Разработка урока
по биологии
«Деление клетки»
6 класс
Амирова У А.Т
2019 г.
Тема урока: Деление клетки.
Цель: сформировать представление о размножении как одном из важнейших свойств живого; создать условия для ознакомления с разными типами деления клеток живых организмов, формирования понятий "митоз", "мейоз" и их отличительных особенностях.
Задачи:
Образовательные: способствовать изучению типов деления клеток, их роли в организме; механизма процесса деления и получения клетками наследственной информации; особенностей мейоза, связанных с половым размножением растений и животных; способствовать нахождению отличий процессов митоза и мейоза, а также черт их сходства; продолжить работу по формированию биологических терминов.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков сравнивать, анализировать и выделять характерные признаки, развитию интеллектуальных способностей учащихся; развитию интереса к биологическим знаниям; способствовать формированию умения использовать теоретические знания для объяснения закономерностей, наблюдаемых в живой природе; развитие самостоятельной деятельности на уроке, усиление активности и мотивации.
Воспитательные: воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию; формирование умения работать в группе, где возникает общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Здоровьесберегающие: способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Планируемые образовательные результаты:
личностные: уметь формулировать понятия "митоз", "мейоз", "фазы деления", "гомологичные хромосомы", "веретено деления", "хроматиды", "соматические и половые клетки", объяснять механизм процесса деления клеток; выбор основания для сравнения процессов митоза и мейоза, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между типом деления и типом клеток; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) знать правила отношения к живой природе;
метапредметные: развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности при работе с микропрепаратами клеток; умение работать с текстом учебника, развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами; умение организовать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и коррекцию, оценивать результаты работы; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
предметные: выделять существенные признаки процесса размножения; сравнивать типы деления клеток, умение делать выводы на основе сравнения.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Важнейшее свойство клеток - деление.
3. Основные типы деления клеток.
4. Интерфаза.
5. Основные фазы митоза.
6. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза.
7. Биологическое значение мейоза.
8. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
Оборудование: Фрагмент видеофильма«Растительная клетка(2)», таблицы «Митоз», «Мейоз», фаз митоза, цветные мелки, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); набор ЦОР; рисунки учебника.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирова-ние УУД |
Организа-ционный момент Цель: организо-вать направление внимания обучающих-ся на урок. | Проверяет готовность учащихся | Показывают свою готовность к уроку | Регулятивные |
Актуализация знаний учащихся Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходи-мых для восприятия нового материала | 1. Вспомните, какие характеристики кроме обмена веществ еще свойственны живым организмам? К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок. | Это рост, развитие, размножение, раздражимость, движение. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные |
Определение темы урока Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новых учебных задач. | 2. - Посмотрите видеофильм. Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм - вырастают его клетки или возрастает их количество? | Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос. Предположительный ответ: - Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные Личностные |
- Откуда же берутся новые клетки на смену старым? | - Они появляются в результате деления предшествующей клетки. |
- Таким образом, какой же можно сделать вывод? | Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ: - Деление - важнейшее свойство клеток, без него были бы невоз-можны рост и развитие много-клеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов. |
Предлагает определить тему и задачи урока | В ходе обсуждения определяют тему, цель и задачи урока с помощью учителя. Записывают тему в тетрадь. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные |
Изучение нового материала Цель: решение учебных задач. | 3. - Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток? | - Нет, не все клетки делятся одинаково. - Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные |
- Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. - Выпишите в словарь определения этих терминов. | Работая с текстом учебника, выписывают слова в тетради. | Познаватель-ные |
- Поскольку на этом и последующих уроках мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого составим в тетрадях сравнительную таблицу и по ходу изучения темы станем ее заполнять. Рассказывает о механизме процесса деления клеток, используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы диска, ведет диалог с учащимися. | Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге. Составляют вместе с учителем сравнительную таблицу по характеристике митоза и мейоза. Заполняют только графу, где характеризуется митоз. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные |
Сравнительная таблица
Пункты сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Тип деления | Бесполое | |
2. Продолжительность | 1-2 часа | |
