СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии на тему: "Природные зоны Татарстана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по географии на тему:"Природные зоны Татарстана"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии на тему: "Природные зоны Татарстана"»


Разработка урока географии в 8 классе

Даутовой Алевтины Петровны, учителя географии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


Тема урока: Природные зоны Республики Татарстан

Цель: углубить знания о природных зонах родного края через создание рекламного проспекта (слайд 1)

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с   природными   зонами   Республики Татарстан; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира;

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом;

воспитательные: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, формировать убежденность в необходимости сохранения уникальной природы родного края.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся.

Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Регулятивные УУД:

Умение организовать своё рабочее место; ставить и принимать цель учебной деятельности и следовать ей в деятельности по плану.

Выбор средств реализации цели и применение их на практике

Контроль процесса и результатов своей деятельности.

Оценивание достигнутых результатов.

Познавательные УУД:

Овладение навыками проектной деятельности.

Формирование умения подбирать средства для достижения учебной цели.

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее, пользоваться географической картой.

Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики природных зон.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Развитие коммуникативно-речевых умений: передавать сообщение, договариваться, принимать и высказывать свою точку зрения, распределять действия между участниками группы, задавать вопросы


Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

-словесный( рассказ учителя, беседа);

-наглядный (компьютерный, карты, атласы);

- частично-поисковый и исследовательский;

- работа в группах (по 5-6 человек): создание рекламного проспекта природной зоны.

Оборудование: 

физическая карта и атлас Республики Татарстан, компьютер, мультимедийный проектор, план характеристики природных зон; репродукции картин; фотографии, трафарет в форме конфигурации РТ, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент


В России мест красивых много,

Но Татарстан - мне всех милей!

Царица здесь одна - природа.

Здесь много рек, озер, полей.

Леса богатые, густые.

Восходы солнца - краше всех! (слайд 2)

-Скажите, о чем говорится в стихотворении?

Обучающиеся отвечают: О природе нашего родного края Республики Татарстан, о богатстве, красоте, изобилии рек и т.д.


Актуализация знаний

Для актуализации имеющих знаний о природных зонах и компонентах проводится географический диктант (слайд 3,4)

Географический диктант на проверку понятий, терминов с взаимопроверкой

1.Это природная зона

состоит из небольших лесных массивов, чередующихся с районами степных лугов (лесостепи)

2.Равнинная местность, покрытая травянистой растительностью и практически лишенная деревьев, почвы чернозёмы. (степь)

3.Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства (природные ресурсы)

4.Территория, на которой охраняется в естественном состояние растительный и животный мир (заповедник)

5.Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных (гумус, перегной)

6.Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав (степь)

7.Территория со схожими почвами, растениями, животными, климатом (природный комплекс)

8.Закономерная смена природных зон на равнинах (широтная зональность)

9.Найдите лишний природный компонент. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель (дуб)

10.Найдите лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак, кострец (черника)

Пишут диктант. Соседи по парте проверяют и оценивают (слайд 5)

Критерии проверки:

Отметка «5»: верно выполнены все задания;

Отметка «4»: верно выполнены 8 и больше заданий;

Отметка «3»: верно выполнены 5 и больше заданий;

Отметка «2»: верно выполнено 4 и менее заданий.

Ключи (слайд 6)


Сделайте обобщенный вывод из выполненной работы и по содержанию стихотворения:

Какую тему сегодня будем изучать?

Учитель объявляет, что сегодня на уроке не только конкретизируют знания, а нужно будет создать туристический проспект, рекламирующий наш родной край, его природу и особо охраняемые природные объекты.



-Природу Татарстана.

- в стихе говорится о реках, озёрах, лесах. Это все составляет компоненты природы. Значит, тема какая?

-Природные зоны Республики Татарстан.

Обучающиеся делают вывод о том, что сегодня на уроке конкретизируют знания о взаимосвязи природных зон и компонентов на основе раннее полученных знаний при изучении темы: «Природные зоны России».


Учитель по карте объясняет, на каких природных эонах (лесной и лесостепной) лежит наша республика, как распределяются природно-географические районы по природным зонам: (слайд 8)

Лесная зона

Лесостепная зона

Восточное и Западное Предкамье

Предволжье, Западное и Восточное Закамье.


