так надо вести себя в лесу? (Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, мы приносим вред другим. Если мы будем беречь наши леса, то они одарят нас запасами из лесной кладовой. Ведь свежий воздух, ягоды и грибы, пение птиц - что может быть лучше!)
6. Рефлексия
- Ребята, подведём итог нашей большой работе.
Для этого, кто получил на уроке новые знания о грибах,
кто теперь научился их собирать,
отличать съедобные и ядовитые грибы,
кому просто сегодня было интересно и нескучно на уроке,
я попрошу свои грибочки сложить в нашу корзину.