Тема урока: Мужество. Готовность к защите Родины. „Давид и Голиаф”
Цели урока: образовательная: ознакомить учащихся с библейской историей Давида и Голиафа; объяснить причины победы Давида над Голиафом; раскрыть понятие „мужество” на различных примерах из жизни; сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести страну к возрождению;
развивающая: развивать мышление, умение анализировать и делать выводы, выразительное чтение вслух;
воспитательная: воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемые результаты:
После изучения этого урока ученик / ученица:
понимает содержание понятия „мужество”, умеет раскрыть различные проявления на конкретных примерах жизни;
объясняет причины победы Давида над Голиафом;
размышляет над ответом на вопрос „Готов ли я сам защищать Родину?”
Оборудование: детская Библия или распечатанная библейская история о Давиде и Голиафа, аудио- и видео сопровождения, смайлы-тестеры настроения.
Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство.
ХОд урокА
I. Вступительная часть
1. Организационный момент
2. Оглашение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
2.1. Приветствие учителя. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я надеюсь, что сегодняшний урок не пройдет бесследно для каждого из вас. И все вы станете еще больше любить свою Родину и будете пытаться делать хорошее, полезное и хорошее для своей страны, для людей, вас окружающих.
2.2. Разноцветный дневник настроения (ученики определяют свое настроение, поднимая смайлики: красный грустный, зеленый улыбающийся, фиолетовый равнодушный).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания (опережающее)
Проверка „цветков жизни” с лепестками-добродетелями.
Выступление учеников. Каждый учащихся (группа из 5-6 школьников) представляет свой „цветок жизни” с лепестками-добродетелями, сформированные на основе мнений членов его семьи.
доброта
чуткость
сострадание
прощение
терпимость
доброжелательность
милосердие
На основе представлений учащихся заполняется общий цветик-семицветик доброты на слайде презентации урока.
Проблемный вопрос
Какие из перечисленных качеств можно связать тесно с нашей жизнью? Обоснуйте свое мнение.
III. ПРОЦЕСС ОСОЗНАНИЯ И УСВОЕНИЯ И НОВЫХ ЗНАНИЙ
Слово учителя
История человечества, как и библейская история, очень часто убеждала нас в том, что мужество обычно шагает рядом с патриотизмом. Сегодня мы с вами на отдельных примерах из Священного Писания убедимся, что это именно так.
2. Метод „Ассоциации”
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «мужество».
(С помощью воображаемого микрофона, дети выражают свои мысли).
3. Слово учителя
3.1. Образ мужества
Среди человеческих добродетелей, ценность которых прослеживается на протяжении всей истории человечества, особое место принадлежит мужеству, которое с давних времен до наших дней является предметом анализа для многих ученых: философов, богословов и психологов. Сначала, мужество было исключительно мужской добродетелью, что видно из самого анализа слова «мужественный», корнем которого является древнеславянское слово «мужчина». В древнем обществе мужество сводилась к смелости, храбрости и отваги, к умению защитить семью, род от врагов и принести добычу. Мужественный человек обычно быв высокий, с натренированными мышцами, физически крепкий. Но не только с физическим совершенством связана мужество. Эта добродетель – это и сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность человека может быть связана с риском для собственной жизни. Кто осмысленно решается ради добра опасности и не боится ее, тот и является мужественным.
В настоящем понятие «мужество» чаще понимается в широком смысле, как синоним моральной прочности, определенной решимости в отстаивании нравственных убеждений, которая не учитывает возможные потери (не только физические, но одновременно и даже прежде всего, потери материальные, социальные, психологические). Оно, в основном, выступает как общественная позиция и все больше теряет смысл исключительно мужской добродетели. Теперь мы вполне можем употреблять выражения «мужество женщины» или «мужество ребенка».
3.2. Главные черты мужественности
Главные черты, присущие мужественному человеку: устойчивость в беде и борьбе, духовная мощь, храбрость, отвага, спокойная смелость во время опасности, терпения и постоянство.
4. Словарная работа
Попробуйте дать определение термина „мужество”. Ученики заполняют первый столбик таблицы, учитель предоставляет потом высказывания писателя. Ученики, отвечая на вопросы, пытаются сделать выводы.
МУЖЕСТВО |
СЛОВАРЬ | Христианский писатель М. Е. Пестов |
Мужество – качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели. Высшее проявление мужества – героизм. | Мужество – христианская добродетель, качество духа, дающая человеку способность встречать опасность и затруднение с твердой решимостью, без страха и колебаний. Мужество является устойчивостью в истине. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дает человеку силы противостоять соблазнам, творить правду и отстаивать ее. Мужество - это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью. |
5. Ряд вопросов для обсуждения:
- Сравните значение этих определений.