Учащиеся делают записи в тетрадях


Сегодня у нас необычный урок. Мы являемся работниками туристического центра. Нам необходимо создать рекламу для привлечения туристов, отражающие особенности компонентов природы и особо охраняемые территории нашей республики.

Реклама должна быть яркой, привлекающей туристов.


Класс делится на группы по 5-6 человек, получается 4 группы, где две группы изучают лесную зону Татарстана, остальные две лесостепную зону.

Группы приступают к работе по составлению рекламных плакатов главная задача перед группами – рассказать о конкретной природной зоне Татарстана и создать образ данной природной зоны с помощью рекламного проспекта.


Учитель раздаёт командам инструкцию по работе (приложение 1), план описания природной зоны (приложение 2), оценочные листы (приложение 3), дополнительный материал о природной зоне (приложение 4), лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, клей, компьютер с интернетом, (слайды презентации с 9 по 23)

В течение 15 минут нужно подготовить рекламный плакат.

При сообщении групп остальные группы составляю тезисные записи по плану:

Название природной зоны


Климатические условия


Почвы


Типичные растения


Типичные животные


Особо охраняемые территории


Использование человеком.



(Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка)

Команды по очереди выходят, закрепляют рекламный проспект на доске и начинают рассказывать. Выступление должно быть не более 3 минут.

Другие команды внимательно слушают и оценивают проект по критериям (приложение №3): оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации.

При описании могут быть допущены ошибки, в этом случае другие команды могут исправлять.

Обучающиеся заполняют краткими записями таблицу во время сообщения

VI. Рефлексия.


Ответьте на вопросы:

- Понравилось ли вам работать в туристическом агентстве?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Где у вас возникли трудности?

- Оцените свою работу

- Что необходимо, чтобы сохранить природу нашей малой родины? (слайд 24)

Ответы учащихся

Домашнее задание:

1-в составить картосхему: «Рекреационные ресурсы моей малой родины»; 2-в выполнить проект на тему: «Культурный ландшафт города Нижнекамска»; 3-в исследование памятника природы на территории Нижнекамского района «Борковская дача». (слайд 25)




Использованные источники:

  1. https://spravochnick.ru/geografiya/prirodnye_osobennosti_i_resursy_rossii/prirodnye_osobennosti_i_resursy_respubliki_tatarstan/

  2. География Республики Татарстан: Учеб. Пособие для 8-9 кл.сред. общеобразов. шк./ А.С. Тайсин – Казань: Магариф, 2009,-247с.









Приложение №1

Инструкция по составлению рекламного проспекта

  1. Внимательно изучить материал по данной природной зоне.

  2. Ознакомиться с планом описания природной зоны.

  3. Совместно обговорить планируемый проект.

  4. Распределить работу между всеми членами группы.

  5. Оформить рекламный плакат, при необходимости можно подписывать, дорисовывать.

  6. На защиту проекта дается не более 3 минут.

  7. Оценивание проекта: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации.







Приложение №2



План характеристики природной зоны.

  1. Географическое положение (в какой части страны расположена, её конфигурация).

  2. Типичный внешний облик природной зоны.

3. Климатические условия:

А) климатический пояс, тип климата,

Б) количество солнечной радиации,

В) средние температуры зимы и лета,

Г) количество и режим выпадения осадков.

4. Почвы, их особенности.

5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям существования.

6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком.

7. Проблемы охраны природной зоны (особо охраняемые территории).







Приложение №3

Оценочный лист

Работа групп оценивается по 5-ти бальной шкале

Природная зона


Оформление


Богатство материала


Эмоциональность рассказа


Безошибочность информации


Зона лесов





Зона лесостепей







Приложение №4

Дополнительный материал

Лесное Предкамье

Предкамье, занимает северную часть республики, отчленяясь от Предволжья долиной р. Волги и от Закамья, - долиной р. Камы.

Лесным Предкамьем эта часть называется, поскольку она находится в пределах лесной зоны.

 

Хвойные леса Татарстана расположены, в основном, в Предкамье и являются южной границей зоны тайги, распространенной на севере Европейской части РФ. Они слагаются двумя основными формациями - елово-пихтовых и сосновых лесов, в состав которых нередко входят в различных количествах лиственные породы: осина, береза и др. Это результат воздействия населения на естественные лесные сообщества (вырубка леса, пастьба скота и т. п.).

