СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Пятая заповедь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока направлена формирование на духовно-нравственых ценностей обучающихся. 

На уроке затрагивается тема семьи и уважительного отношения к старшему поколению.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Пятая заповедь"»

Разработка урока: «Пятая заповедь»

Тема сегодняшней нашей встречи: «Пятая заповедь»


- для чего мы будем работать над этой темой?

Сформулируем цель

(Подробное знакомство с заповедью, выполнение которой ведёт нас к исполнению нашей мечты)

- если мы будет подробно говорить о Пятой заповеди, на какие вопросы мы сможем ответить?

Ставим задачи

  1. Будем учиться правильно относиться к старшему поколению.

  2. Оценим, как же каждый из нас относится к старшим.

Мои цель и задачи

Цель: воспитание уважения к представителям старшего поколения, родителям.

Задачи:

- побуждать к анализу своего поведения;

- способствовать осознанию значения семьи в жизни человека;

- подвести к выводу о необходимости уважительного отношения к старшим.


1 ЭТАП УРОКА: ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА


В настоящее время слышатся постоянные жалобы на непослушных детей. Сетования эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им.

Как жили наши мамы, папы, бабушки, дедушки? В давние времена их молодости все слушали родителей, помогали старикам и даже боялись. Даже имея свою семью, детей, уже очень взрослые дети уважали мнение своих родителей. Тому есть немало примеров в художественной литературе и рассказах наших бабушек и дедушек. (Пример из фильма «Тихий Дон»). Старики и молодые дружно жили вместе. Молодым всегда была помощь и поддержка родителей, а старики не боялись старости. И никому не приходило в голову оставить своих родителей на попечение чужих людей, никто и никогда не слышал о домах престарелых.

В чём же сокрыта основа такого уважительного поведения?

Ответьте на следующие вопросы:

1. В телевизионной передаче «Наедине со всеми» известная рокпевица Ольга Кормухина назвала их правилами счастливой жизни.

О чём идёт речь?

2. Всего их десять.

3. Их получил Моисей на горе Синай. (Божьи заповеди)

4. Перечислите их.

- Не будет у тебя других богов перед лицом Моим

- Не сотвори себе кумира

- Не произноси имя Господне всуе

- Помни деть субботний

- Почитай отца твое и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, да будет тебе благо на земле

- Не убий

- Не прелюбодействуй

- Не укради

- Не произноси ложного свидетельства

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего есть.

5. О чём мечтает каждый человек? К чему в итоге сводятся наши желания?

- Жить долго и счастливо.

6. Все Божьи заповеди дают только правила поведения. Но одна заповедь – особенная. За исполнение этой заповеди Господь обещает вознаграждение человеку уже на земле.

- Пятая заповедь.

7. Исполнение этой заповеди ведёт к долголетию и счастью.

8. О чём же мы с вами будем сегодня говорить?

(Об уважительном отношении к старшему поколению, повиновению своим родителям)

Что вы знаете о Преподобном Сергии Радонежском?

Ярким примером повиновения своим родителям является житие Преподобного Сергия Радонежского. Живя в Радонеже, в доме своих родителей, мечтал уйти в монастырь и просил об этом родителей. Однако они говорили ему: «Помедли, мы стары и немощны, некому послужить нам. Проводи нас в гроб, а тогда сможешь исполнить своё желание». Сын не ослушался и повиновался своим родителям. Спустя некоторое время родители (Кирилл и Мария) умерли. Варфоломей, так звали преподобного Сергия в миру, 40 дней молился при гробе их, служил панихиды, а затем передал всё имущество своему брату Петру и отправился в монастырь исполнить давнее желание сердца своего.

Но сначала он выполнил свой сыновний долг.





РЕФЛЕКСИЯ 1 ЭТАПА УРОКА


- Как считает каждый из вас, трудно ли быть послушным?


(Послушание – это нелегко, так как приходится заставлять себя. Человек свободен выбирать, как ему поступать. И подчинение родителям – это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких)


Послушание родителям - это очень важно. Это вырабатывает чувство терпимости к чужим недостаткам, уважения к людям, сострадания и милосердия к немощным и больным. Как малые дети становятся старики, они капризничают, ворчат, жалуются. Сколько нужно терпения и любви, чтобы находиться рядом с ними. А ведь это расплата за их бессонные ночи с нами, когда мы были маленькими


«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе»

Сократ

«Любовь и уважение к родителям есть без всякого сомнения чувства святые»


В.Г.Белинский


ЭТОТ ЭТАП УРОКА ПОЗВОЛИЛ АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, МОТИВИРОВАТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗГОВОР И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ; ПОЗВОЛЯЕТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕХ РЕБЯТ.


2 ЭТАП: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.


(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)


Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

-------------------------------------

М а м а: У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!


Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем


Учитель:

- А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?

- Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим, самым бесконфликтным ?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

------------------------------------------------

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.


Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.


В ответ: Может и от руки написать - подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

---------------------------------------

Учитель:

- Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

- Уважаемая бабушка, какой ответ ты бы хотела услышать?

-------------------------------------------------------

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.


П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?


