СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии Бурятии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии с использование национально-регионального компонента

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии Бурятии»


МБОУ «Хоронхойская СОШ»





Конспект урока

география Бурятии 9 класс

Тема «Экономико-географическое положение

Кяхтинского района»

Выполнила: учитель географии

Шодонова Елена Николаевна








с. Хоронхой

2021г.


Предмет: география Бурятии

Тема урока: экономико-географическое положение Кяхтинского района Республики Бурятия.

Тип урока: вводный, изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый.

Образовательная цель урока: познание на конкретных примерах локального уровня многообразия современного географического пространства, что способствует формированию географической картину мира; формирование представления об ЭГП Кяхтинского района Республики Бурятия, о плюсах и минусах экономико-географического положения района.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: воспитание патриотизма, уважения к своей Родине; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего родного края; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать различные источники информации, умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу, . Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД: формирование самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты: формирование представлений об экономико-географическом положении Кяхтинского района, его места в составе Республики Бурятия; формирование первичных компетенций использования территориального подхода; овладение элементарными практическими умениями использования различных источников информации для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Формы обучения: самостоятельная работа, работа в парах, группах, работа с картами атласа.

Оборудование: историко-культурный атлас Бурятии, атлас Забайкалья, настенная карта " Республика Бурятия", демонстрационные материалы и оборудование: карточки-задания, статистические данные, презентация. Рисунки учащихся.




План урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион

ный момент

1 мин

Подготовить учащихся к работе.

- Приветствие

-проверка внешнего состояния класса

-рабочих мест ученика

-организация внимания

Приветствие

Настрой на учебную деятельность

Изучение нового материала

(1 этап)

15 мин

Вводная беседа учителя:   У каждого из нас есть малая Родина. Любовь к своей Родине, родному краю начинается с любви к своим родным и близким, к друзьям, с любви к своему дому, улице, селу, району, республике, стране.

- А что, по-вашему, означает «малая родина», какой образ рисуется в вашем понимании, когда мы говорим: моя малая Родина - Кяхтинский район? Попробуйте описать.


Понять особенности природы и жизни людей разных территорий, их сложную хозяйственную деятельность возможно только путем сравнения с тем, что нам близко, понятно, интересно, что можно самим увидеть и исследовать. Таким близким и доступным для изучения является наш родной край с его рельефом, природой, людьми.

- А с чего начинается изучение любой территории?

- Правильно, с характеристики географического положения.

-Откройте тетради, запишите тему урока: «География Бурятии. Экономико-географическое положение Кяхтинского района».


- Взгляните на карту Республики Бурятия. Найдите на ней наш Кяхтинский район. Определите место нашего района на карте Республики Бурятия. Используя статистические данные, определите каковы его размеры, сравните с площадью других районов нашей республики, определите долю района от общей площади республики.

Вспомните план, по которому дается характеристика географического положения страны, по которому мы изучали географию России.

- Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Кяхтинского района.

Сделайте вывод.


- Общая площадь района 4,66 тыс. тыс. кв.км. (1,3 % от общей площади Республики Бурятия). По размерам территории сравнить можем с Мухоршибирским (4,53 тыс. кв.км), Бичурским (4,49 тыс. кв.км) ; превышает Иволгинский (2,07 тыс.кв.км), Тарбагатайский (3,3 км.кв.км) и уступает всем остальным районам Республики Бурятия.

Какое место по площади занимает Кяхтинский район среди всех районов РБ?

- 18.

Определите центр Кяхтинского района.

Центр Кяхтинского района - город Кяхта (в прошлом Троицкосавск).

Вывод: По площади Кяхтинский район небольшой.

Но интересный факт – по площади Кяхтинский район почти в 2 раза больше чем, государство Люксембург в Европе.

Какую конфигурацию имеет район?

Территория района имеет вытянутую с северо - запада на юго-восток вдоль границы с Монголией конфигурацию.


В какой части Забайкалья, РБ расположен район? Определите его координаты.

- расположен в Южном Забайкалье в юго-восточной части Бурятии, его координаты: от 50° 18´ до 50° 44´ с. ш. и от 106° 04´ до 108° 40´ в.д.


Работа по карте в парах.

- Назовите и покажите на карте, с какими районами РБ, субъектами РФ, государствами граничит Кяхтинский район, выделяя их в соответствии с иерархическим уровнем.

