СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Отношение художника к миру природы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства "Отношение художника к миру природы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Отношение художника к миру природы"»

Тема урока: «Отношение художника к миру природы».

Ушакова Галина Петровна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Лицей села Хлевное»

Цели: развивать творческое воображение, технику работы кистью; продолжить знакомство с жанром пейзажа; с творчеством русских художников, постараться передать их отношение к природе; научить передавать свои мысли и чувства в живописи; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, МХК, история, изобразительное искусство).

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года»

Литературный ряд: стихотворения А.С.Пушкина, И.Бунина, Н.Заболоцкого.

Зрительный ряд и оборудование: репродукции пейзажей русских художников, презентация урока, ноутбук, интерактивная доска.

Материалы и инструменты: бумага, кисти, баночки для воды, тряпочки, гуашь.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Определение темы и цели урока.

Эмоциональный настрой.

* Просмотр видеоролика с картинами осенней природы под музыку П.И.Чайковского «Времена года» (Слайд №1)

Вопросы (Слайд №2):

-Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели данный видеоролик?

(Ответы детей)

- Какое у вас при этом было настроение?

(Ответы детей)

- Глядя на оформление класса, просмотрев ролик, вы могли бы предположить, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

-Молодцы! Тема урока «Отношение художника к миру природы» (Слайд№3)

-Цель урока - продолжить знакомство с жанром пейзажа, с творчеством русских художников, понять их отношение к природе; выполнить практическую работу. (Слайд№4)

И в наше время художники выражают своё отношение к природе, создавая работы в жанре пейзажа. О пейзажах можно говорить много, а сегодня ваши знания пополнятся и расширятся.

3. Повторение изученного материала.

- Многие великие художники, композиторы (кстати, в видеоролике звучала музыка П.И.Чайковского «Времена года»), многие поэты обращались к пейзажной лирике.



- Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого (Слайд№5)

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

- Ребята, почему Николай Заболоцкий так говорит в своем стихотворении?

(В ежедневной суете не каждый подмечает эту красоту)

- Итак, ребята, что такое пейзаж? Дайте определение.

- Правильно. (Слайд №6)

- Какие виды пейзажей вам известны? (Архитектурный пейзаж, панорамный пейзаж, пейзаж стаффаж, морской пейзаж)

- В каких видах изобразительного искусства может существовать жанр пейзажа? (В живописи, в графике, в декоративно – прикладном искусстве)

- Всегда ли жанр пейзажа существовал как самостоятельный жанр?

( Нет. Он служил фоном для портретов и тематических картин.)

- А кто помнит, в каком веке и где пейзаж стал самостоятельным видом изобразительного искусства? (в китайском искусстве в 6 веке, в европейском искусстве только в 17 веке, получив особенно широкое развитие в голландской живописи)

4. Изучение нового материала

Впоследствии (в 19 веке) к пейзажной живописи обратились и многие русские художники. О наиболее ярких из них мы с вами сегодня поговорим.

Расцвет русской живописи второй половины 19 века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Здесь что ни имя, то новая страница в области русского пейзажа: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Архип  Куинджи. Среди них уникальной фигурой был Иван Иванович Шишкин.(Слайд № 7)

Давайте рассмотрим произведения великих русских живописцев и попробуем понять какое чувство они испытывали к природе, к местам, которые они изображали. (Слайд №8)



    1. Иван Иванович Шишкин (Слайд №9). Портрет. Пейзажист, живописец, рисовальщик. Родился 13 января в Елабуге в 1832 году. Сын купца. Закончил московское училище живописи, ваяния и зодчества.

  • Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что "главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры". На протяжении всей своей жизни Шишкин никогда не изменял этому принципу. В конце жизни маэстро рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, о будущем расцвете пейзажной живописи в России, ибо, как он считал, "Россия - страна пейзажа".



    1. Картины Шишкина

  • Картина Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. ( Слайд №10) Какими красками написана картина? В картине нет ничего лишнего, композиция призвана показать широту, простор и свободу русского пейзажа.

Рожь. Первый снег. (Слайд№11)

Осенний пейзаж. Парк в Павловске. (Слайд№12)

- Как удалось передать состояние?

( С помощью цвета.)

3.Левитан. Портрет. Биография. (Слайд №13)

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
4.Картины Левитана (Слайд №14,15,16), (или просмотр озвученного модуля)

Золотая осень.

В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. В такие дни деревья кажутся покрытыми сверкающими драгоценностями. И притихает непоседливый ветер, отложив на время свои игры с листвой. Может быть, уже завтра он поднимет в воздух шелестящее красно-золотое облако, а потом безжалостно швырнёт его на землю, обрекая на быстрое гниение. Но сегодня даже своенравному ветру кажется невозможным уничтожить хрупкую красоту этого чудесного уголка.
Это пора увядания природы. Уже холодна вода в прозрачной синей реке. Уже наполняет лёгкие по-осеннему студёный воздух. Уже пожухла трава. Но картину Левитана нельзя назвать грустной, наоборот, это одно из самых светлых и радостных его произведений. Оно не наводит зрителя на тоскливые мысли о неизбежности зимы

Левитан “Золотая осень”. В этой картине мы видим мягкую сочную, русскую осень. Она поет свою, хоть и печальную песнь.

