Тема урока: Грибы - царство живой природы. 7 класс. 21.09.20г
Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.
Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.
Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?
И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?
Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.
Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика. Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов в природе и жизни человека.
III. Изучение нового учебного материала
Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.
Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.
Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.
До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.
Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.
Учащиеся заполняют таблицу
Царство Грибы
|
Признаки сходства с растениями
|
Признаки сходства с животными
|
Признаки, характерные только для грибов
|
- неподвижны;
- имеют прочные клеточные стенки;
- часто осуществляют вегетативное размножение;- растут верхушечной частью;
- всасывают питательные вещества.
|
- питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;
- в клеточных стенках хитин;
- запасной продукт – гликоген;
- образуют мочевину.
|
- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;
- грибница состоит из нитей – гиф;
- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;
- переплетение гифов образует плодовое тело.
|
Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.
Строение грибов
Одноклеточные Многоклеточные
Мукор Дрожжи Шляпочные Трутовики Пеницилл
|
У одноклеточных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клетку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.
Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.
Учащиеся заполняют таблицу
Роль грибов в природе и жизни человека огромна.
Роль грибов
|
Положительная
|
Отрицательная
|
- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;
- в медицине - антибиотик (пенициллин);
- укрепляют иммунную систему;
- в пищевой промышленности:
а) как продукты питания
б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты
в) для осветления фруктовых соков
- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;
- переработка сырья, грубых кормов;
- разрушение бумажных отходов.
|
- порча продуктов питания;
- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);
- портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;
- портят книги, произведения искусства;
- вредят здоровью людей и животных.
|
IV. Закрепление материала урока.
Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
V. Рефлексивная деятельность.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
VI. Информация о домашнем задании.
ПР. __________ Стр. __________, составить мини-кроссворд.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии в 7 классе на тему Грибы - царство живой природы.»
Тема урока: Грибы - царство живой природы. 7 класс. 21.09.20г
Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.
Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.
Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?
И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?
Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.
Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика. Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов в природе и жизни человека.
III. Изучение нового учебного материала
Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.
Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.
Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.
До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.
Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.
Учащиеся заполняют таблицу
Царство Грибы |
Признаки сходства с растениями | Признаки сходства с животными | Признаки, характерные только для грибов |
- неподвижны; - имеют прочные клеточные стенки; - часто осуществляют вегетативное размножение;- растут верхушечной частью; - всасывают питательные вещества. | - питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы; - в клеточных стенках хитин; - запасной продукт – гликоген; - образуют мочевину. | - основа вегетативного тела – грибница или мицелий; - грибница состоит из нитей – гиф; - гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток; - переплетение гифов образует плодовое тело. |
Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.
Строение грибов Одноклеточные Многоклеточные Мукор Дрожжи Шляпочные Трутовики Пеницилл |
У одноклеточных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клетку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.
Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.
Учащиеся заполняют таблицу
Роль грибов в природе и жизни человека огромна.
Роль грибов |
Положительная | Отрицательная |
- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы; - в медицине - антибиотик (пенициллин); - укрепляют иммунную систему; - в пищевой промышленности: а) как продукты питания б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты в) для осветления фруктовых соков - приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков; - переработка сырья, грубых кормов; - разрушение бумажных отходов. | - порча продуктов питания; - болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.); - портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла; - портят книги, произведения искусства; - вредят здоровью людей и животных. |
IV. Закрепление материала урока. Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
V. Рефлексивная деятельность.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
VI. Информация о домашнем задании.
ПР. __________ Стр. __________, составить мини-кроссворд.