Министерство культуры Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Башкортостан
Октябрьский музыкальный колледж
ПЦК «Теория музыки»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по дисциплине ОП.03 Элементарная теория музыки
на тему: «Септаккорд седьмой ступени»
Выполнила: Кузнецова О. Н.
2023
Группа: студенты 1 курса ПЦК «ИНО», «ОДУИ».
Дата проведения урока: 02.03.2023 г.
Тема урока: «Септаккорд седьмой ступени».
Цель урока: дать представление о септаккордах седьмой ступени и их взаимосвязях в тональности.
Задачи урока:
образовательные:
введение новой терминологии;
выработка навыка игры аккордов на фортепиано;
работа над построением аккордов в тональности, способы их обращения и разрешения;
воспитательные:
воспитание чувства трудолюбия и дисциплинированности;
побудить интерес к гармоническому разбору произведений, исполняемых на специальности;
развивающие:
развитие мышления;
выполнение анализа и сравнения;
способность самостоятельно делать выводы.
Методы и приемы, применяемые в ходе урока:
Тип урока:
Оснащение урока:
Структура урока:
Организационный этап:
перекличка учащихся; готовность к началу занятия,
проверка наличия необходимых принадлежностей (нотные тетради, карандаши, ручки);
Проверка домашнего задания.
Основная часть:
объявление темы урока;
объяснение нового материала;
практическая работа в классе на доске и за инструментом.
Заключительная часть:
Ход урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания по теме «Доминантовый септаккорд»:
Первоначально, с помощью устного опроса, производится проверка усвоения названий обращений, знание ступеней, на которых строится доминантовый септаккорд и его обращения. Производится опрос по осуществлению разрешений доминантового септаккорда и его обращений в тонику (акцентируется внимание студентов на тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые; виды тоники, образуемой при разрешении основного доминантового септаккорда и его обращений). Выявляются структурные особенности (а именно: наличие большой секунды в обращениях). Студентам предлагается выйти к инструменту для игры доминантового септаккорда с обращениями и разрешениями в мажорных и минорных тональностях с одним ключевым знаком – F-dur, d-moll, G-dur и e-moll (каждому студенту даётся одна из заданных тональностей). Параллельно игре учащиеся строят на доске опрашиваемые аккорды в тональностях с тремя-четырьмя ключевыми знаками.
Следующим этапом проверки усвоения пройденной темы является анализ нотного текста. Студентам даются примеры, в которых нужно найти доминантовый септаккорд и его обращения, а также все пройденные аккорды (как в аккомпанементе, так и в мелодии) – В. Хвостенко [5, с. 208 № 1, 2, 5 – в мелодии], А.С. Даргомыжский Романс «Расстались гордо мы» (проанализировать аккорды в аккомпанементе).
Основная часть – объяснение нового материала:
Анализ нотных примеров по пройденной теме плавно подводит студентов к новой теме. А именно: после романса А.С. Даргомыжского учащимися анализируются номера из задачника В. Хвостенко [5, с.209], в следующем порядке: №13, затем №12 и №14. В примере №13 использован доминантовый септаккорд, в №12, №14 – септаккорд, построенный на седьмой ступени. Что подводи т учащихся к новой теме урока.
Объявляется тема урока: Вводный септаккорд.
Данная тема урока важна в развитии общего представления об аккордах, является одним из этапов ознакомления с септаккордами в тональности. Вводный септаккорд – тема, которая в последующем обучении будет использована непосредственно в таких дисциплинах, как «Сольфеджио» и «Гармония». Знание аккордов также необходимо при игре на спец. инструменте и выстраивании оркестровых звучаний.
Студенты, под диктовку, записывают определение вводного септаккорда.
Водный септаккорд, (или септаккорд седьмой ступени) – это септаккорд (аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям), который строится с VII ступени в мажоре (натуральном, гармоническом) и миноре гармоническом (акцентирование внимания на невозможность построения вводного септаккорда в натуральном миноре).
Совместно с учащимися, с помощью наводящих вопросов, выясняем ступени, входящие в состав вводного септаккорда (VII, II, IV, VI), что схематично показано в презентации.
Студентам предлагается построить вводный септаккорд в C-dur и a-moll. Затем выясняем различие этих двух аккордов, что подталкивает учащихся к выводу о существовании двух видов вводного септаккорда: 1) Малый вводный (МVII7); 2) Уменьшенный вводный септаккорд (УмVII7). Мною уточняется, что МVII7 строится в мажоре гармоническом, а УмVII7 – в мажоре гармоническом и миноре гармоническом.
Студентам предлагается сравнить звучания двух вводных септаккордов (МVII7 и УмVII7), которые педагог исполняет на фортепиано.
Помимо обозначений МVII7 и УмVII7, используется и другое обозначение вводного септаккорда – DVII7. Это утверждение, путём анализа, должны подтвердить учащиеся, ориентируясь на ступеневый состав аккорда (благодаря наводящим вопросам).
