СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Опера Иван Сусанин. М.И.Глинка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Иван Сусанин" М.И.Глинка 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Опера Иван Сусанин. М.И.Глинка"»


Класс: 3

Кузнецова А.А.

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Задачи:

  • Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

  • Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;

  • Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

Планируемый результат:

  • Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

  • Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа

  • Привитие любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

Средства обучения:

Видеофильм Опера «Иван Сусанин»;

Фонограммы : Хор «Славься», хор «Славься» (минус).

Текст : хор «Славься» – 10 шт.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Музыкальный материал: М.И.Глинка «Предсмертная ария», «Заключительный. Славься хор»

Информационные источники:

  • Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3 классы», Москва «Просвещение» 2012г.

  • Методическое пособие Методическое пособие  «Музыка 1- 4 класс» Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение»







Конспект урока.

Мотивация к учебной деятельности


Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр.


Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по волшебному миру музыки.


Вы обратили внимание на музыку? это Увертюра из оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки.

Вспомним что такое опера - Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

- Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»

музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.


-Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

- Итак, тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?


- познакомится оперой «Иван Сусанин»,

- узнать значение слова «опера»

- кто является композитором



- Внимание на экран , кого вы там видите?

- Знаком ли он вам?

- это Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.


Первичное усвоение новых знаний


М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!»

(4 сл) Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, и принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее "Жизнь за царя".

В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.

Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб. Простой русский мужик, погибает, спасая Родину и молодого царя от иноземных захватчиков. Подвиг его вошёл в историю. На родине героя поставлен пямятник ( показать памятник Сусанину в Костроме на слайде). Этот подвиг был воспет и в русской литературе. Поэт-декабрист Рылеев создал на этот сюжет стихотворную думу в 1825 году. Можно прочитать фрагмент из «Думы»Рылеева ( очень сильный).


"Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас, - так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!


М. Глинка создает музыкальный памятник — оперу Жизнь за царя! Сегодня мы обратимся к последнему эпизоду оперы — Арии Ивана Сусанина ( предсмертной арии «Ты взойдешь моя заря».



Ты взойдёшь, моя заря,
Над миром свет прольешь
Последний раз взойдешь
Лучом приветным горя.

Господь в нужде моей,
Ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Тяжка моя печаль!
закралась в грудь тоска,
Легла на сердце скорбь...
Мне тяжко умирать
Но долг мой чист и свят!


- А кто знает, что такое ария?(ария – это эпизод в опере) (на слайде)

-Ребята, а что значит предсмертная? (написанная перед смертью)

Итак...Усталый отряд поляков спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов... Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.. видео



Чуют правду!
Смерть близка...
Мне не страшна она --
Свой долг исполнил я.
Прими мой прах, мать земля!

Какие чувства передает музыка? Какими красками наделяет М.Глинка саму арию? Возьмем наши диаграммы

Музыка этой сцены с большой тонкостью передаёт разнообразные чувства героя, мельчайшие движения его души.

К кому обращается герой? В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей. И еще одно важное обращение? (Слушание фрагмента)

«Господь, в нужде моей ты не оставь меня»

К Богу, выстоять в последнюю минуту, не упасть на колени. Стойко принять мучения.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа героя?

  • Медленный темп

  • Минорный лад

  • Динамика - пиано

  • спокойны, ровный ритм

  • Плавный характер звуковедения

А главное средство музыкальной выразительности? Мелодия... Красивая. Выразительная, напоминающая русскую песню.

Поем - ты показываешь «Ты взойдешь моя заря и т. д. ( 2 -е фразы),

затем работа с детьми внимание на напевность, распевы, спокойное дыхание, допевание длинных звуков.

Перед его мысленным взором проходит вся его жизнь, родные и дорогие сердцу образы. Он вспоминает недавнее счастье в кругу любимой семьи. В этой музыке такая трагедийная сила, страстность, что кажется - большее напряжение чувств уже невозможно.

«Эту сцену в лесу я писал зимой, - вспоминал Глинка, - всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у меня самого становились дыбом и мороз подирал по коже».

Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.

В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина. Победным торжеством звучат последние слова Сусанина: «Родной край спасён! О, Русь моя, живи вовек!» Так завершается сюжет оперы.

Но, чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, композитор пишет ещё «Заключительный хор» как бы величественную раму, обрамляющую всю оперу.

Что же передает хор «Славься»?

Торжество, ликование. Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа

Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.

А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу?

Да, здесь Русь в каждом звуке. Можно ли с уверенностью можно сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?

Да, его подвиг живёт в сердцах уже  почти  четыре столетия, вдохновляя музыкантов, поэтов, художников, скульпторов.

А теперь перед вами лежат листы с тремя звездочками (Большая, средняя и маленькая.) и три цветных карандаша. 1-Синий – означает гордость за героя. 2 красный – переживание, страх. 3 зеленый – безразличие. Вы должны разукрасить три звезочки разными цветами. Что больше всего вы испытали на уроке – большая звездочка. Средняя – среднее впечатление.

Информация о домашнем задании

Нарисовать рисунок «Герой который меня вдохновляет»

Рефлексия учебной деятельности

- А сейчас подведем итог нашего урока.

-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?

Дополните предложение:

- Я узнал…

- Самое интересное…

- Я запомнил это произведение, потому что…

- На этом наш урок закончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!