- Что между ними общего?
- Чем отличаются?
- Какое определение вам больше нравится и почему?
6. Слово учителя
История человечества, как и библейская история, очень часто убеждала нас в том, что мужество обычно шагает рядом с патриотизмом. Сегодня мы с вами на отдельных примерах из Священного Писания убедимся, что это именно так.
7. Сообщение ученика по индивидуальному домашнего задания
7. 1. Христианское понимание патриотизма
Ощущение любви к собственному народу является естественным для человека, поскольку неразрывно связано с природой человека. Человеку свойственно любить отца и мать, братьев и сестер, родной дом, где она выросла и была воспитана.
Апостол Павел говорит, что в христианстве нет «ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3,11), то есть перед Богом все люди одинаково ценными. Христианин, как член человеческого общества одновременно является и гражданином своей страны, сыном своего народа. Любовь к своей стране, к своему народу называется патриотизмом, происходит от греческого слова «Патрис» - родина. Патриотизм определяется, прежде всего, как готовность подчинить интересам отечества свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер, культурные особенности и единство с другими соотечественниками, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
7.1.1. Упражнение «Круг обсуждения»
Человека можно назвать патриотом?
Какое место на земле вы считаете своей Родиной?
Может патриотизм помочь человеку в работе и жизни?
7. 2. Слово учителя
Примеры патриотизма на страницах Священного Писания
Высокие примеры патриотизма приводит на своих страницах Библия.
Еще со времен Ветхого Завета вся история еврейского народа полна свидетельствами о том, как иудеи любили свой Сион, свой Иерусалим, свой храм. Особенно впечатляющий пример любви к своему народу в Ветхом Завете показал пророк Моисей. Когда после получения Божьего Завета (Десяти Заповедей) израильский народ изменил своему Богу и поклонился золотому тельцу, сильно занялся гнев правды Божией. Моисей молился на горе о народе, что согрешил, не сходя 40 дней и 40 ночей с места. Господь отвечал: «оставь Меня, и запылает гнев мой на них, и истреблю их, и выведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32,10). Еще сильнее начал молиться великий пророк и, наконец, воскликнул: «О, если бы Ты простил их грех А нет, то исключи меня Твоей книги, Ты написал »(Вих.32,31). Молитва Моисея, который для спасения своих собратьев готов был пожертвовать своей жизнью, была услышана. Похожий пример из Нового Завета мы видим в жизни апостола Павла. Никто не мешал ему в деле проповеди так настойчиво, как те его соотечественники, не поверили в Христа. Они не понимали его, а некоторые даже и ненавидели, считая его предателем веры своих родителей. Несмотря на это, апостол Павел в своем послании к римлянам пишет: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим. 9 3-5). Эта любовь была так велика, что он, подобно Моисею, готов был даже пожертвовать своей личной вечной судьбой, своим спасением за спасение своего народа. Хотя в этом же послании он признается, что от любви к Богу его никто не может отлучить (Рим. 8, 38-39).
Любовь к Родине и к родному народу рождает высшее проявление христианской любви – самопожертвования, о котором говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.13,15). В дни мирной жизни самопожертвование христианина оказывается в самоотверженному труду на благо и процветание Родины, а в беде, час опасности – в готовности рисковать и даже положить свою жизнь для спасения Отечества и ее независимости.
Ярким примером личного мужества самопожертвование для благополучия и защиты своей Родины является библейское повествование о Давиде и Голиафа.
8. Метод «Круг обсуждения»
Какие библейские примеры патриотизма вы знаете?
Как вы считаете, что может сделать народ нашей страны счастливым?
9. Физкультминутка
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
10. Ознакомление с библейской историей о Давиде и Голиафе
10.1. Слово учителя
Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.
Выразительное чтение вслух (несколько учеников)
В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.
Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.
Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.
Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.
Царь Саул рассмеялся и ответил:
- Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.
Давид ответил:
- Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.
Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:
- Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.
Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:
- Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.
Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.
Чтение отрывка из произведения Гарри Шика (доктор химических наук, профессор)
…И пошли они на встречу, замерли войска,
Голиаф могучий против паренька.
Камень тут Давид достал, из под плаща,
А в руке вдруг оказалась у него праща.
В Голиафа, раскрутив пращу, метает он голыш,
Тот летит со свистом разрывая тишину,
Был силен и ловок наш Давид-малыш,
Великану метко бьет снаряд по лбу.
