СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по элементарной теории музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по электронной теории музыки на тему: "Вводный септаккорд"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по элементарной теории музыки»

Министерство культуры Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

Республики Башкортостан

Октябрьский музыкальный колледж

ПЦК «Теория музыки»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

по дисциплине ОП.03 Элементарная теория музыки

на тему: «Септаккорд седьмой ступени»
















Выполнила: Кузнецова О. Н.









2023

Группа: студенты 1 курса ПЦК «ИНО», «ОДУИ».

Дата проведения урока: 02.03.2023 г.

Тема урока: «Септаккорд седьмой ступени».


Цель урока: дать представление о септаккордах седьмой ступени и их взаимосвязях в тональности.

Задачи урока:

  1. образовательные:

  • введение новой терминологии;

  • выработка навыка игры аккордов на фортепиано;

  • работа над построением аккордов в тональности, способы их обращения и разрешения;

  1. воспитательные:

  • воспитание чувства трудолюбия и дисциплинированности;

  • побудить интерес к гармоническому разбору произведений, исполняемых на специальности;

  1. развивающие:

  • развитие мышления;

  • выполнение анализа и сравнения;

  • способность самостоятельно делать выводы.

Методы и приемы, применяемые в ходе урока:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемный;

  • наглядно-слуховой;

  • словесный;

  • аналитический.

Тип урока:

  • комбинированный урок.

Оснащение урока: 

  • компьютер;

  • нотная доска;

  • музыкальный инструмент (фортепиано).

Структура урока:

  1. Организационный этап:

  • перекличка учащихся; готовность к началу занятия,

  • проверка наличия необходимых принадлежностей (нотные тетради, карандаши, ручки);

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Основная часть:

  • объявление темы урока;

  • объяснение нового материала;

  • практическая работа в классе на доске и за инструментом.

  1. Заключительная часть:

  • подведение итогов;

  • объявление домашнего задания


Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания по теме «Доминантовый септаккорд»:

Первоначально, с помощью устного опроса, производится проверка усвоения названий обращений, знание ступеней, на которых строится доминантовый септаккорд и его обращения. Производится опрос по осуществлению разрешений доминантового септаккорда и его обращений в тонику (акцентируется внимание студентов на тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые; виды тоники, образуемой при разрешении основного доминантового септаккорда и его обращений). Выявляются структурные особенности (а именно: наличие большой секунды в обращениях). Студентам предлагается выйти к инструменту для игры доминантового септаккорда с обращениями и разрешениями в мажорных и минорных тональностях с одним ключевым знаком – F-dur, d-moll, G-dur и e-moll (каждому студенту даётся одна из заданных тональностей). Параллельно игре учащиеся строят на доске опрашиваемые аккорды в тональностях с тремя-четырьмя ключевыми знаками.

Следующим этапом проверки усвоения пройденной темы является анализ нотного текста. Студентам даются примеры, в которых нужно найти доминантовый септаккорд и его обращения, а также все пройденные аккорды (как в аккомпанементе, так и в мелодии) – В. Хвостенко [5, с. 208 № 1, 2, 5 – в мелодии], А.С. Даргомыжский Романс «Расстались гордо мы» (проанализировать аккорды в аккомпанементе).


  1. Основная часть – объяснение нового материала:

Анализ нотных примеров по пройденной теме плавно подводит студентов к новой теме. А именно: после романса А.С. Даргомыжского учащимися анализируются номера из задачника В. Хвостенко [5, с.209], в следующем порядке: №13, затем №12 и №14. В примере №13 использован доминантовый септаккорд, в №12, №14 – септаккорд, построенный на седьмой ступени. Что подводи т учащихся к новой теме урока.

Объявляется тема урока: Вводный септаккорд.

Данная тема урока важна в развитии общего представления об аккордах, является одним из этапов ознакомления с септаккордами в тональности. Вводный септаккорд – тема, которая в последующем обучении будет использована непосредственно в таких дисциплинах, как «Сольфеджио» и «Гармония». Знание аккордов также необходимо при игре на спец. инструменте и выстраивании оркестровых звучаний.

Студенты, под диктовку, записывают определение вводного септаккорда.

Водный септаккорд, (или септаккорд седьмой ступени) – это септаккорд (аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям), который строится с VII ступени в мажоре (натуральном, гармоническом) и миноре гармоническом (акцентирование внимания на невозможность построения вводного септаккорда в натуральном миноре).

Совместно с учащимися, с помощью наводящих вопросов, выясняем ступени, входящие в состав вводного септаккорда (VII, II, IV, VI), что схематично показано в презентации.

Студентам предлагается построить вводный септаккорд в C-dur и a-moll. Затем выясняем различие этих двух аккордов, что подталкивает учащихся к выводу о существовании двух видов вводного септаккорда: 1) Малый вводный (МVII7); 2) Уменьшенный вводный септаккорд (УмVII7). Мною уточняется, что МVII7 строится в мажоре гармоническом, а УмVII7 – в мажоре гармоническом и миноре гармоническом.

Студентам предлагается сравнить звучания двух вводных септаккордов (МVII7 и УмVII7), которые педагог исполняет на фортепиано.