Сын: Захотел - и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;

-------------------------------------

Учитель:

- Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать.

- Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?


(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)


Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)


Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: “Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго”.


РЕФЛЕКСИЯ 2 ЭТАПА УРОКА


Итог: главные правила поведения

Я ____________


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ ПОМОГАЕТ ВЫЙТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧТОБЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛУЧИЛА ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР


3 ЭТАП: РАБОТА В ГРУППАХ


Я должен__________________

Нельзя____________________


Разрабатывается кодекс поведения


КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

(Примерные ответы детей)

ДОЛЖЕН

НЕЛЬЗЯ

уважать,

помогать,

уступать,

заботиться,

говорить правду,

уступать место в общественном транспорте, прислушиваться к мнению,

ставить друзей выше родных,

почитать,

радоваться вместе со своими родителями, всегда благодарить,

защищать,

помогать мыть посуду

грубить,

спорить,

грубо разговаривать,

хамить,

обижать,

нельзя игнорировать просьбы,

оскорблять старших,

волновать старших,

врать,

обижаться на родителей,

забывать родителей,

оставлять на произвол судьбы



РЕФЛЕКСИЯ 3 ЭТАПА УРОКА

Я принимаю для себя этот кодекс, или испытываю внутренне сопротивление?


КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. МНЕНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ (ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ НИХ ОДНОКЛАССНИКОВ)


4 ЭТАП УРОКА: ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Для создания эмоционального настоя, чтобы возбудить лучшие чувства ребят и их творческая работа получилась искренней


Кто вас, ребята, покалечил,

Кто вам неправду нажужжал,

Что молодое поколенье

Всегда со старшим на ножах?


Я враг нелепой той идеи

Об отрицании основ.

Противно думать, будто дети –

Противники своих отцов.


Пускай любой сегодня спросит

Тех, кто под пули шёл в боях:

Как всем им верилось, что после

Всё повториться в сыновьях!


О, сколько гордости и блеска,

Когда в штыки сквозь сто смертей

Идут, как генерал Раевский,

В сопровожденье сыновей!


Да это же закон природы

В её движении вперёд:

Прямое продолженье рода

Есть продолженье всех работ!


Пусть оголтелая бездарность

Мозги не путает юнцам,

Пусть крепнет в сердце благодарность

К своим дедам, к своим отцам!


Спасибо вам, отцы, от сына

За жизнь, что вами мне дана,

За то, что есть у нас Россия,

Большая, вольная страна!


Спасибо за весну, за лето,

За лес, где плещет соловей!

Пускай и мы услышим это

Потом от наших сыновей!

Игорь Кобзев



Пишем письмо родителям (другим представителям старшего поколения). Если есть необходимость, то просим и прощение за непослушание.


Алгоритм написания письма:


Дорогие ____________.


Спасибо вам__________


____________________


_____________________


_____________________


С любовью, ваш __________.


Во время работы звучит песня В.Шаинского на слова М.Рябинина в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом»


УЧИТЬСЯ УМЕНИЮ СКАЗАТЬ «СПАСИБО», НАХОДИТЬ, ЗА ЧТО СКАЗАТЬ «СПАСИБО». ПРОЯВИТЬ СЕБЯ НА ТВОРЧЕСКОМ УРОВНЕ.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАРИСОВАТЬ РИСУНКИ «МОЯ СЕМЬЯ»

Анализ работ. Насколько серьёзно ребята пропустили тему через себя. «Графические методы в психологической диагностике» Е.С.Романова, О.Ф.Потёмкина


ОБУЧАЮЩИЕСЯ НЕ ЗАДУМЫВАЮТСЯ О СВОЁМ ПОВЕДЕНИИ,

ПРОЯВЛЯЮТ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ.

НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОНИ ОБИЖАЮТ СТАРШИХ.

НЕТ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ: ПОНЯТИЯ САМИ ПО СЕБЕ, А РЕБЯТА САМИ ПО СЕБЕ

УВЕРЕНЫ, ЧТО ИМ ВСЕ ДОЛЖНЫ, А ОНИ НИЧЕГО НИКОМУ НЕ ДОЛЖНЫ

ОСОЗНАТЬ СЕБЯ БУДУЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ.


Получение результата отсрочено. Косвенно его можно проверить анкетированием или проведением опроса (напиши день рождение мамы, бабушки; знаешь ли ты отчество своего дедушки и т.д.).


ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ





Используемая литература:

- Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Родное слово. Симферополь. 2011

- Предки о воспитании юных: Кн. Для родителей и учителей / Всерос. Фонд образования. Асс. Пед.помощи родителям; Сост. Г.П.Веселов и др. – М.: Просвещение, 1994.- 65 с.

- Пространный христианский катихизис. Святитель Филарет Митрополит Московский и Коломенский. Общество Святителя Василия Великого. Изд. Паломник. Санкт-Петербург- Москва. 2002.

- Родительские собрания. 5 класс./ Сост. А.В.Ефимова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112с.

- Балакшин Р.А. Избранные жития святых для детей.- 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 816 с.:ил.

- Фото взято из открытых Интернет-ресурсов