СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии "Деление клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка используется при изучении темы "Деление клетки в 6 классе"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии "Деление клетки"»







Разработка урока

по биологии





«Деление клетки»



6 класс















Амирова У А.Т











2019 г.



Тема урока: Деление клетки.

Цель: сформировать представление о размножении как одном из важнейших свойств живого; создать условия для ознакомления с разными типами деления клеток живых организмов, формирования понятий "митоз", "мейоз" и их отличительных особенностях.

Задачи:

Образовательные: способствовать изучению типов деления клеток, их роли в организме; механизма процесса деления и получения клетками наследственной информации; особенностей мейоза, связанных с половым размножением растений и животных; способствовать нахождению отличий процессов митоза и мейоза, а также черт их сходства; продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков сравнивать, анализировать и выделять характерные признаки, развитию интеллектуальных способностей учащихся; развитию интереса к биологическим знаниям; способствовать формированию умения использовать теоретические знания для объяснения закономерностей, наблюдаемых в живой природе; развитие самостоятельной деятельности на уроке, усиление активности и мотивации.

Воспитательные: воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию; формирование умения работать в группе, где возникает общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Здоровьесберегающие: способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Планируемые образовательные результаты:

личностные: уметь формулировать понятия "митоз", "мейоз", "фазы деления", "гомологичные хромосомы", "веретено деления", "хроматиды", "соматические и половые клетки", объяснять механизм процесса деления клеток; выбор основания для сравнения процессов митоза и мейоза, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между типом деления и типом клеток; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) знать правила отношения к живой природе;

метапредметные: развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности при работе с микропрепаратами клеток; умение работать с текстом учебника, развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами; умение организовать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и коррекцию, оценивать результаты работы; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

предметные: выделять существенные признаки процесса размножения; сравнивать типы деления клеток, умение делать выводы на основе сравнения.


Тип урока: формирование новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Важнейшее свойство клеток - деление.

3. Основные типы деления клеток.

4. Интерфаза.

5. Основные фазы митоза.

6. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза.

7. Биологическое значение мейоза.

8. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.

Оборудование: Фрагмент видеофильма«Растительная клетка(2)», таблицы «Митоз», «Мейоз», фаз митоза, цветные мелки, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); набор ЦОР; рисунки учебника.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирова-ние

УУД

Организа-ционный момент

Цель: организо-вать направление внимания обучающих-ся на урок.

Проверяет готовность учащихся

Показывают свою готовность к уроку

Регулятивные

Актуализация знаний учащихся

Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходи-мых для восприятия нового материала

1. Вспомните, какие характеристики кроме обмена веществ еще свойственны живым организмам?

К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.

Это рост, развитие, размножение, раздражимость, движение.




Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Определение темы урока

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новых учебных задач.

2. - Посмотрите видеофильм.

Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм - вырастают его клетки или возрастает их количество?

Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос.

Предположительный ответ:

- Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Личностные

- Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

- Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

- Таким образом, какой же можно сделать вывод?

Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:

- Деление - важнейшее свойство клеток, без него были бы невоз-можны рост и развитие много-клеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

Предлагает определить тему и задачи урока

В ходе обсуждения определяют тему, цель и задачи урока с помощью учителя. Записывают тему в тетрадь.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Изучение нового материала

Цель: решение учебных задач.

3. - Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?

- Нет, не все клетки делятся одинаково.

- Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

- Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение.

- Выпишите в словарь определения этих терминов.

Работая с текстом учебника, выписывают слова в тетради.

Познаватель-ные

- Поскольку на этом и последующих уроках мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого составим в тетрадях сравнительную таблицу и по ходу изучения темы станем ее заполнять.

Рассказывает о механизме процесса деления клеток, используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы диска, ведет диалог с учащимися.

Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге.

Составляют вместе с учителем сравнительную таблицу по характеристике митоза и мейоза.

Заполняют только графу, где

характеризуется митоз.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Сравнительная таблица

Пункты сравнения

Митоз

Мейоз

1. Тип деления

Бесполое


2. Продолжительность

1-2 часа


3. Количество этапов

1 этап


4. Количество фаз

4 фазы:

1. Профаза.

