Технологическая карта урока
«Минеральное питание растений и значение воды»
УМК «Биология 5-9 классы : Пономарёва И.Н.,
Кучменко В.С., Корнилова О.А.
Выполнила: учитель биологии Умпелева М.В.
МБОУ «Красноясыльская СОШ»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся делать логические выводы об особенностях минерального питания на основе имеющихся знаний об обмене веществ и органах растения;
Образовательная цель: раскрыть сущность понятия «минеральное питание» путем выявления особенностей строения и функций корня, познакомить учащихся с классификацией удобрений; раскрыть значение удобрений для роста и развития растений; изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Научиться выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.
Учиться понимать биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.
Метапредметные
Познавательные:
учиться строить высказывания;
учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
учиться слушать и понимать речь другого человека;
учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;
учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;
учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.
Регулятивные:
учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности;
учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные
формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.
развивать познавательный интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к природе.
Основные понятия, изучаемые на уроке: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения.
Учащийся должен знать: значение минерального питания для жизни растений, правила внесения удобрений, влияние азота, калия, фосфора на рост и развитие растений; определения: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; классификацию удобрений.
Учащийся должен уметь: характеризовать процесс поглощения растениями раствора минеральных веществ, анализировать и обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения
Обеспечение урока:
учебники
компьютер и мультимедийный проектор
микроскоп и микропрепарат «Корневые волоски»
проросшие зёрна пшеницы
лупа
компьютерная презентация
таблица «Внутренне строение корня»
коллекция минеральных удобрений
кейс “Многообразие растений своей местности” (Приложение 1);
рабочие листы (Приложение 2);
оценочный лист.
ЭОР: Диск «Уроки в 6 классе. «Биология. Растения.»
Вид используемых на уроке ИКТ средств: технология презентаций
Методы обучения: проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, исследовательская, критического мышления кейс-метод.
Формы организации деятельности учащихся:
коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока; осуществляют рефлексию.
фронтальная: отвечают на вопросы;
кооперативно-групповая: осуществляют работу с кейсом, самооценку и взаимооценку знаний;
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые предметные результаты | Формируемые УУД |
Организационный этап 1 минута | Подготовка учащихся к работе на уроке: • обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии, • психологическая подготовка учащихся к общению на учебном занятии. Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать особенности жизнедеятельности растений. Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, связанные с растениями, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов. Хорошего вам настроения. | Проверяют свою готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок | | Коммуникативные: учатся культуре общения. Личностные: самоопределение, смыслообразование Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль |
Для работы в группах необходимо выбрать координатора, вписать членов группы в оценочный лист | Настрой на работу в группах |
Актуализация знаний 7 минут | Обеспечение мотивации учащихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы). Актуализация субъектного опыта учащихся. - На прошлом уроке мы начали изучать одно из важнейших свойств всех живых организмов – питание. Мы установили, что у зелёных растений питание двух видов (слайд 1). В листах заполните схему по способам питания растений. Один идёт к доске. | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им признаки жизни; работают в парах; Отвечают на вопросы учителя, работа со схемой на листе и на доске. Проверка по шаблону (слайд 2). Оценивание 1 этапа работы. | Отрабатывают особенности воздушного питания растений. | Познавательные: формулирование цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: учатся культуре общения, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах Личностные: смыслообразование и личностное самоопределение. Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
Познакомьтесь с некоторыми фактами (слайд 3). - Где и как растение берёт столько воды? Что вы можете сказать о представленной схеме? - Как испарение воды связано с работой корня? (слайд 4) Вспомним закон физике о разнице давления: Газ или жидкость двигаются из области высокого давления в область низкого давления. Значит, когда вода испаряется из тканей растения, там формируется низкое давление, а сосуды корня, заполненные водой имеют область высокого давление, поэтому и осуществляется движение воды вверх. - Чем эти два растения отличаются друг от друга? В чём причина таких различий? (слайд 5) -Вот тут клубень картофеля решил употребить химические вещества в твёрдом виде. Что из этого получиться? (слайд 6) - От куда в растение поступают минеральные вещества? (слайд 7) - Так какая сегодня тема урока? (слайд 8) - Сформулируйте проблемный вопрос к данной теме. - Каким же образом растение, у которого нет системы пищеварения, получает необходимые неорганические соединения? На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке. Цели урока. (слайд 9) | отвечают на вопросы учителя озвучивают тему урока «Минеральное питание растений»; записывают тему урока в тетрадь; Формулируют проблемный вопрос, составляют план действий: 1.Определить особенности минерального питания растения 2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями. 3.Определить условия для лучшего функционирования корня | Знакомятся с понятием «транспирация», «корневое давление» и устанавливают взаимосвязь между этими двумя функциями растения. |
