( К) Актуализация знаний Цель:Способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке. - Прочитайте предложение – девиз Джесса: «Кто думает, тот всегда додумается». - Как вы понимаете эти слова? До чего можно додуматься? А на уроках введения в науку? - А что нужно для того, чтобы добиться успехов на уроке? (И) Работа по карточкам. -наблюдение за погодой; -фронтальный опрос: 1. Что такое энергия? (способность совершать работу) 2. Все ли тела обладают энергий?(да) 3. Человек обладает энергией?(да) 4. Откуда человек получает энергию?(из пищи) 5. Что может являться источником энергии?(солнце, топливо, энергия ветра, энергия падающей воды) 6. При сгорании чего выделяется энергия? (топлива) Слайд№2 - К нам пришло письмо, прочитаем его? Внимание! Топливо легко загорается. При появлении запаха газа нужно звонить по тел.04. 7. Благодаря энергии чего на Земле существует все живое? (энергии солнца) 8. Как человек использует электрическую энергию?(для отдыха, для ремонта, для уборки) (К)Целеполагание Цель:способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи стоят перед нами? Продолжите предложения. Узнать… Познакомиться… Научиться… Потренироваться… Что вы видите? (слайд) -А сейчас все ли видно? -Чего не хватает?(света) -Когда темно, мы почти не различаем окружающих нас предметов. Для того, чтобы их увидеть нужен свет. -Как вы считаете , о чем мы будем говорить на уроке?(о свете) -Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 мин. его лучи достигают поверхности Земли. Обратите внимание на схему в учебнике. Какие еще источники света вы видите?(фонарь, лампа, свеча, месяц) Физминутка. (К) Работа по презентации. Проведение опытов по инструкции слайды 8-11 (К/Э)Если мы посмотрим вокруг, то заметим, что одни предметы пропускают лучи света. И их называют прозрачными. А другие предметы не пропускают. Как вы считаете, их называют?(непрозрачными) Свет всегда падает на предметы по прямой. И если свет встречает на своем пути непрозрачный предмет, то отражается от него. А позади предмета возникает тень. Давайте убедимся и проделаем опыт. Проектор – это источник света. Между проектором и стеной расположим предмет, а теперь подальше от него. Как изменяется тень?(уменьшается) Какой вывод мы можем сделать?(чем дальше предмет от источника света, тем меньше его тень) Человек использовал эти знания для игры. И даже создал целый театр теней. (Д) При помощи рук можно создавать различные изображения и фигуры. Давайте попробуем изобразить гуся, птицу, собаку. Проверим, что мы запомнили. -
Какими источниками света не пользовались древние люди? -
Назови источники света, которые созданы природой? (солнце, луна, месяц)Какие человеком?(фонарь, лампочка, свеча) -
Приведи примеры прозрачных и непрозрачных предметов.(стеклянный стакан, книга) Работа в группах. 1 группа – наблюдатели, остальные три группы – исследователи. 1 группа: - Используя собственные наблюдения, ответьте на вопросы об изменении тени. - А остальные группы исследуйте тень опытным путём по заданиям на листах, в которых вы и отметите результаты своих исследований. Задания: 2 группа: - Когда тени от предметов больше: когда предметы расположены ближе к источнику света или дальше от него? 3 группа: - Когда тени от предметов короче: когда Солнце стоит высоко в небе или низко?! 4 группа: - Когда тени резче: когда Солнце светит ярко или просвечивает сквозь облака? Воспользуйся листом белой бумаги, имитирующим облака. Расположение источника света | Пропускает солнечный свет или нет | Длина тени | | | | | | | | | | | | | |