СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике Тема: Сила трения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по физике

Тема: "Сила трения" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике Тема: Сила трения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ






Разработка урока по физике

Тема: Сила трения


Разработала:

учитель физики

Щодрык Алла Павловна







2019 г.

Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла познания в естествознании.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения. значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

Метапредметные: анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента; прогнозировать возможный результат; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами; уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни; уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

Личностные: научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: демонстрационный динамометр, брусок (значительного размера), небольшая доска с разной степенью обработки сторон, стеклянная пластина (длиной около 50 см), на каждой парте, лабораторный динамометр, брусок, небольшая полоска наждачной бумаги, два груза по 100 г каждый.

Ход урока

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

А. Самостоятельная работа (по вариантам)

Вариант 1.

1. Какая сила тяжести действует на слона массой 4 тонны. Изобразите силу тяжести графически.

2. Сколько весит стальная плита длиной 2 м, шириной 1 м, толщиной 0,5 м. Плотность стали 7800 кг/м3.

Вариант 2.

1. Найти вес тела массой 2 кг. Изобразите вес тела графически.

2. Найти силу тяжести, действующую на железный брусок длиной 0,5 м, шириной 0,4 м, толщиной 0,3 м. Плотность стали 7900 кг/м3. (слайд 1)

Б. Интерактивная игра «Мозговой штурм»

1. Что такое сила?

2. Как измеряется сила?

3. Почему людям с больным позвоночником рекомендуют спать на твердых кроватях?

4. Почему мяч, брошенный вверх, падает вниз?

5. Что является причиной изменения скорости тела? (слайд 2)

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока.

Учитель. Ребята мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, а именно силы.

О чем говорится в пословицах: «Коси коса, пока роса», «Не помажешь, не поедешь».

Почему бегуны и альпинисты используют обувь с шипами?

Почему тяжело удержать в руках живую рыбу?

Почему тяжело ходить по льду?

Опыт 1. Едущая машинка останавливается. Почему? (слайд 3)

Обсуждая результаты опыта приходим к выводу, сто причиной изменения скорости тела является сила. Что это за сила?

Это одна из самых важных сил – сила трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

  • Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока

III. Восприятие и первичное осознание нового материала.

Создание проблемной ситуации

Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. Останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали. Автомобиль, после выключения двигателя, тоже останавливается. Мы знаем, что причиной изменения скорости движения тела является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила. Что это за сила?

Опыт с бруском (проводит учитель)

Вывод: Брусок начинает скользить под действием силы превышающей хоть немного силу трения покоя. Существует максимальная сила трения покоя, которая мешает сдвинуть брусок.

Этап «Открытие» нового знания.

Определение силы трения (дадим определение этой силе)

Сила трения – это сила, возникающая на границе соприкосновения тел при движении одного тела по поверхности другого, и направлена против его движения. (слайд 4)

Оказывается, что первые исследования трения проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен Кулон (1785г).

Сегодня вы проведете небольшое исследование, в ходе которого проанализируете от чего зависит сила трения.

Опыт №2. Движение бруска по деревянной линейке (с добавлением грузов)

Вывод: Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого, она имеет противоположное направление и зависит от массы тела. Сила трения скольжения увеличивается с увеличением массы тела.

Опыт №3. Движение бруска по деревянной линейке (разными площадями)

Вывод: Сила трения не зависит от площади соприкасающихся тел (слайд 5)

Причины возникновения трения: (устанавливают учащиеся на основе эксперимента)

Опыт 4.Возьмите 2 кусочка наждачной бумаги. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

1. Причиной возникновения силы трения является шероховатость.

Сила трения возникает из-за шероховатости поверхностей. Эта шероховатость мешает движению одного тела по поверхности другого. Чем больше шероховатость поверхностей, чем больше сила трения. (слайд 6)

Опыт 5.Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Смачиваем две стеклянные пластинки водой и просим кого-нибудь из учащихся разорвать их.

Вопросы. Что мы видим? Почему разорвать пластинки очень трудно?

2. Вторая причина трения — молекулярное взаимодействие, которое приводит к прилипанию соприкасающихся поверхностей. Такое трение наблюдается на очень гладких поверхностях.