Можно выделить четыре иерархических уровня ЭГП:

1) микроположение - положение в ближайшем окружении района (на западе по реке Селенге с Джидинским, на севере — с Селенгинском, на северо-востоке — с Бичурским районами республики).

2) мезоположение — положение в рамках субъектов РФ (на юго-востоке — с  Забайкальским краем)

3) макроположение — положение в границах государств (на юге – с Монголией)

4) мегаположение — положение в масштабах всего мира или его регионов ( историческая справка: С 1772 года Кяхта являлась единственным пунктом, через который осуществлялась легальная русско-китайская торговля. Более полутора веков Кяхта являлась важным торговым центром Российской империи. В середине XIX в. 95% ввозимого в Россию чая поступало через Кяхту).

На территории района, находится самая южная точка нашей республики, на реке Чикой 49 о55/ с.ш. Географические координаты: 50 о21/ с.ш., 106 о27/  в.д.






Ответы и рисунки обучающихся.

Работа с информацией по Кяхтинскому району и рисунки, даны как опережающее задание.

















Записи в тетради.




Работа с картами атласа Республики Бурятия, Забайкалья, со статистическими данными, типовым планом характеристики ЭГП территории.

Актуализация знаний.
























Формулирование вывода.




Отвечают на вопросы.







Работа по карте в парах.





Записи в тетради

Физкульт

минутка

2 мин


Гимнастика для глаз, рук.

Изучение нового материала

(2 этап)

15 мин

А сейчас мы выявим некоторые особенности экономико-географического положения Кяхтинского района. ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с важнейшими элементами).

Самостоятельная работа в группах

1) природно-географическое положение: относительно природных зон (природных условий); относительно природных ресурсов;

2)промышленно-географическое положение: относительно главных источников сырья, топлива и энергии (т. е. главных центров добывающей промышленности); - относительно главных центров обрабатывающей промышленности;

3) аграрно-географическое положение: относительно районов производства сельскохозяйственного сырья; относительно районов производства продуктов питания;

4) транспортно-географическое положение: относительно важнейших внутренних транспортных магистралей; относительно транспортных узлов международного значения;

5) рыночно-географическое положение: относительно районов сбыта продукции (услуг) отраслей специализации; относительно районов снабжения потребительскими товарами;

6)гео-демографическое положение: - относительно районов с приростом населения (с потенциалом роста количества трудовых ресурсов); - относительно центров науки, образования и культуры (с потенциалом роста качества трудовых ресурсов);

7) политико-географическое положение: относительно столицы государства; относительно государственных границ;

8) военно-стратегическое положение: - относительно имеющих оборонительное значение объектов; относительно очагов политических (военных) конфликтов.

Из представленного материала выберите элементы ЭГП, которые являются положительными сторонами (выгодными для района), а какие отрицательными (невыгодными для района).


Вывод: Приведенные характеристики ЭГП района позволяют оценить его, в основном, как благоприятное для развития в нем традиционных отраслей агропромышленного комплекса, туристско-рекреационной сферы, и как важного логистического трансграничного центра.



Работа в группах. На столах раздаточный материал. Выявляют положительные и отрицательные стороны ЭГП района.


1)природно-географическое положение: - относительно природных зон: таежная, сухостепная зона, что дает возможность осуществлять важные народнохозяйственные функции: агропромышленную, лесохозяйственную и рекреационную; относительно природных ресурсов - слабая минерально-сырьевая база, представленная небольшими месторождениями строительного сырья местного значения. Месторождение силлиманита – Черная Сопка. В 2010—2011 годах на станции Хоронхой  ООО «Угольный разрез», разрабатывающий Окино-Ключевское  месторождение, построил погрузочный участок, осуществляющий поставки угля на Гусиноозёрскую ГРЭС. Это единственное предприятие которое, осуществляет грузоперевозки со станции Хоронхой.