Первичное усвоение знаний 10 минут | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала. Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу. Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. Почвенное питание называют ещё корневым и минеральным (слайд 10) Вспомним строение корня. Какие зоны есть? (слайд 11, 12) (слайд 13) У вас на столах микроскопы с микропрепаратом «Клеточное строение корня» Вспомните правила работы с микроскопами и рассмотрите микропрепарат. Найдите зону всасывания. Рассмотрите через лупу корни проросшего зерна. Можно ли выделить зону всасывания? Какая она? (слайд 14) Познакомьтесь с путями поступления воды и минеральных веществ из почвы. Если в почве не хватает питательных веществ, то человек их вносит. Как они называются? (слайд 15 – 19) | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником и презентацией. Работают с микропрепаратом и наглядным материалом. | Закрепить знания о клеточном строении корня и выполняемых функциях каждой зоной. Отработка навыков работы с микропрепаратом и микроскопом. Знакомство с видами удобрений, с макро - и микроэлементами. | Предметные: учатся понимать смысл биологических терминов, давать характеристику биологическим процессам. Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся культуре общения, умению самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) Познавательные: учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). Учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Первичная проверка понимания 5 минуты + 15 минут | Установление правильности и осознанности изученного материала. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала. - Вернитесь к карточкам, в которых вы работали в начале урока и завершите характеристику питания растений в схеме (правую колонку). Один идёт к доске. Поверка по шаблону (слайд 20) Хвалит учащихся за успешную работу | Работа со схемой в карточке | Отработка путей проникновения воды и минеральных солей из почвы в растение. | Познавательные: Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений. |
(слайд 21 – 26) Работа с учебником и материалами кейса. Приложение 1 Учитель организует коллективное обсуждение итогов работы: выслушивает мнение всех команд, разбирает возможные варианты ответа. Вывод по вопросу кейса | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, смотрят слайды презентации. Участвуют в аргументации вывода по заданию кейса. | Знакомятся с понятием «Гидропоника» |
Подведение итогов урока. Рефлексия содержания учебного материала. 3 минуты | Организует совместную работу учащихся по формулированию вывода по уроку. Вывод по уроку: Рефлексия (работа с презентацией) (слайды 27-29) Ребята, могут ли сведения, с которыми вы познакомились сегодня, пригодиться вам в жизни? Закончить урок мне хочется русской пословицей: “Человек без родины, что дерево без корней” | Формулируют выводы по уроку. Ребята выполняют задания, применяя знания, полученные в ходе урока.
Высказывают свою точку зрения. | Применение полученных теоретических знаний в жизни. | Личностные: формирование личностного самоопределения. Регулятивные: ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
Информация о д/з. 2 минуты | стр. 73 - 84 (слайд 23) Завершить работу с рабочими листами Приложение 2. | Записывают задание. | Закрепление полученных знаний на уроке. | |
Рефлексия эмоционального состояния и деятельности. 2 минуты | За окном зима, декабрь. Но растения всё равно нуждаются в поливе. Пусть ваши капельки дадут жизнь организму. Выберите капельки того цвета, на который вы себя сегодня чувствовали на уроке и положите на ватман: Оранжевый – настроение – ВО! Синий – всё хорошо, но чего – то не хватало. Зелёный – неважное настроение. Предлагает учащимся ответить на вопросы (слайд 24) | Осуществляют рефлексию Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | | Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные: формирование личностного самоопределения. |
Литература для учителя и для учащихся:
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. - 207
Электронное пособие к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология». Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2013
Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432с.: ил. ( серия «Занимательные уроки»)
Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.
Электронные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
http://www.eorhelp.ru/node/49669
http://fcior.edu.ru/card/3785/kornevoe-pitanie-rasteniy.html (коллекция ЦОРов федерального центра информационно образовательных ресурсов)
http://galinamormul.ucoz.ru/tests/o_sebe_ljubimykh/3
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/pochvennoe-pitanie-rastenii
http://festival.1september.ru/articles/559553/
http://www.prosv.ru/ebooks/Pasechnik_Uroki_biologii_6kl/0.html
http://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/biologiya/1608-shmatova.html
Приложение 1
Кейс «ГИДРОПОНИКА»
Метод гидропоники основан на изучении корневой системы растения, а конкретно как происходит питание растения. Ученые работали десятки лет, чтобы понять, что же корень извлекает из почвы. Выяснить это удалось благодаря опытам выращивания растений в воде. В дистиллированной воде растворяли определенные питательные элементы (минеральные соли).
