СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике для 7-го класса "Давление твердых тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 7-го класса "Давление твердых тел"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике для 7-го класса "Давление твердых тел"»

4



Разработка урока по физике

для 7-го класса

учителя Свердловской специализированной школы №11

Куликова А. Е

.


Тема: Давление твердых тел.


Цель урока: познакомить учащихся с давлением как физической величиной; выяснить зависимость давления от силы давления и площади опоры. Установить значимость давления твердых тел и его использование в быту, значение в природе. Развивать мышление, умение четко формулировать свое мнение. Воспитывать любознательность и любовь к изучению предмета. Развивать информационно-коммуникационную, коммуникативную и предметную компетентности.


Ожидаемые результаты: ученики должны расширить свои познания о давлении твердых тел и его использовании в быту; научиться решать задачи по данной теме.


Тип урока: изучение нового материала.


Методы и приемы: слово учителя, беседа, демонстрация, «Незаконченное предложение», «Ярмарка заданий»


План урока


1. Организационный момент|задачи|. Объявление|оглашение| темы и цели урока. (2 минуты)

2. Актуализация|актуализует| опорных знаний. (2 минуты)


3. Изучение нового материала: (15 минут)

1. Давление твердых тел. Единицы давления;

2. Способы увеличения и уменьшения давления|натяжения|

(Давление в технике, повседневной жизни и природе).


4. Демонстрации (по ходу изучения материала) (5 минут)

1. Кнопка в деревянном бруске;

2. Емкость с отверстиями;

3. Сосуд с шариком;

4. Атмосферное давление;

5. Показ давления на песок планки набитыми гвоздями;

6. Резка пластилина нитками;

5. Обобщение. Решение задач. (15 минут)


6. Оценивание работы учеников. Рефлексия. (5 минуты)


7. Домашнее задание|задача|. (1 минута)

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Мотивация познавательной деятельности.

На столе находится деревянный брусок и канцелярские кнопки. Как легче воткнуть кнопку в брусок с помощью ладони, или пальца? (Демонстрация «Кнопка в деревянном бруске»).

Чем легче разделить напополам деревянное полено – ножом, или топором? Почему?

Демонстрация: «Емкость с отверстиями».

Демонстрация: «Откачиваем воздух из сосуда с воздушным шариком».

Демонстрация: «Переворачиваем стакан с водой, накрыв его бумагой».


III. Актуализация опорных знаний.

  1. По какой формуле находится площадь тела?

  2. По какой формуле находится объем тела?

  3. Запишите формулу силы тяжести.

  4. По какой формуле найдем массу через плотность вещества?

  5. Запишите формулу веса тела.

  6. Что называют весом тела?

  7. Что называют силой?


ІV. Оглашение темы и цели урока. Ученики формулируют ожидаемые результаты.


V. Изучение нового материала


Слово учителя (учащиеся вкратце записывают услышанное)


1. Давление твердых тел. Единицы давления.

Какая приятная зимняя прогулка на лыжах! Однако стоит войти в снег без них, как ноги будут глубоко проваливаться во время каждого шага, идти будет трудно, и удовольствие будет испорчено.

На этом рисунке вес лыжника приблизительно равняется весу пешехода. Поэтому силы, с которыми мальчики давят на снег, будем считать равными. Но заметьте: они действуют не на одну точку, а распределяют вес по некоторым площадям. У лыжника – по площади касания снега и лыж, а у пешехода – снега и подошв. Понятно, что Sлыж Sподошв. Поэтому и результат действия лыжника на снег проявляется меньшей мерой.

Деление силы по площади ее приложения характеризуют специальной физической величиной – давлением.

Давлением( p) называют отношение перпендикулярной к поверхности силы давления F, которое действует на некоторую площадь S поверхности, к этой площади:

Из определения давления выплывает, что изменить давление можно двумя способами: изменив силу давления или изменив площадь, на которую действует эта сила.

Единицей давления является Паскаль. (Портрет Блеза Паскаля)

2. Способы увеличения и уменьшения давления.

