СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по алгебре на тему: "Свойства числовых неравенств", 8 класс.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по алгебре на тему: "Свойства числовых неравенств", 8 класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа №19 им С.Н. Котова г.Феодосии Республики Крым»

















Разработка урока

по алгебре, 8 класс (линия УМК Мерзляка А.Г.)

на тему: «Свойства числовых неравенств»

















Урок разработала

Крищенко Татьяна Владимировна,

учитель математики





















г.Феодосия, 2022г.

Дата: _________ Класс: 8-А, 8-Б

Тема урока: "Свойства числовых неравенств" (слайд 1)

Цель:

рассмотреть теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств; сформировать навыки применения их к решению простейших задач на оценку выражений; закрепить свойства неравенств; привитие интереса к изучаемому предмету; формирование математического мышления и умения учащихся воспроизводить мысли устной и письменной речью.


Планируемые образовательные результаты

Личностные: развивать находчивость при решении задач. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль. Готовность учиться самостоятельно. Доброжелательно и уважительно относиться к другим людям, уметь работать в режиме диалога.

Метапредметные:

Принимать учебную проблемную ситуацию и рассматривать ее как начальный этап ее последующего обсуждения и разрешения. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Использовать знаково-словесные способы кодирования информации. Структурировать знания. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные: Уметь читать числовые неравенства; знать свойства числовых, уметь доказывать их и применять их на практике. Уметь оценивать значение выражения, используя свойства числовых неравенств.

Планируемые результаты: Учащийся научится применять полученные знания при решении практических задач, оперировать терминами, закрепят свойства неравенств.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:

  1. Организационный этап;

  2. Проверка д.з.

  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (повторение ранее пройденного материала);

  4. Создание проблемной ситуации и поиск путей решения проблемы

  5. Формулировка целей урока

  6. Формирование новых знаний;

  7. Разминка для глаз

  8. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Формирование и отработка навыков и умений, изученных в ходе урока;

  9. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков Самостоятельная работа

  10. Домашнее задание

  11. Итоги урока.

  12. Рефлексия деятельности




ХОД УРОКА

1.Организационный момент (слайд № 2 )

Сообщить девиз урока: «Слушай, что говорят;

говори, что знаешь;

делай, что должен;

будет, что нужно.»

С.Ковалевская.

2. Проверка домащнего задания (слайд № 3)

Решение показывается с помощью проектора и компьютера.

758 (б,г)

Зная, что 5

Ответ: б) - 50


761 (а) Оцените периметр квадрата со стороной a см, если 5,1 ≤ а ≤ 5,2

Как найти периметр квадрата. Ответ: 20,4 ≤ а ≤ 20,8


3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (повторение ранее пройденного материала)

(слайд № 4) Устная работа: Сформулируйте теоремы, выражающие основные свойства числовых неравенств.

Устно (условия заданий проектируются на экране, работа проходит фронтально, при выполнении заданий учащиеся поясняют, какие теоремы применяли, т.е., что можно делать с обеими частями неравенства)

- Теоремы, выражающие основные свойства числовых неравенств.

(слайд № 5) Теорема 1. Если аb, то b b , то b а

Теорема 2. Если аb и b

Теорема 3. Если a

(Если к обеим частям верного неравенства прибавить одно и тоже число, то получится верное неравенство)

(слайд № 6) Теорема 4(1). Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то получится верное неравенство

(слайд № 7)Теорема 4(2). Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.

(слайд № 8) Следствие из теоремы: если а и b – положительные числа

и a . 2

Повторим на конкретных примерах, как действуют эти правила.

(слайд № 9) 1.Найди ошибку ( устно) ( если неверно поднимаете руку вверх)

Пусть x y, выберите верные неравенства:

  1. x – 3

  2. 5x 5 y

  3. 8 + x y + 8

  4. −7x −7y

  5. 10 – x

(слайд № 10) 2.Блиц-опрос (устно) . Пусть a или  , чтобы получилось верное неравенство?

1) a + 4  b + 4

2) −3,2a  −3,2b

3) 10,5a  10,5b

4) b – 6  a – 6

5) 3 b  3 a

(слайд № 11) 3(устно)Запишите верное неравенство, которое получится, если:

а) К обеим частям неравенства 3 -2 прибавить число 5;

б) Из обеих частей неравенства -4

в) Обе части неравенства 5-1 умножить на -2;

г) Обе части неравенства 9

(слайд № 12) 4. (письменно) Оцените значение выражений и заполните пропуски, напишите знаки сравнения.

Если 7 x  , то 4x, – 3 + x, x, 1/x

4* 7 x  ; 28 x  
7-3 x x 8

-7 -x -11; -11

 ;

4.Создание проблемной ситуации и поиск путей решения проблемы ( мотивация учащихся к изучению новой темы)

Часто значения величин, являющихся результатами измерений, не точны. Измерительные приборы, как правило, позволяют лишь установить границы, между которыми находится точное значение.

Предложить обучающимся задачу

(слайд № 13 ) «Измеряя длину а и ширину b прямоугольного участка, (в метрах), нашли

что 23 a b 10. Оцените длину изгороди вокруг этого участка и его площадь».