Большая вода.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода". Звонкое, голубое небо, устремляющиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая донка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня. Но, прав был Константин Паустовский, который заметил, что даже эта картина по сути своей "осенняя", а не "весенняя". Левитан лишь умело использовал весенний русский мотив для передачи грустного осеннего настроения



Летний вечер.

Одна из последних картин Левитана, написанная незадолго до смерти художника в июле 1900 года. Относится к числу работ, в которых художник достиг небывалого лаконизма исполнения - при минимуме выразительных средств и методов картина полна глубокой философии и красоты. Простейший мотив - деревенская окраина, забор, освещенный солнцем. За ним - пустое поле и ржавеющий на солнце лес. Но умелое композиционное построение, слегка скругленная линия горизонта, прекрасно переданное закатное сияние, золотящее поля и лес, заставляют нас понять, что деревенские задворки - прекраснейшее место на земле. Ворота из покосившихся жердей воспринимаются почти как некие Римские Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу – как путь в большой и прекрасный мир.

5.Станислав Юлианович Жуковский (Слайд №14)

Станислав Юлианович Жуковский (1873, Ендриховичи, Гродненская губ., Российская империя — 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша) — русский художник польского происхождения.
Выдающийся представитель русской пейзажной живописи конца XIX -начала XX столетия. лирический пейзажист достигший совершенства в усадебно-пейзажном жанре.

Станислав Юлианович Жуковский родился в местечке Ендриховцы неподалеку от города Белостока. Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава был лишен этого звания. Семья Жуковских жестоко пострадала после подавления польского восстания 1863 года. Отец художника и два его дяди были лишены всех имущественных и сословных прав и сосланы в Сибирь (один из них погиб там, а другому удалось бежать за границу).

6. Картины Жуковского.(Слайд № 15, 16, 17)


Жуковский Станислав Юлианович. Брошенная терраса. 1911



Жуковский Станислав Юлианович. Выпал снег

Ясная осень. Бабье лето.

Даже не зная программы этого произведения, легко представить, что оно навеяно образами природы – так прозрачна, светла и радостна эта “звуковая живопись”, в которой нет смешения тембров инструментов. Посмотрите на работы, представленные в данной экспозиции. Что кажется нам странным, поражает с первого взгляда?

Вы посмотрели на представленные работы. Ответьте на вопрос: что заставляло и заставляет художников изображать природу? (Красота природы).

7. Портрет А.С.Пушкина. (Слайд № 18 )

Кроме художников, воспевали красоту родной природы поэты.

Назовите поэтов, которые в своих стихах воспевают красоту природы. (Бунин, Тютчев, Фет, Никитин и т. п.)

Может вам вспомнились какие – то строки?

Чтение стихотворений о природе. (Учащиеся могут быть подготовлены или рассказывать по желанию).

А вот строки из стихотворения А.С.Пушкина (Слайд №19)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

8. Пушкин на террасе. ( Слайд № 20)

Физкультминутка

Пушкин очень любил осень. Я надеюсь, что после этого урока и вы внимательнее присмотритесь к родным пейзажам. А сейчас сядете удобно, закройте глаза.

Представьте себе такую картину:

Чистое голубое небо, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет, да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. А какой аромат! Слышится запах грибов и свежести. Зачарован лес последними погожими днями. Откроем глаза, и представленная нами осенняя картина найдет свое отражение в ваших работах.

5. Практическая работа. (Слайд № 21)

Задание.

  • Продолжить работу над пейзажем.

  • Изобразить осенний пейзаж.

Рекомендации:

1.Внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры.

2. Начните с выбора сюжета.

3. Проработайте детали.

Выполнение самостоятельной работы под музыку Чайковского и Вивальди.

6. Выставка работ. Анализ. Оценки. (Слайд №22)

- Сегодня на уроке мы были и искусствоведами, и художниками. А теперь станем художественными критиками, ценителями искусства. Перед вами удивительная выставка уже ваших произведений.

Удалось ли нам с вами, так же как и художникам- пейзажистам, передать в работах свои чувства, мысли, настроение?

Какая работа понравилась? Чем? (Обсуждение)

7.Итог урока. (Слайд № 23)

Вопросы:

  • Имена каких художников вы запомнили?

  • Как художники - пейзажисты относятся к природе?

  • Какое настроение было у вас на уроке?

- Вы талантливы! Вы можете смотреть и видеть. Чувствовать и передавать свои чувства на бумагу, Вы настоящие юные художники. Но всегда помните слова И.Бунина(Слайд №24):

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита,
Она везде, где красота.

- Спасибо за урок!