Тема урока: «Отношение художника к миру природы».
Ушакова Галина Петровна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Лицей села Хлевное»
Цели: развивать творческое воображение, технику работы кистью; продолжить знакомство с жанром пейзажа; с творчеством русских художников, постараться передать их отношение к природе; научить передавать свои мысли и чувства в живописи; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, МХК, история, изобразительное искусство).
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года»
Литературный ряд: стихотворения А.С.Пушкина, И.Бунина, Н.Заболоцкого.
Зрительный ряд и оборудование: репродукции пейзажей русских художников, презентация урока, ноутбук, интерактивная доска.
Материалы и инструменты: бумага, кисти, баночки для воды, тряпочки, гуашь.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Определение темы и цели урока.
Эмоциональный настрой.
* Просмотр видеоролика с картинами осенней природы под музыку П.И.Чайковского «Времена года» (Слайд №1)
Вопросы (Слайд №2):
-Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели данный видеоролик?
(Ответы детей)
- Какое у вас при этом было настроение?
(Ответы детей)
- Глядя на оформление класса, просмотрев ролик, вы могли бы предположить, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
(Ответы детей)
-Молодцы! Тема урока «Отношение художника к миру природы» (Слайд№3)
-Цель урока - продолжить знакомство с жанром пейзажа, с творчеством русских художников, понять их отношение к природе; выполнить практическую работу. (Слайд№4)
И в наше время художники выражают своё отношение к природе, создавая работы в жанре пейзажа. О пейзажах можно говорить много, а сегодня ваши знания пополнятся и расширятся.
3. Повторение изученного материала.
- Многие великие художники, композиторы (кстати, в видеоролике звучала музыка П.И.Чайковского «Времена года»), многие поэты обращались к пейзажной лирике.
- Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого (Слайд№5)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
- Ребята, почему Николай Заболоцкий так говорит в своем стихотворении?
(В ежедневной суете не каждый подмечает эту красоту)
- Итак, ребята, что такое пейзаж? Дайте определение.
- Правильно. (Слайд №6)
- Какие виды пейзажей вам известны? (Архитектурный пейзаж, панорамный пейзаж, пейзаж стаффаж, морской пейзаж)
- В каких видах изобразительного искусства может существовать жанр пейзажа? (В живописи, в графике, в декоративно – прикладном искусстве)
- Всегда ли жанр пейзажа существовал как самостоятельный жанр?
( Нет. Он служил фоном для портретов и тематических картин.)
- А кто помнит, в каком веке и где пейзаж стал самостоятельным видом изобразительного искусства? (в китайском искусстве в 6 веке, в европейском искусстве только в 17 веке, получив особенно широкое развитие в голландской живописи)
4. Изучение нового материала
Впоследствии (в 19 веке) к пейзажной живописи обратились и многие русские художники. О наиболее ярких из них мы с вами сегодня поговорим.
Расцвет русской живописи второй половины 19 века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Здесь что ни имя, то новая страница в области русского пейзажа: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Архип Куинджи. Среди них уникальной фигурой был Иван Иванович Шишкин.(Слайд № 7)
Давайте рассмотрим произведения великих русских живописцев и попробуем понять какое чувство они испытывали к природе, к местам, которые они изображали. (Слайд №8)
Иван Иванович Шишкин (Слайд №9). Портрет. Пейзажист, живописец, рисовальщик. Родился 13 января в Елабуге в 1832 году. Сын купца. Закончил московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что "главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры". На протяжении всей своей жизни Шишкин никогда не изменял этому принципу. В конце жизни маэстро рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, о будущем расцвете пейзажной живописи в России, ибо, как он считал, "Россия - страна пейзажа".
Картины Шишкина
Картина Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. ( Слайд №10) Какими красками написана картина? В картине нет ничего лишнего, композиция призвана показать широту, простор и свободу русского пейзажа.
Рожь.
Первый снег. (Слайд№11)
Осенний пейзаж. Парк в Павловске. (Слайд№12)
- Как удалось передать состояние?
( С помощью цвета.)
3.Левитан. Портрет. Биография. (Слайд №13)
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
4.Картины Левитана (Слайд №14,15,16), (или просмотр озвученного модуля)
Золотая осень.
В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. В такие дни деревья кажутся покрытыми сверкающими драгоценностями. И притихает непоседливый ветер, отложив на время свои игры с листвой. Может быть, уже завтра он поднимет в воздух шелестящее красно-золотое облако, а потом безжалостно швырнёт его на землю, обрекая на быстрое гниение. Но сегодня даже своенравному ветру кажется невозможным уничтожить хрупкую красоту этого чудесного уголка.