Возможные наводящие вопросы :

  1. Как найти периметр и площадь прямоугольника.

  2. Что нужно сделать, чтобы оценить площадь и периметр?

  3. Достаточно ли знания изученных ранее свойств для решения задачи?


Дети: Читают задачу, анализируют. Выдвигают свои способы (гипотезы) для решения поставленной задачи. Отвечают на вопросы :

  1. Р=2*(а+b)

S=a*b.

  1. Для оценки периметра нужно почленно сложить неравенства, а затем все части неравенства умножить на 2.

Для оценки площади необходимо умножить неравенства почленно.

Не знаем свойств когда неравенства почленно перемножаются и складываются

5.Формулировка темы урока. (слайд № 14 )

Формулировка целей урока. (слайд № 15 )

6. Изучение нового материала

Теперь давайте рассмотрим теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств.

Теорема 5.  (слайд № 16 )

Если a b и  c d, то a + c b + d

Доказательство
Прибавим к обеим частям неравенства a b  число c, получим  a + c b + c
Прибавим к обеим частям неравенства c d  число b, получим   b + c b + d
Из неравенств a + c b + c и b + c b + d  следует, что  a + c  b + d.

Вывод: Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство.

Пример 1. Сложите числовые неравенства:

Например: -7-13

+ 7 + 7 2

0 -11 верно

Теорема 6.  (слайд № 17 )

Если  a b и  c d, где ab, c– положительные числа, то  bd.

Доказательство

Умножим обе части неравенства a b  на положительное число c, получим  bd. 

Умножим обе части неравенства cd  на положительное число b, получим  bd.

Из неравенств ac bc и  bc,  следует, что  bd

Вывод: Если перемножить почленно верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство.

Пример 2. Перемножьте числовые неравенства:

Например: (слайд № 18 )

76 -3

* 3 * 7 2 – 4

2112 верно 12



Следствие. : (слайд № 19)

Если числа а и b положительные и а b, то an bn ( n– натуральное число)

Например: 3 2, значит 33 23

27 8 верно

Заметим, что все рассмотренные свойства неравенств справедливы и в случае нестрогих неравенств:

если a  b и c   d, то a + c  b + d;
если a  b, c  d и a, b, c, d – положительные числа, то ac  bd;
если a  b и a, b – положительные числа, то , где n – натуральное число.

Учащиеся решают (устно)
Задания из дидактического материала:

1. Сложите почленно неравенства: (слайд № 20 )

-5-25 и -2 -5 7833 и -22-23 32-1 и 147

2. Перемножьте почленно неравенства: (слайд №21)

55 и 43 53,5 и 62 21 и 43

Возвращаемся к проблемной задаче.

Решают задачу №2. (слайд № 22)

Обучающиеся решают задачу.

23 м a

9 м b 10 м

32 мa+b

64 м P

Тогда с помощью теоремы 6 можно оценить площадь прямоугольника. Имеем:

23*9м2 abм2

207 м2 S м2

Вообще, если известны значения границ величин, то, используя свойства числовых неравенств, можно найти границы значения выражения, содержащего эти величины, т. е. оценить его значение.

Разминка (для глаз) (слайд № 23)

- Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, прямоугольник, изображенный на слайде по часовой стрелке(красной) и следующий против часовой стрелки. Пробегите взглядом по жёлтой линии , затем по голубой. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и продолжим работу

6. Закрепление изученного материала

1.Решает учитель (слайд № 24)

Пример: Зная, что 7≤ x ≤9

2 ≤ y ≤ 5 Оцените: x+y , x-y , xy ,

Решение: 7 ≤ x ≤ 9 7 ≤ x ≤ 9

+ 2 y 5 -5 -y -2

9 ≤х+у≤14 2≤ x-y ≤ 7


7≤ x ≤9 7≤x≤9

*2 y 5

14≤xy≤45


768. Выполняют учащиеся

Выполним а), в), затем б), г) (слайд № 25 )

7. Самостоятельная работа (с выставлением оценки)

Организация и контроль за процессом решения задач. Организация самоконтроля по готовому решению


Самостоятельно работают над заданиями. (слайд № 26 )

Проверяют себя по шаблону (слайд № 27 )



8. Итоги урока (слайд №28 )

  1. Сформулируйте теорему о почленном сложении числовых неравенств.

  2. Сформулируйте теорему о почленном умножении числовых неравенств.

  3. Как вы думаете, данные теоремы справедливы только для двух числовых неравенств?

  4. Что значит оценить значение выражения?

9. Домашнее задание (слайд № 29)

Изучить п.30 учебника (выучить правила), №769,773

Резерв (слайд № 30)

10. Рефлексия (слайд № 31)

Ученикам предлагается закончить предложения:

Я сегодня познакомился с ...
У меня сегодня получилось ...

Какие вопросы остались для меня неясными?

Ребята, готовясь к уроку, я нашла интересный факт, связанный с неравенствами. Оказывается в книгопечатании знаки и и


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!