Демонстрация: «Показ давления на песок планки набитыми гвоздями»

Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем не­много, то с гирей, массой 1кг, погружение заметно больше. Т.е. глуби­на погружения зависит от величины действующей силы - чем больше сила, тем погружение больше.

Вторая часть опыта показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направ­лены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.

В большинстве случаев изменять давление, изменяя силу давления неудобно, поэтому изменяют площадь поверхности, на которую действует сила. При увеличении площади давление уменьшается, а при уменьшении – увеличивается.


Демонстрация: «Резка пластилина нитками».

В технике, строительстве, транспорте очень часто используют разные способы, чтобы уменьшить или увеличить давление. Например, фундамент высотного дома оказывает давление . Поэтому при возведении дома его фундамент делают более широким, чем сам дом, для уменьшения давления на почву.

Шины грузовых автомобилей делают намного шире, чем у легковых автомобилей. Широкие гусеницы позволяют уменьшить давление трактора на почву и делают его вездеходным на грунтовой дороге или мягкой почве.

С другой стороны, давление можно увеличивать благодаря уменьшению

площади поверхности. Это используется в технике при изготовлении инструментов (зубило, сверло, резец, ножницы и т.д.).

Иглы, лезвия, режущие предметы остро оттачивают, чтобы при малых силах на острие создавалось большое давление. Такими инструментами намного проще работать.

В животном и растительном мире это тоже можно наблюдать. Это - клыки у зверей, клювы у птиц, шипы у растений, жало у ос, пчел и т.д.


VІ. Обобщение. Решение задач.

Объясните физический смысл выражений:

  • «Шила в мешке не утаишь»;

  • «Ежа голыми руками не возьмешь»;

  • «Пальцы в рот не клади»;

- Какой совет дать человеку, который шел по замершему пруду и заметил, что лед под ногами начал трескаться?

- Почему нижняя часть садовой лопаты заостренная, а часть, на которую ставят ногу – загнутая?

Рассказ с вопросами «Палатка»

К вечеру на лесной поляне недалеко от ручья отряд туристов остановился на привал. Наконец-то мы на месте. Сброшены рюкзаки, и можно выпрямиться, расправить усталые плечи. Хорошо ещё, что у рюкзаков были широкие ремни. Кстати, почему их делают такими? Больше других в пути устал Миша. Когда всем объясняли, как нужно укладывать вещи в рюкзак, он не слушал, а потом сложил всё как попало. В походе он стал жаловаться на боль в спине. Почему возникала эта боль? Толя и Коля стали расправлять палатку вдвоём, а Алёша и Петя отправились в лес за палками для кольев. Вернувшись, Петя вооружился топориком и стал на земле рубить палки. Но всякий раз при ударе топор глубоко уходил в землю. Почему? «Эх ты, горе – дровосек!» – заметил Алёша. Он взял топорик, подошёл к пню и ловко на нём заострил концы палок – кольев. Для чего он это сделал? Затем, внимательно осмотрев колья, решил, что один из них, особенно гладкий и ровный, следует заменить другим, шероховатым. Колья вбили в землю, стали натягивать палатку, концы верёвок привязали к кольям. И теперь мы поняли, почему Алёша заменил гладкий колышек. А вы догадались почему?

Задача 1: Масса мальчика (девочки) _кг. Длина обуви _см, а средняя ширина _см. Какое вы создаете давление?

Задача 2: Бетонная плита оказывает на горизонтальную поверхность давление 11 кПа. Какова толщина плиты? (по времени!)


VІІ. Оценивание работы учащихся. Рефлексия.

Вспомните свои ожидаемые от урока результаты и закончите фразу:

- Я считаю, что ожидаемые результаты достигнуты, потому что…

или

- К сожалению, мои ожидаемые результаты не оправдались, потому что…


VІІІ. Домашнее задание:

«Ярмарка заданий»:

  1. Сообщение о жизни и деятельности Б. Паскаля.

  2. Параграф 27=28 – прочесть.

  3. Подобрать жизненные ситуации, которые иллюстрируют использование давления твердых тел


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!