Это пора увядания природы. Уже холодна вода в прозрачной синей реке. Уже наполняет лёгкие по-осеннему студёный воздух. Уже пожухла трава. Но картину Левитана нельзя назвать грустной, наоборот, это одно из самых светлых и радостных его произведений. Оно не наводит зрителя на тоскливые мысли о неизбежности зимы
Левитан “Золотая осень”. В этой картине мы видим мягкую сочную, русскую осень. Она поет свою, хоть и печальную песнь.
Большая вода.
К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода". Звонкое, голубое небо, устремляющиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая донка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня. Но, прав был Константин Паустовский, который заметил, что даже эта картина по сути своей "осенняя", а не "весенняя". Левитан лишь умело использовал весенний русский мотив для передачи грустного осеннего настроения
Летний вечер.
Одна из последних картин Левитана, написанная незадолго до смерти художника в июле 1900 года. Относится к числу работ, в которых художник достиг небывалого лаконизма исполнения - при минимуме выразительных средств и методов картина полна глубокой философии и красоты. Простейший мотив - деревенская окраина, забор, освещенный солнцем. За ним - пустое поле и ржавеющий на солнце лес. Но умелое композиционное построение, слегка скругленная линия горизонта, прекрасно переданное закатное сияние, золотящее поля и лес, заставляют нас понять, что деревенские задворки - прекраснейшее место на земле. Ворота из покосившихся жердей воспринимаются почти как некие Римские Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу – как путь в большой и прекрасный мир.
5.Станислав Юлианович Жуковский (Слайд №14)
Станислав Юлианович Жуковский (1873, Ендриховичи, Гродненская губ., Российская империя — 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша) — русский художник польского происхождения.
Выдающийся представитель русской пейзажной живописи конца XIX -начала XX столетия. лирический пейзажист достигший совершенства в усадебно-пейзажном жанре.
Станислав Юлианович Жуковский родился в местечке Ендриховцы неподалеку от города Белостока. Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава был лишен этого звания. Семья Жуковских жестоко пострадала после подавления польского восстания 1863 года. Отец художника и два его дяди были лишены всех имущественных и сословных прав и сосланы в Сибирь (один из них погиб там, а другому удалось бежать за границу).
6. Картины Жуковского.(Слайд № 15, 16, 17)
Жуковский Станислав Юлианович. Брошенная терраса. 1911
Жуковский Станислав Юлианович. Выпал снег
Ясная осень. Бабье лето.
Даже не зная программы этого произведения, легко представить, что оно навеяно образами природы – так прозрачна, светла и радостна эта “звуковая живопись”, в которой нет смешения тембров инструментов. Посмотрите на работы, представленные в данной экспозиции. Что кажется нам странным, поражает с первого взгляда?
Вы посмотрели на представленные работы. Ответьте на вопрос: что заставляло и заставляет художников изображать природу? (Красота природы).
7. Портрет А.С.Пушкина. (Слайд № 18 )
Кроме художников, воспевали красоту родной природы поэты.
Назовите поэтов, которые в своих стихах воспевают красоту природы. (Бунин, Тютчев, Фет, Никитин и т. п.)
Может вам вспомнились какие – то строки?
Чтение стихотворений о природе. (Учащиеся могут быть подготовлены или рассказывать по желанию).
А вот строки из стихотворения А.С.Пушкина (Слайд №19)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
8. Пушкин на террасе. ( Слайд № 20)
Физкультминутка
Пушкин очень любил осень. Я надеюсь, что после этого урока и вы внимательнее присмотритесь к родным пейзажам. А сейчас сядете удобно, закройте глаза.
Представьте себе такую картину:
Чистое голубое небо, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет, да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. А какой аромат! Слышится запах грибов и свежести. Зачарован лес последними погожими днями. Откроем глаза, и представленная нами осенняя картина найдет свое отражение в ваших работах.
5. Практическая работа. (Слайд № 21)
Задание.
Продолжить работу над пейзажем.
Изобразить осенний пейзаж.
Рекомендации:
1.Внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры.
2. Начните с выбора сюжета.
3. Проработайте детали.
Выполнение самостоятельной работы под музыку Чайковского и Вивальди.
6. Выставка работ. Анализ. Оценки. (Слайд №22)
- Сегодня на уроке мы были и искусствоведами, и художниками. А теперь станем художественными критиками, ценителями искусства. Перед вами удивительная выставка уже ваших произведений.
Удалось ли нам с вами, так же как и художникам- пейзажистам, передать в работах свои чувства, мысли, настроение?
Какая работа понравилась? Чем? (Обсуждение)
7.Итог урока. (Слайд № 23)
Вопросы:
Имена каких художников вы запомнили?
Как художники - пейзажисты относятся к природе?
Какое настроение было у вас на уроке?
- Вы талантливы! Вы можете смотреть и видеть. Чувствовать и передавать свои чувства на бумагу, Вы настоящие юные художники. Но всегда помните слова И.Бунина(Слайд №24):
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита,
Она везде, где красота.
- Спасибо за урок!