2. Метафаза.

3. Анафаза.

4. Телофаза


5. Результат деления

2 дочерние клетки


6. Количество хромосом в до­черних клетках

Идентичное мате­ринскому






4. - Что происходит с дочерней клеткой сразу же после деления?

- Она растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Личностные

- А зачем это необходимо?

- Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

- Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов.

Слушают объяснение учителя.

Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетради.

5. - А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4. Названия каждой также греческого происхождения.

Запишем их в тетрадь.

Записывают названия фаз и

пояснения к ним в словарь.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Личностные

- Рассмотрим рисунки учебника, иллюстрирующие процессы, происходящие в фазах митоза.

Работают с рисунками и текстом учебника, анимацией в электронном диске.

- Обратите внимание на новые термины. Запишите их дома в тетрадь.

- Центриоли, полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы.

Познаватель-ные

Регулятивные




- В чем биологический смысл

митоза?

Работа с текстом учебника, обсуждение в парах,

Предположительные ответы:

- Дочерние клетки, которые

образуются в результате деления материнской, получают

наследственную информацию,

которая идентична материнской.


Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Личностные

- В основе каких процессов лежит митоз?

- Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран,

восстановления утраченных органов и т. д.


6. - Продолжим составлять сравни­тельную таблицу особенностей митоза и мейоза.

Для этого нам понадобятся текст учебника , анимации электронного диска и рисунки.

Слушают учителя.

Работают с текстом учебни­ка и рисунками, анимацией электронного диска.

Заполняют вместе с учителем таблицу.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Личностные

Сравнительная таблица

Пункты сравнения

Митоз

Мейоз

1. Тип деления

Бесполое

Половое

2. Продолжительность

1-2 часа

-

3. Количество этапов

1 этап

2 этапа

4. Количество фаз

4 фазы:

4 фазы в каждом делении


1. Профаза.

2. Метафаза.

3. Анафаза.

4. Телофаза

1. Профаза.

2. Метафаза.

3. Анафаза.

4. Телофаза

5. Результат деления

2 дочерние клетки

4 клетки

6. Количество хромосом в дочерних

клетках

Идентичное материнскому

Вдвое меньше, чем в материн­ской клетке



- Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.

Слушают учителя.


Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Личностные

- Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?

- Перед 1 -м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.

- Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении?

- Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.

- Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки?

- Они выстраиваются попарно.

- Как расходятся хромосомы к полюсам?

- Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из 2-х хроматид. Расхождение про-исходит независимо от хромосом других пар.

Физминутка

Цель: предупреждение утомле-ния, активи-зация внима-ния обуч-ся.

С использованием мультимедийного оборудования.


Личностные

Первичное закрепление знаний

Цель: привлечь внимание к новым сведе-ниям, выя-вить осознан-ное понима-ние нового материала.

- Составив сравнительную таблицу 2-х делений мейоза, закрепим изученный материал.


Самостоятельно составляют таблицу, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы.

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Личностные


Название фазы

Мейоз-1

Мейоз-П

Профаза

Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участка­ми

Хромосомы видны, состоят из двух хроматид

Метафаза

Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе

Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки.

Анафаза

К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сест­ринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза

К полюсам расходятся хроматиды хромосом.

Телофаза

Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хро­мосом.

Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом.



7. - Зачем нужен такой сложный процесс?

- В чем его биологическое значение?

- Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений,

животных.

Познаватель-ные

Регулятивные

Личностные

- Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток?

- Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2n).

- А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в

1-м делении мейоза?

- Они обменивались между собой участками.

- Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?

- Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.

- Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.

Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

Познаватель-ные


Выполните задания рубрик «Какие утверждения верны?» «Проверьте свои знания»

Отвечают на вопросы и тесты, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы.

(взаимопроверка)

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

Домашнее задание



Подготовить сообщение о клонировании растений и животных и на другие темы, связанные с типами деления клеток.

Записывают задания.

Регулятивные

Личностные

Итог урока Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельностисамооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Что мы сегодня узнали на уроке?



Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.

В ходе коллективного обсуждения делают выводы по уроку


Оценивают свою работу на уроке (самооценка) и обсуждают перспективы познавательного процесса.




Регулятивные

Личностные



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!