Растение выращивали на этом растворе в обыкновенной стеклянной банке. И эксперименты показали, что растение хорошо развивается, если в растворе есть калий, сера, железо, магний, кальций, азот и фосфор. Ученые выяснили, что если из раствора с питательными веществами исключить такие элементы как калий, рост растения останавливается. Оказывается, без кальция не может развиваться корневая система. Элементы железо и магний, необходимы растению для образования хлорофилла. Белки, необходимые для образования протоплазмы и ядра, не могут образоваться без серы и фосфора.
Долгое время ученные думали, что только эти элементы нужны для нормального развития растений. Но позже ученые выяснили, что растению также нужны очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.
Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке российский ученый К. А. Тимирязев, а в Германии Ф. Кноп разрабатывали метод выращивания растений в водных растворах.
В 1936 г. В США Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Сперва растения на гидропонике выращивались исключительно в воде, без субстрата. Но при выращивании в воде снабжение корней кислородом оказалось низким, реакция раствора неустойчива, поэтому отдельные корни и растения погибали.
Поэтому выращивание растений в воде не нашло применения, и были разработаны другие методы гидропоники. Корни растения разместили в относительно в инертном субстрате, который погружен в раствор необходимых питательных веществ.
В зависимости от того какой используется субстрат появились различные методы гидропоники:
Агрегатопоника - когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – керамзите, щебне, песке, гравии и т.п.
Хемопоника - субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие малодоступные для питания растений органические материалы;
Ионитопоника субстрат из ионообменных материалов;
Аэропоника - твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.
И так при выращивании гидропонным методом, корни растения не в почве, а субстрате, заменителе почвы, который не имеет питательного значения, грубо говоря, субстрат просто создает опору развитию корневой системы.
Начало декабря. Предновогодняя суета охватывает население не только России, но и всего Мира. Кто – то покупает ёлки и украшения к ним, а кто – то мастерит всё это своими руками. 2017 год – год Огненного Петуха. А это птица и красивая, и гордая, и капризная. Любит она полакомиться не только зёрнышками, но и зеленью. А где зимой зелень взять? Правильно! Можно купить, а можно и на окне вырастить методом гидропоники. Лук, петрушка, укроп – чем не подарок к Новогоднему столу?! Решили ребята 7 класса соблюдать весь технологический процесс такого метода. Быстро и удобно. Только вот Григорий против, говорит, что зелень эта будет экологически не безопасной.
Прав ли Григорий? При использовании метода гидропоники можно ли получить экологически чистую зелень к Новогоднему столу?
Задания:
Что такое гидропоника?
Кто, где и когда впервые открыл метод гидропоники?
Укажите методы гидропоники.
Помимо воды и минеральных солей, какое ещё вещество жизненно необходимо корням растений?
Преимущества гидропонного метода выращивания растений:
При применении настоящего способа существенно поднимается урожайность плодовых растений. Интенсивное цветение декоративных растений также доказывает положительное влияние гидропоники на их рост. Этот метод помогает снабдить растение всеми необходимыми ему полезными веществами. Оно растет крепким и здоровым, причем гораздо быстрее, чем в почве.
Растение не накапливает вредных и пагубно влияющих на человеческий организм элементов, содержащихся в почве. Как правило, это ядовитые органические соединения, избыток нитратов, радионуклиды, тяжелые металлы и прочие. Особенно это актуально для плодовых растений. Ведь при использовании метода гидропоники растения получают только лишь полезные вещества.
Растения не нуждаются в ежедневном поливе. И расход воды при гидропонике гораздо проще контролировать. Каждое растение требует исключительно индивидуального подхода. В зависимости от системы выращивания и объема емкости необходимо систематически доливать воду – одному растению раз в три дня, другому раз в месяц.
При почвенном выращивании растения нередко страдают от пересыхания и недостатка кислорода, в случае переувлажнения. С применением способа гидропоники это совершенно исключено.
Процедура пересаживания многолетних растений при использовании технологии гидропоники существенно облегчается. Ведь при пересадке их в почву корни в любом случае травмируются, в той или иной степени.
Благодаря гидропонике можно избежать таких проблем, как вредители и всевозможные разновидности грибков и болезней, которые встречаются у растений, растущих в почве. Вопрос о применении ядохимикатов сам собой отпадает.
Отпадает необходимость применения новой почвы, что значительно уменьшает затраты на процесс выращивания комнатных растений.
С практический точки зрения за такими растениями легче ухаживать, нет грязи от земли, нет посторонних запахов, нет вредителей, которые могут завестись в почве, а потом распространиться и на помещение.
При выращивании на гидропонике, корни у растений маленькие, а значит можно сэкономить на пространстве и материалах. Экономия воды может доходить до 80%.
Выращивать растения при таком способе можно круглый год и урожайность на единицу площади может быть выше в десятки раз. Выгода выращивания таким способом очевидна, ведь этим способом можно накормить весь мир.