Смотрят в изумлении на то войска,
Филисти́млян охватила жуткая тоска
Их герой лежит подобно мертвому холму,
Иудей отпиливает голову ему. […]
10.3. Чтение отрывка из библейской легенды Священного писания (под музыку)
… И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.
И возвратились сыны Израилевы из погони за Филистимлянами и разграбили стан их.
И взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем.
Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю.
И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша?
Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его.
И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема.
10.4. Словарная работа
Праща́ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.
11. Обсуждение прочитанного
• Почему Давид решился на поединок с великаном Голиафом?
• Каковы причины победы Давида над Голиафом?
• Какое „вооружение” вы бы хотели взять с собой в жизни: оружие Голиафа или оружие Давида? Почему?
• Кто или что побудило Давида к героическому поступку?
• Какое оружие выбрал себе Давид?
• Можно ли считать Давида патриотом?
12. Работа с тетрадью
Сводная характеристика Страха (на примере Саула) и ВЕРЫ БОЖЬЕЙ (а примере Давида)
СТРАХ | ВЕРА Божья |
Голиаф - это трудности, которые встречаются в нашей жизни. Вещи, события которые заставляют бояться. Не зависят от нас. Неподвластны для человека. СВОИМИ СИЛАМИ ПОБЕДИТЬ ГОЛИАФА НЕВОЗМОЖНО! | |
1. Страх – основан на словах Голиафа. Бог отодвинут на задний план. 2. Смотрит на свои силы и опускает руки. Не борется с Голиафом. 3. Проигрывает. | 1. Вера в победу - основана на Слове Бога и действии Божием в жизни. 2. Смотрит не на свои силы, а на силу БОГА, Доверяет Богу вести войну с Голиафом. 3. Побеждает ( не всегда с первого удара) |
Страх и вера заразительны. ВЫБИРАЙ, ЧЕМ ЗАРАЖАТЬСЯ! | |
Важно: вера Давида была неразделима с богом!
13. Метод „Искусство эмоций”
Рассмотрите картину Клода Виньи. Выскажите свои мысли по поводу гаммы чувств Давида. Почему художник изображает его именно таким?
14. Метод „Пару строк раздумий”
• Поможет неверие и самоуверенность победить сильных врагов в жизни?
• Сможет ли такой человек одержать победу над собой и своей слабостью?
• Как такой человек будет встречать трудности и проблемы?
• Чем больше всего в своей Родине вы гордитесь?
• Что значит «предать» свою Родину?
• Согласны ли вы с тем, что мужество это духовная категория?
• Согласны ли вы с тем, что дом это не только комфорт?
15. Слово учителя
Какие выводы позволяет нам сделать это библейское повествование? Во-первых, поступок Давида показывает, что мужество - категория духовная, и иногда не имеет ничего общего с физической силой, здоровьем, а тем более с наглостью и зазнайства. Основа мужества, как и других добродетелей - любовь, в данном случае - любовь к своей стране и своему народу, которая делает мужественными не только воинов, но и женщин, и детей, отважно идут на страдания и даже смерть ради своей Родины и веры.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Ученики высказывают свою точку зрения, что важнейшее из урока они усвоили:
- я полагаю что…
- потому что….
- к примеру…
- Значит, таким образом ...
Учитель благодарит учеников за откровенность.
2. Домашнее задание, его инструктаж (дифференцированное):
- подготовить пересказ библейской истории о Давиде и Голиафе;
- нарисовать иллюстрации к истории;
- написать небольшой рассказ „Был ли Давид мужественным патриотом?” или „Готов ли я защищать Родину? Почему?”
3. Создание и озвучивание синквейна на тему „Донбасс”
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.
1 строка – название темы
2 строка – это определение темы в двух прилагательных
3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.
Донбасс
Шахтёрский, свободный
Трудится, развивается, вдохновляет
Наш девиз: возможность доказана делом
Отчизна
Мужество
Врожденное, героическое
Спасти, отстоять, защитить
Беда дает повод к мужеству
Героизм
Давид
Мужественный, бесстрашный
Охраняет, сражается, освобождает
Юноша-воин ставший царем
Защитник
4. Просмотр отрывка м/ф о Давиде и Голиафе.
5. Подведение итогов урока. Мотивированное оценивания учеников.
6. Разноцветный дневник настроения (ученики определяют свое настроение, поднимая смайлики: красный грустный, зеленый улыбающийся, фиолетовый