Следующим этапом в объяснении нового материала, является способы обращения VII7. Студенты вспоминают, что такое обращение и каким образом оно осуществляется. Как и у доминантового септаккорда, у вводного септаккорда есть три обращения:
вводный квинтсекстаккорд (VII6/5) – строится на II ступени,
вводный терцквартаккорд (VII4/3) – строится на IV ступени,
вводный секундаккорд (VII2) – строится на VI ступени.
(Всё схематично записываем в тетрадь)
Далее следует построение обращений в тональностях С-dur и a-moll, а также игра обращений в этих тональностях.
Соответственно после прорабатывания обращений вводного септаккорда, переходим к способам разрешения вводного септаккорда.
Вводный септаккорд – аккорд неустойчивый, так как сочетает в себе все неустойчивые ступени. Существует два способа его разрешения: 1) внутрифункциональный (через доминантовый септаккорд и его обращения в тонику – правило круга); 2) непосредственно в тонику. (Вышеперечисленные факты студенты записывают в свой конспект).
Отдельно разбираем все способы разрешений: студентам предлагается найти общие для доминантового септаккорда и вводного септаккорда звуки. Отсюда делаем вывод, что при внутрифункциональном способе разрешения VII и II ступени (прима и терция аккорда) остаются на месте, так как являются общими звуками с доминантовым септаккордом. Отсюда получается, что VII7 переходит в доминантовые аккорды «по кругу» («правило круга»): VII7 – в D6/5, VII6/5 – в D4/3, VII4/3 – в D2, VII2 – в D7 (примеры построения С-dur и a-moll).
При разрешении непосредственно в тонику нужно запомнить следующее разрешение неустойчивых ступеней:
VI – в V;
IV – в III;
II – в III;
VII – в I.
Особое внимание студентов обращается на разрешение второй ступени в третью (подчеркивается её движение при разрешении доминантового септаккорда и запомнить ход – II в III при данном способе разрешения).
Вводный септаккорда разрешается по данному тяготению (иллюстрируется на доске в С-dur), и делается вывод учащимися о том, что VII7 и его обращения разрешается в тонику с удвоенной третьей ступенью (с удвоенным терцовым тоном). Далее учащиеся сами разрешают все обращения септаккорда и выводится правила перехода в тонику:
VII7 – в Т5/3,
VII6/5 – в Т6,
VII4/3 – в Т6 (в мелодическом положении примы),
VII2 – в Т6/4 (примеры построения С-dur и a-moll ).
С целью закрепления изложенного материала, студентам предлагается построить и, параллельно, сыграть на фортепиано вводный септаккорд с обращениями и разрешением в тональностях с одним ключевым знаком.
После анализируем интервальную структуру вводных септаккордов, а также осуществляем построение от звука и разрешение VII7 с указанием тональности.
Подведение итогов:
Обобщаем пройденную тему: выявляем общность и разность вводного септаккорда с пройденным доминантовым; количество и название обращений, их структурные особенности (наличие секунды), а также конкретизация ступеней, на которых они строятся; закрепление структурных отличий МVII7 и УмVII7; способы разрешения и тяготение ступеней при разрешении.
Выставляем оценоки.
Домашнее задание:
построить VII7 с обращениями и разрешениями в тональностях А-dur (натуральный и гармонический) и в параллельной (разрешить через доминантовый септаккорд); Es-dur (натуральный и гармонический) в параллельной (разрешить сразу в тонику);
играть в тональностях с одним ключевым знаком и разрешением через доминантсептаккорд;
В. Хвостенко [5, с. 210 №17,19].
Список использованной литературы:
Алексеев, Б. К., Мясоедов, А. Н. Элементарная теория музыки: учебник / Б. К. Алексеев, А. Н. Мясоедов – Москва: Изд-во Музыка, 1986. – 240 с.
Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки: учебник / В. А. Вахромеев. – Москва: Музыка, 2019. – 254 с.: нот.
Даргомыжский, А. С. Избранные романсы и песни: для голоса и фортепиано / А. С. Даргомыжский. – Москва: Музыка, 2019. – 48 с.: нот.
Красинская, Л. Э. Элементарная теория музыки: учеб. пособие / Л. Э Красинская, В. Ф. Уткин. – Москва: Музыка, 1999. – 334 с.
Способин, И. В. Элементарная теория музыки: учеб. пособие / И. В. Способин. – Москва: Музыка, 2018. – 208 с.: нот.
Хвостенко, В. В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки / В. В. Хвостенко. – Москва: Музыка, 1994. – 288 с.: нот.
Электронные ресурсы:
РУНИ РФ: официальный сайт. – URL: https://xn--h1ajim.xn--p1ai/%D0%92%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4 (дата обращения: 15.02.2023).
Словари и энциклопедии // Академик: [сайт]. – URL: https//dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1368006 (дата обращения: 15.02.2023).