Целая полоса лесных массивов занимает волжско-вятско-камские водоразделы.

-здесь среди больших насаждений сосны расположен Берсутский дом отдыха.

-здесь, к западу от Казани, расположен заповедный Раифский бор.

-особняком лежит Лубянский массив на левом берегу Вятки. Сплошной, преимущественно хвойный лес занимает здесь участок длиной около 20 км и шириной от 4 до 10 км.


В климатическом отношении лесное Предкамье - самая увлажненная, и прохладная территория Татарстана. Здесь выпадает больше всего осадков, до 501- 509 мм (Балтаси, Раифа).

Рельеф представляет возвышенную равнину с наклоном поверхности с севера на юг к Каме и с местными наклонами на запад к долине Волги и на восток к долине Камы.

Основными почвами лесного Предкамья являются лесные почвы, дерново- подзолистые.

Республика отличается видовым разнообразием животного мира. На территории Татарстана обитает порядка 400 видов млекопитающих и 270 видов птиц. Основные представители фауны: лисы, волки, лоси, кабаны, бурундуки, зайцы, бобры, белки, куницы, норки. Среди мелких млекопитающих встречаются: сурки, тушканчики, рыжая полевка, желтогорлая и лесная мыши, обыкновенная бурозубка и др. Разнообразная орнитофауна представлена следующими представителями: тетерев, рябчик, глухарь, обыкновенная чечевица, грач, камышевая овсянка, зяблик, чибис, черный стриж, сорока, домовой воробей, серая ворона, полевка рыжая, сизый голубь. Из представителей герпетофауны обычны: остромордая и озерная лягушка, зеленая жаба, уж обыкновенный, прыткая ящерица. Иногда встречаются гадюка обыкновенная и веретеница ломкая. Почвенные беспозвоночные представлены многоножками Chilopoda, дождевыми червями, кивсянками. Из гидробионтов известны ветвистоусые, коловратки, веслоногие ракообразные. Гербеторий, главным образом, состоит из паукообразных, насекомых, моллюсков, кивсяков.

Лесостепное Предволжье и Закамье

Рельеф. Основная поверхность имеет наклон с юга на север. Самые высокие точки рельефа находятся в пределах Дрожжановского района и они превышают 240 м Вследствие широкого развития нефтепромыслов в пределах восточной части лесостепного Закамья приобрел значение антропогенный рельеф.. Равнинность территории, меньшее количество выпадающих осадков при слабом водосодержании подстилающих глин привело к замене дубрав степными и луговыми ассоциациями, с формированием типичных черноземов («Буинские степи»).

По климатическим условиям лесостепное Предволжье и Закамье с лесистостью до 14% территории, выделяются в республике более высокими положительными температурами воздуха, являясь самыми теплыми климатическими районами. От лесного Предкамья отличается меньшим количеством выпадающих осадков 400-420 мм..

Почвенный покров представлен преимущественно черноземами, серыми и темно-серыми почвами. Небольшие площади занимают светло-серые, коричневые и коричнево-серые почвы. Почти до 10% площади составляют пойменные и болотные почвы.

Государственный биологический заказник "Степной"

Ландшафтный памятник природы «Гран-тау»



Республика отличается видовым разнообразием животного мира. На территории Татарстана обитает порядка 400 видов млекопитающих и 270 видов птиц. Основные представители фауны: лисы, волки, лоси, кабаны, бурундуки, зайцы, бобры, белки, куницы, норки. Среди мелких млекопитающих встречаются: сурки, тушканчики, рыжая полевка, желтогорлая и лесная мыши, обыкновенная бурозубка и др. Разнообразная орнитофауна представлена следующими представителями: тетерев, рябчик, глухарь, обыкновенная чечевица, грач, камышевая овсянка, зяблик, чибис, черный стриж, сорока, домовой воробей, серая ворона, полевка рыжая, сизый голубь. Из представителей герпетофауны обычны: остромордая и озерная лягушка, зеленая жаба, уж обыкновенный, прыткая ящерица. Иногда встречаются гадюка обыкновенная и веретеница ломкая. Почвенные беспозвоночные представлены многоножками Chilopoda, дождевыми червями, кивсянками. Из гидробионтов известны ветвистоусые, коловратки, веслоногие ракообразные. Гербеторий, главным образом, состоит из паукообразных, насекомых, моллюсков, кивсяков.