Вывод: сила трения между двумя стеклянными пластинами больше чем сила трения между деревянным бруском и хорошо отполированной поверхностью, видимо, потому что две поверхности стекла располагаются так близко друг к другу, что начинают действовать силы притяжения между молекулами. Причиной возникновения силы трения является межмолекулярное притяжение.

Виды сил трения:

  • Трение скольжения (Движение саней, лыж по снегу, двигаем шкаф по полу)

  • трение качения (Движение колес, перекатывание бревен и бочек по земле)

  • трение покоя (удерживает вбитые в стену гвозди, мешает самопроизвольно развязываться шнуркам, а также держит на месте наш шкаф)

  • сила жидкого трения (слайд 7)

Опыт 5. Измерить силу трения покоя, скольжения и качения.

Для измерения силы трения покоя расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок начинает движение.

Для измерения силы трения скольжения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по поверхности линейки.

Для измерения силы трения качения расположите деревянный брусок на круглые карандаши на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой происходит качение.

Результаты запишите в тетрадь:

Fпокоя = , Fскольжен.= , Fкачения=

Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.

Вывод: трение качения всегда меньше Fтр скольжения, а сила трения покоя самая большая (слайд 8)

Вывод: Сила трения уменьшится, если силу трения скольжения заменить силой трения качения, использовать смазку, применять гладкую поверхность. Для уменьшения силы сопротивления используют обтекаемую форму, например, самолеты и скоростные машины имеют обтекаемую форму.

Сила трения увеличится, если увеличить шероховатость поверхности, увеличить силу давления на поверхность.

На основании проделанных опытов можно сделать вывод, что сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей и силы давления.

F= N,

где - коэффициент трения скольжения, который зависит от рода соприкасающихся поверхностей и качества их обработки, N- силы давления.

5 этап. Физминутка

Cпособы уменьшения и увеличения силы трения

Способы уменьшения силы трения

Способы увеличения силы трения

1.Уменьшают шероховатость поверхностей

1.Увеличивают шероховатость поверхностей

2. Применяют смазку

2. Увеличивают силу давления на поверхность

3.Придают телам обтекаемую поверхность


4. Заменяют силу трения скольжения на силу трения качения


5.Применяют подшипники


IV.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

А) Интерактивная игра «Микрофон»

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы.

1.Что называется силой трения?

2. Причины трения.

3. Виды трения.

4. Как можно измерить силу трения?

5. Как направлена сила трения?

6. От чего зависит сила трения?

7. Как можно вычислить силу трения?

8.Почему бегуны и альпинисты используют обувь с шипами?

9. Почему тяжело удержать в руках живую рыбу?

10. Почему тяжело ходить по льду?

11. Почему после дождя дорога становится скользкой? (слайд 8)

Б) Подумай и ответь.

1)О чем говорит пословицах:

-«Коси коса, пока роса»,

-«Не помажешь, не поедешь».

2) Приведите примеры, когда трение вредное, а когда полезное.

3) приведите примеры уменьшения трения в повседневной жизни.

В) Решить задачи.

1. Какую силу нужно приложить к шкафу массой 59 кг в горизонтальном направлении, чтобы сдвинуть его с места? Коэффициент трения покоя равен 0,8. (Ответ:400 Н)

2. Вычислить Коэффициент трения скольжения между ящиком массой 10 кг и полом, если для равномерного передвижения ящика необходимо приложить силу 40 Н. (Ответ: 0,4) (слайд 9)

V. Рефлексия

Закончите предложения:

Я познакомился с...

Было непросто...

Я добился...

У меня получилось...

Хотелось бы...

Мне запомнилось...

Я попробую...

VI. Домашнее задание:

1. Изучить § 19, ответить на вопросы 1-4 с.85, 1-5 с.87 (устно)

2. Проведите домашнее исследование:

Приготовьте сухой песок, манную крупу, горох и лейку. Насыпьте их по очереди через лейку. Какое сыпучее вещество образовывает отдельную горку-конус? Какая горка имеет наибольшую крутость? Между какими частичками действует наибольшая сила трения покоя?

3. Напишите сочинение (рассказ) на тему «Мир без силы трения». (по желанию) (слайд 10)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!