Помимо обозначений МVII7 и УмVII7, используется и другое обозначение вводного септаккорда – DVII7. Это утверждение, путём анализа, должны подтвердить учащиеся, ориентируясь на ступеневый состав аккорда (благодаря наводящим вопросам).

Следующим этапом в объяснении нового материала, является способы обращения VII7. Студенты вспоминают, что такое обращение и каким образом оно осуществляется. Как и у доминантового септаккорда, у вводного септаккорда есть три обращения:

вводный квинтсекстаккорд (VII6/5) – строится на II ступени,

вводный терцквартаккорд (VII4/3) – строится на IV ступени,

вводный секундаккорд (VII2) – строится на VI ступени.

(Всё схематично записываем в тетрадь)

Далее следует построение обращений в тональностях С-dur и a-moll, а также игра обращений в этих тональностях.

Соответственно после прорабатывания обращений вводного септаккорда, переходим к способам разрешения вводного септаккорда.

Вводный септаккорд – аккорд неустойчивый, так как сочетает в себе все неустойчивые ступени. Существует два способа его разрешения: 1) внутрифункциональный (через доминантовый септаккорд и его обращения в тонику – правило круга); 2) непосредственно в тонику. (Вышеперечисленные факты студенты записывают в свой конспект).

Отдельно разбираем все способы разрешений: студентам предлагается найти общие для доминантового септаккорда и вводного септаккорда звуки. Отсюда делаем вывод, что при внутрифункциональном способе разрешения VII и II ступени (прима и терция аккорда) остаются на месте, так как являются общими звуками с доминантовым септаккордом. Отсюда получается, что VII7 переходит в доминантовые аккорды «по кругу» («правило круга»): VII7 – в D6/5, VII6/5 – в D4/3, VII4/3 – в D2, VII2 – в D7 (примеры построения С-dur и a-moll).

При разрешении непосредственно в тонику нужно запомнить следующее разрешение неустойчивых ступеней:

VI – в V;

IV – в III;

II – в III;

VII – в I.

Особое внимание студентов обращается на разрешение второй ступени в третью (подчеркивается её движение при разрешении доминантового септаккорда и запомнить ход – II в III при данном способе разрешения).

Вводный септаккорда разрешается по данному тяготению (иллюстрируется на доске в С-dur), и делается вывод учащимися о том, что VII7 и его обращения разрешается в тонику с удвоенной третьей ступенью (с удвоенным терцовым тоном). Далее учащиеся сами разрешают все обращения септаккорда и выводится правила перехода в тонику:

  • VII7 – в Т5/3,

  • VII6/5 – в Т6,

  • VII4/3 – в Т6 (в мелодическом положении примы),

  • VII2 – в Т6/4 (примеры построения С-dur и a-moll ).


С целью закрепления изложенного материала, студентам предлагается построить и, параллельно, сыграть на фортепиано вводный септаккорд с обращениями и разрешением в тональностях с одним ключевым знаком.

После анализируем интервальную структуру вводных септаккордов, а также осуществляем построение от звука и разрешение VII7 с указанием тональности.


  1. Подведение итогов:

Обобщаем пройденную тему: выявляем общность и разность вводного септаккорда с пройденным доминантовым; количество и название обращений, их структурные особенности (наличие секунды), а также конкретизация ступеней, на которых они строятся; закрепление структурных отличий МVII7 и УмVII7; способы разрешения и тяготение ступеней при разрешении.

Выставляем оценоки.


  1. Домашнее задание:

  • построить VII7 с обращениями и разрешениями в тональностях А-dur (натуральный и гармонический) и в параллельной (разрешить через доминантовый септаккорд); Es-dur (натуральный и гармонический) в параллельной (разрешить сразу в тонику);

  • играть в тональностях с одним ключевым знаком и разрешением через доминантсептаккорд;

  • В. Хвостенко [5, с. 210 №17,19].


Список использованной литературы:

  1. Алексеев, Б. К., Мясоедов, А. Н. Элементарная теория музыки: учебник / Б. К. Алексеев, А. Н. Мясоедов – Москва: Изд-во Музыка, 1986. – 240 с.

  2. Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки: учебник / В. А. Вахромеев. – Москва: Музыка, 2019. – 254 с.: нот.

  3. Даргомыжский, А. С. Избранные романсы и песни: для голоса и фортепиано / А. С. Даргомыжский. – Москва: Музыка, 2019. – 48 с.: нот.

  4. Красинская, Л. Э. Элементарная теория музыки: учеб. пособие / Л. Э Красинская, В. Ф. Уткин. – Москва: Музыка, 1999. – 334 с.

  5. Способин, И. В. Элементарная теория музыки: учеб. пособие / И. В. Способин. – Москва: Музыка, 2018. – 208 с.: нот.

  6. Хвостенко, В. В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки / В. В. Хвостенко. – Москва: Музыка, 1994. – 288 с.: нот.


Электронные ресурсы:

  1. РУНИ РФ: официальный сайт. – URL: https://xn--h1ajim.xn--p1ai/%D0%92%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4 (дата обращения: 15.02.2023).

  2. Словари и энциклопедии // Академик: [сайт]. – URL: https//dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1368006 (дата обращения: 15.02.2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!