3. Количество этапов | 1 этап | |
4. Количество фаз | 4 фазы: 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза | |
5. Результат деления | 2 дочерние клетки | |
6. Количество хромосом в дочерних клетках | Идентичное материнскому | |
| 4. - Что происходит с дочерней клеткой сразу же после деления? | - Она растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Личностные |
- А зачем это необходимо? | - Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними. |
- Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов. | Слушают объяснение учителя. Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетради. |
5. - А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4. Названия каждой также греческого происхождения. Запишем их в тетрадь. | Записывают названия фаз и пояснения к ним в словарь. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные Личностные |
- Рассмотрим рисунки учебника, иллюстрирующие процессы, происходящие в фазах митоза. | Работают с рисунками и текстом учебника, анимацией в электронном диске. |
- Обратите внимание на новые термины. Запишите их дома в тетрадь. | - Центриоли, полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы. | Познаватель-ные Регулятивные |
| | |
- В чем биологический смысл митоза? | Работа с текстом учебника, обсуждение в парах, Предположительные ответы: - Дочерние клетки, которые образуются в результате деления материнской, получают наследственную информацию, которая идентична материнской. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные Личностные |
- В основе каких процессов лежит митоз? | - Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т. д. |
6. - Продолжим составлять сравнительную таблицу особенностей митоза и мейоза. Для этого нам понадобятся текст учебника , анимации электронного диска и рисунки. | Слушают учителя. Работают с текстом учебника и рисунками, анимацией электронного диска. Заполняют вместе с учителем таблицу. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные Личностные |
Сравнительная таблица
Пункты сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Тип деления | Бесполое | Половое |
2. Продолжительность | 1-2 часа | - |
3. Количество этапов | 1 этап | 2 этапа |
4. Количество фаз | 4 фазы: | 4 фазы в каждом делении |
| 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза | 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза |
5. Результат деления | 2 дочерние клетки | 4 клетки |
6. Количество хромосом в дочерних клетках | Идентичное материнскому | Вдвое меньше, чем в материнской клетке |
| - Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально. | Слушают учителя. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные Личностные |
- Чем отличаются этапы мейоза друг от друга? | - Перед 1 -м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит. |
- Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении? | - Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются. |
- Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки? | - Они выстраиваются попарно. |
- Как расходятся хромосомы к полюсам? | - Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из 2-х хроматид. Расхождение про-исходит независимо от хромосом других пар. |
Физминутка Цель: предупреждение утомле-ния, активи-зация внима-ния обуч-ся. | С использованием мультимедийного оборудования. | | Личностные |
Первичное закрепление знаний Цель: привлечь внимание к новым сведе-ниям, выя-вить осознан-ное понима-ние нового материала. | - Составив сравнительную таблицу 2-х делений мейоза, закрепим изученный материал. | Самостоятельно составляют таблицу, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы. | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные Личностные |
Название фазы | Мейоз-1 | Мейоз-П |
Профаза | Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участками | Хромосомы видны, состоят из двух хроматид |
Метафаза | Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе | Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. |
Анафаза | К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза | К полюсам расходятся хроматиды хромосом. |
Телофаза | Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом. | Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом. |
| 7. - Зачем нужен такой сложный процесс? - В чем его биологическое значение? | - Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных. | Познаватель-ные Регулятивные Личностные |
- Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток? | - Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2n). |
- А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза? | - Они обменивались между собой участками. |
- Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую? | - Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной. |
- Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни. | Слушают учителя. Делают записи в тетрадях. | Познаватель-ные |
Выполните задания рубрик «Какие утверждения верны?» «Проверьте свои знания» | Отвечают на вопросы и тесты, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы. (взаимопроверка) | Познаватель-ные Коммуника-тивные Регулятивные |
Домашнее задание | Подготовить сообщение о клонировании растений и животных и на другие темы, связанные с типами деления клеток. | Записывают задания. | Регулятивные Личностные |
Итог урока Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельностисамооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Что мы сегодня узнали на уроке? Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. | В ходе коллективного обсуждения делают выводы по уроку Оценивают свою работу на уроке (самооценка) и обсуждают перспективы познавательного процесса. | Регулятивные Личностные |
6