Разработка урока: «Пятая заповедь»
Тема сегодняшней нашей встречи: «Пятая заповедь»
- для чего мы будем работать над этой темой?
Сформулируем цель
(Подробное знакомство с заповедью, выполнение которой ведёт нас к исполнению нашей мечты)
- если мы будет подробно говорить о Пятой заповеди, на какие вопросы мы сможем ответить?
Ставим задачи
Будем учиться правильно относиться к старшему поколению.
Оценим, как же каждый из нас относится к старшим.
Мои цель и задачи
Цель: воспитание уважения к представителям старшего поколения, родителям.
Задачи:
- побуждать к анализу своего поведения;
- способствовать осознанию значения семьи в жизни человека;
- подвести к выводу о необходимости уважительного отношения к старшим.
1 ЭТАП УРОКА: ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА
В настоящее время слышатся постоянные жалобы на непослушных детей. Сетования эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им.
Как жили наши мамы, папы, бабушки, дедушки? В давние времена их молодости все слушали родителей, помогали старикам и даже боялись. Даже имея свою семью, детей, уже очень взрослые дети уважали мнение своих родителей. Тому есть немало примеров в художественной литературе и рассказах наших бабушек и дедушек. (Пример из фильма «Тихий Дон»). Старики и молодые дружно жили вместе. Молодым всегда была помощь и поддержка родителей, а старики не боялись старости. И никому не приходило в голову оставить своих родителей на попечение чужих людей, никто и никогда не слышал о домах престарелых.
В чём же сокрыта основа такого уважительного поведения?
Ответьте на следующие вопросы:
1. В телевизионной передаче «Наедине со всеми» известная рокпевица Ольга Кормухина назвала их правилами счастливой жизни.
О чём идёт речь?
2. Всего их десять.
3. Их получил Моисей на горе Синай. (Божьи заповеди)
4. Перечислите их.
- Не будет у тебя других богов перед лицом Моим
- Не сотвори себе кумира
- Не произноси имя Господне всуе
- Помни деть субботний
- Почитай отца твое и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, да будет тебе благо на земле
- Не убий
- Не прелюбодействуй
- Не укради
- Не произноси ложного свидетельства
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего есть.
5. О чём мечтает каждый человек? К чему в итоге сводятся наши желания?
- Жить долго и счастливо.
6. Все Божьи заповеди дают только правила поведения. Но одна заповедь – особенная. За исполнение этой заповеди Господь обещает вознаграждение человеку уже на земле.
- Пятая заповедь.
7. Исполнение этой заповеди ведёт к долголетию и счастью.
8. О чём же мы с вами будем сегодня говорить?
(Об уважительном отношении к старшему поколению, повиновению своим родителям)
Что вы знаете о Преподобном Сергии Радонежском?
Ярким примером повиновения своим родителям является житие Преподобного Сергия Радонежского. Живя в Радонеже, в доме своих родителей, мечтал уйти в монастырь и просил об этом родителей. Однако они говорили ему: «Помедли, мы стары и немощны, некому послужить нам. Проводи нас в гроб, а тогда сможешь исполнить своё желание». Сын не ослушался и повиновался своим родителям. Спустя некоторое время родители (Кирилл и Мария) умерли. Варфоломей, так звали преподобного Сергия в миру, 40 дней молился при гробе их, служил панихиды, а затем передал всё имущество своему брату Петру и отправился в монастырь исполнить давнее желание сердца своего.
Но сначала он выполнил свой сыновний долг.
РЕФЛЕКСИЯ 1 ЭТАПА УРОКА
- Как считает каждый из вас, трудно ли быть послушным?
(Послушание – это нелегко, так как приходится заставлять себя. Человек свободен выбирать, как ему поступать. И подчинение родителям – это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких)
Послушание родителям - это очень важно. Это вырабатывает чувство терпимости к чужим недостаткам, уважения к людям, сострадания и милосердия к немощным и больным. Как малые дети становятся старики, они капризничают, ворчат, жалуются. Сколько нужно терпения и любви, чтобы находиться рядом с ними. А ведь это расплата за их бессонные ночи с нами, когда мы были маленькими
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе»
Сократ
«Любовь и уважение к родителям есть без всякого сомнения чувства святые»
В.Г.Белинский
ЭТОТ ЭТАП УРОКА ПОЗВОЛИЛ АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, МОТИВИРОВАТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗГОВОР И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ; ПОЗВОЛЯЕТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕХ РЕБЯТ.
2 ЭТАП: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.
(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
-------------------------------------
М а м а: У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем
Учитель:
- А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?
- Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим, самым бесконфликтным ?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
------------------------------------------------
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
В ответ: Может и от руки написать - подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.
---------------------------------------
Учитель:
- Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
- Уважаемая бабушка, какой ответ ты бы хотела услышать?
-------------------------------------------------------
И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.
П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Сын: Захотел - и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;
-------------------------------------
Учитель:
- Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать.
- Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)
Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: “Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго”.
РЕФЛЕКСИЯ 2 ЭТАПА УРОКА
Итог: главные правила поведения
Я ____________
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ ПОМОГАЕТ ВЫЙТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧТОБЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛУЧИЛА ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР
3 ЭТАП: РАБОТА В ГРУППАХ
Я должен__________________
Нельзя____________________
Разрабатывается кодекс поведения
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ
(Примерные ответы детей)
ДОЛЖЕН | НЕЛЬЗЯ |
уважать, помогать, уступать, заботиться, говорить правду, уступать место в общественном транспорте, прислушиваться к мнению, ставить друзей выше родных, почитать, радоваться вместе со своими родителями, всегда благодарить, защищать, помогать мыть посуду | грубить, спорить, грубо разговаривать, хамить, обижать, нельзя игнорировать просьбы, оскорблять старших, волновать старших, врать, обижаться на родителей, забывать родителей, оставлять на произвол судьбы |
РЕФЛЕКСИЯ 3 ЭТАПА УРОКА
Я принимаю для себя этот кодекс, или испытываю внутренне сопротивление?
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. МНЕНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ (ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ НИХ ОДНОКЛАССНИКОВ)
4 ЭТАП УРОКА: ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Для создания эмоционального настоя, чтобы возбудить лучшие чувства ребят и их творческая работа получилась искренней
Кто вас, ребята, покалечил, Кто вам неправду нажужжал, Что молодое поколенье Всегда со старшим на ножах? Я враг нелепой той идеи Об отрицании основ. Противно думать, будто дети – Противники своих отцов. Пускай любой сегодня спросит Тех, кто под пули шёл в боях: Как всем им верилось, что после Всё повториться в сыновьях! О, сколько гордости и блеска, Когда в штыки сквозь сто смертей Идут, как генерал Раевский, В сопровожденье сыновей! | Да это же закон природы В её движении вперёд: Прямое продолженье рода Есть продолженье всех работ! Пусть оголтелая бездарность Мозги не путает юнцам, Пусть крепнет в сердце благодарность К своим дедам, к своим отцам! Спасибо вам, отцы, от сына За жизнь, что вами мне дана, За то, что есть у нас Россия, Большая, вольная страна! Спасибо за весну, за лето, За лес, где плещет соловей! Пускай и мы услышим это Потом от наших сыновей! Игорь Кобзев |
Пишем письмо родителям (другим представителям старшего поколения). Если есть необходимость, то просим и прощение за непослушание.
Алгоритм написания письма: Дорогие ____________. Спасибо вам__________ ____________________ _____________________ _____________________ С любовью, ваш __________. |  |
Во время работы звучит песня В.Шаинского на слова М.Рябинина в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом»
УЧИТЬСЯ УМЕНИЮ СКАЗАТЬ «СПАСИБО», НАХОДИТЬ, ЗА ЧТО СКАЗАТЬ «СПАСИБО». ПРОЯВИТЬ СЕБЯ НА ТВОРЧЕСКОМ УРОВНЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАРИСОВАТЬ РИСУНКИ «МОЯ СЕМЬЯ»
Анализ работ. Насколько серьёзно ребята пропустили тему через себя. «Графические методы в психологической диагностике» Е.С.Романова, О.Ф.Потёмкина
ОБУЧАЮЩИЕСЯ НЕ ЗАДУМЫВАЮТСЯ О СВОЁМ ПОВЕДЕНИИ,
ПРОЯВЛЯЮТ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ.
НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОНИ ОБИЖАЮТ СТАРШИХ.
НЕТ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ: ПОНЯТИЯ САМИ ПО СЕБЕ, А РЕБЯТА САМИ ПО СЕБЕ
УВЕРЕНЫ, ЧТО ИМ ВСЕ ДОЛЖНЫ, А ОНИ НИЧЕГО НИКОМУ НЕ ДОЛЖНЫ
ОСОЗНАТЬ СЕБЯ БУДУЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ.
Получение результата отсрочено. Косвенно его можно проверить анкетированием или проведением опроса (напиши день рождение мамы, бабушки; знаешь ли ты отчество своего дедушки и т.д.).
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Используемая литература:
- Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Родное слово. Симферополь. 2011
- Предки о воспитании юных: Кн. Для родителей и учителей / Всерос. Фонд образования. Асс. Пед.помощи родителям; Сост. Г.П.Веселов и др. – М.: Просвещение, 1994.- 65 с.
- Пространный христианский катихизис. Святитель Филарет Митрополит Московский и Коломенский. Общество Святителя Василия Великого. Изд. Паломник. Санкт-Петербург- Москва. 2002.
- Родительские собрания. 5 класс./ Сост. А.В.Ефимова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112с.
- Балакшин Р.А. Избранные жития святых для детей.- 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 816 с.:ил.
- Фото взято из открытых Интернет-ресурсов