На территории района имеются лесные ресурсы, почвенные ресурсы, биологические ресурсы. Водные ресурсы значительны. Реки - Селенга, Киран, Кудара. По р. Чикой проходит государственная граница от пос. Усть-Дунгуй вниз по течению протяженностью около 70 км. Река Кяхтинка берет начало на территории республики и впадает в р. Селенга на территории Монголии. Почему именно на реке Кяхтинка была заложена Кяхта? Почему именно эта безводная и песчаная долина была выбрана для русско-китайского торга, а не место у пересечения границы, реками Чикой и Селенга? Здесь сказался исторический фактор. Существует предание утверждающее, что место, выбранное С. В. Рагузинским для русско-китайской торговли, не случайно, а по соображениям безопасности. Он опасался коварства китайцев, которые при остром конфликте, могли отравить воду в реке, и искал такую реку, текущую не из Китая, а в Китай, точнее, в Монголию. Значительны запасы подземных вод.

2) промышленно-географическое положение: относительно главных центров добывающей промышленности и главных центров обрабатывающей промышленности – район удален. Имеются вблизи: месторождение бурого угля - Окино - Ключи Бичурский район.

3) аграрно-географическое положение: благоприятное – является центром притяжения для производства сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания. В советские годы здесь располагалась отрасль легкой промышленности - прядильно-трикотажная фабрика. Имеются условия для развития, в большей степени, скотоводства мясного и молочного направления, овцеводства мясо-шерстной специализации, коневодства, пчеловодства. Климатические условия для земледелия благоприятны в меньшей степени.

4) транспортно-географическое положение: выгодное - относительно важнейших внутренних транспортных магистралей и транспортных узлов международного значения. С севера на юг район пересекают дороги федерального значения: шоссейная Улан-Удэ – Улан-Батор (600 км), пограничный переход в Кяхте (железная дорога Иркутск – Наушки – Улан-Батор).

Будучи приграничной территорией с Монголией с общей границей протяженностью свыше тысячи километров, район имеет большие возможности для установления взаимовыгодных отношений и является связующим транспортно-коммуникационным мостом Бурятии, России с Монголией, Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что обеспечивает возможность вхождения Республики Бурятия в международные транспортные коридоры «Великий Чайный Путь» и «Великий Шелковый путь».

5) рыночно-географическое положение: достаточно выгодное – это ближайшее окружение самого района, города Кяхта, а также районов Монголии.

6)гео-демографическое положение: скорее перспективное - с потенциалом роста количества трудовых ресурсов и центров образования и культуры (с потенциалом роста качества трудовых ресурсов). На сегодняшний день, наблюдается естественный прирост и механическая миграционная убыль населения.

7)рекреационно-географическое – благоприятное. Соленое озеро Киран, грязи которого используются в лечебных целях. На территории района имеются археологические памятники, истории, культуры. г. Кяхта является одним из малых старейших исторических городов России и Сибири. В г. Кяхта расположен краеведческий музей им. В.А.Обручева. Один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основан в 1890 году.

8) политико-географическое положение: относительно столицы субъекта - расположен в 234 км к юго-западу от столицы Бурятии – Улан-Удэ, что говорит о значительной удаленности; относительно государственных границ - в пограничной зоне у государственной границы Российской Федерации с Монголией.

С Монголией исторически сложились добрососедские отношения.   Кстати, наш город Кяхта  – единственный в мире награжден высшей наградой иностранного государства, орденом Сухэ-Батора, который присвоен Кяхте решением Великого Народного Хурала Монголии в 1973 году за большой вклад в развитие и укрепление добрососедских отношений.

9) военно-стратегическое положение: - относительно имеющих оборонительное значение объектов. Все годы, начиная с момента своего основания, Кяхтинский район и сам город Кяхта были военным форпостом Росси. И сегодня, находящиеся на территории города, военная база Министерства обороны РФ и Отдел пограничной комендатуры ФСБ России по РБ играют важную роль в защите интересов Российской Федерации.


Первичное закрепление и контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7 мин

Заполнить таблицу

Особенности ЭГП Кяхтинского района

Положительные

Отрицательные



Сделайте вывод об ЭГП Кяхтинского района.

Организация дифференцированной коррекционной работы,

контрольно-оценивающая деятельность.


Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, обмениваются информацией, формулируют вывод



Рефлексия

4 мин

Составить синквейн. Тема «ЭГП Кяхтинского района»

Правила написания синквейна:

  1. Первая строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);

  2. Вторая строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

  3. Третья строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.


Составление синквейна на заданную тему.

Домашнее задание

1 мин

Информация о домашнем задании

Заполнить контурную карту: обвести границу Кяхтинского района, подписать соседей Кяхтинского района.

Запись домашнего задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!