Гидропоника может быть экологичной. Например, в Индии растения сажают на кокосовое волокно, а корни растения погружаются в воду. Естественно это не коммерческий способ выращивания и в магазине продуктов, выращенных таким способом найти невозможно.
Гидропоника позволяет избежать попадания в растения вредных примесей от промышленности. Ведь в огородах и дачах, которые находятся в городской черте или поблизости от города, в воздухе множество ядовитых примесей, которые впитывают растения.
На гидропонике выращиваются следующие культуры: огурцы, томаты, бобовые, зелень – салат, лук, укроп и пр. Таким способом нельзя вырастить: морковь, свеклу, картофель, редис.
Минусы применения технологии гидропоники:
Вред овощей выращенных на гидропонике скорее зависит от химикатов, которые используются при выращивании, а не от самого метода. Зачастую применяют химикаты, действие которых направлено на максимальный и быстрый рост урожая («урожайные» химикаты).
Как вы думаете, что для производителя важнее, здоровье людей или своя прибыль? Ответ очевиден. Тогда следующий вопрос — будет ли производитель думать о том, чтобы выращенная им продукция максимально приближалась по составу к натуральному и природному составу? Конечно нет. А раз так, значит для удешевления, он будет использовать только те химикаты, которые влияют на рост и внешний вид. Продукция получается, мягко говоря неполноценная.
Со временем, накопление нитратов и других неприродных компонентов начинает приводить к различным заболеванием. Впрочем, здесь многое зависит от иммунитета человека и способности организма выводить из себя всё ненужное. По этой причине, в Интернете очень сложно найти что-то внятное о вреде гидропоники.
Однако ряд тяжёлых металлов, которые попадают в организм через такую синтетическую продукцию, практически не выводятся и со временем это сказывается на здоровье. И когда спустя определённое количество лет, появляется какая-либо болезнь в следствии тяжёлых металлов или нитратов, то определить причину этого заболевания уже практически невозможно. Ведь неизвестно, через какие продукты это всё ненужное попало в организм.
В домашних условиях выращивать такую продукцию и использовать весь необходимый комплекс микроэлементов. В этом случае будет гарантия от некачественных «урожайных» нитратов. Вред не в методе, а в применяемых химикатах. Если есть возможность вместо химии применить органику, это обязательно нужно сделать.
Как отличить овощи, выращенные на гидропонике, от натуральных овощей Внешний вид. У овощей, выращенных на гидропонике привлекательный, но в тоже время блёклый вид. Они долго хранятся, выглядят наливными. Именно такие продукты попадают в рекламу.
Аромат. Гидропоника на «урожайных» химикатах лишает продукты аромата. Овощи не пахнут. В народе такие продукты называют «пластмассовыми».
Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и πόνος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».
Ф.И. ученика __________________________________ Приложение 2
Начало декабря. Предновогодняя суета охватывает население не только России, но и всего Мира. Кто – то покупает ёлки и украшения к ним, а кто – то мастерит всё это своими руками. 2017 год – год Огненного Петуха. А это птица и красивая, и гордая, и капризная. Любит она полакомиться не только зёрнышками, но и зеленью. А где зимой зелень взять? Правильно! Можно купить, а можно и на окне вырастить методом гидропоники. Лук, петрушка, укроп – чем не подарок к Новогоднему столу?! Решили ребята 7 класса соблюдать весь технологический процесс такого метода. Быстро и удобно. Только вот Григорий против, говорит, что зелень эта будет экологически не безопасной.
Прав ли Григорий? При использовании метода гидропоники можно ли получить экологически чистую зелень к Новогоднему столу?
Задания 1. Выпишите значение воды в жизни растений
1. _______________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________________
4. _______________________________________________________________________________________
5. _______________________________________________________________________________________
Задания 2. Заполните таблицу «Значение микро – и макроэлементов»
№ | Элемент | Значение в жизни растений |
1 | Азот | |
2 | Фосфор | |
3 | Калий | |
4 | Бор | |
5 | Медь | |
6 | Марганец | |
7 | Молибден | |
Экологические группы растений
З
адания 3. Заполните схему






Растения: | Растения: | Растения: | Растения: |

Вывод по вопросу кейса:
Учащиеся 7 класса ________________ вырастить экологически безопасную зелень к Новогоднему столу, так как
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания Ф.И. ___________________________________
Задание: заверши ЛЕВУЮ ЧАСТЬ схемы, используя приведённые ниже слова и словосочетания.
Питание растений
Почвенное
| орган | |
| ткань | |
| клетки | |
| органоид | |
| вещества | |
ПОМОЩЬ:
вода, минеральные вещества, органические вещества (сахар), лист, корень, всасывающая, основная,
хлоропласт, корневые волоски, столбчатые.