Керш-Борковский филиал
МБОУ Сокольниковской СОШ
Моршанского района Тамбовской области
Открытый урок по географии в 6в классе по теме:
«Ветер»
Учитель географии Земцова В.Н.
Открытый урок по теме «Ветер».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных
Основные понятия:
Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров
Репродуктивный уровень:
Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме
Интеллектуальный уровень:
Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)
УУД
Познавательные
Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Педагогические технологии:
проблемно-поисковая, проектная, ИКТ
Оборудование:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Сегодня на уроке мы продолжим изучать воздушную оболочку Земли.
Как она называется? (Атмосфера).
В какой части атмосферы мы живём? Тропосфера.
Озоновый слой расположен в стратосфере.
Прибор для измерения температуры воздуха – термометр.
Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры называется – амплитуда.
Определите суточную амплитуду на 23.01.2024г по календарю. 4градуса.
Причиной неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли является - шарообразность Земли.
Как нагревается воздух? Солнечные лучи, земная поверхность, воздух.
Что такое атмосферное давление? Сила с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы.
С какой силой воздух давит на земную поверхность? 1кг 330г
Что является главной причиной разного атмосферного давления на земной поверхности? Неравномерность нагревания земной поверхности. Суши и океана.
Какое атмосферное давление считается нормальным? 760 мм рт ст.
Как называется прибор, измеряющий атмосферное давление. Барометр.
Атмосферное давление с высотой 10,5м понижается на 1 мм.рт.ст..?
Сайд 1. Задача на определение атмосферного давления.
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5=2,9
2) 760-3=757,1 мм рт. ст.
-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)
-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого - показать стрелкой на схеме)
-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)
-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре)
(давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх),
область какого давления образуется (НД),
наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)
- Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре
-А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)
- А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
Слайд следствие
На доске. Определить в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет дуть сильнее?
А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
А 763мм – Б 758мм (из А в Б)
А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)
III. Виды ветров.
Сейчас 1 группа учащихся, откроет в учебник стр. 137 рисунок 94 схему образования бриза. Опираясь на полученные знания, определите, как изменяется направление ветра в течение суток.
Вторая группа - откроет в учебник стр. 139 рисунок 96 схему образования муссона по сезонам года.
Работа в группах, объяснение схем.
Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям
Словарная работа:
Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока.
2.Скорость и направление ветра
Ветер имеет 2 главные характеристики: скорость и направление. Скорость ветра измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее.
Слайд шкала Бофорта.
Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным, если скорость возрастает до 7 м/с, а сила- до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов.
Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер (Слайд), который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.
Сайд роза ветров.
График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности называют розой ветров. Основной для розы ветров служат линии, обозначающие ветер. Составьте розу ветров для с.Керш-Борки за январь 2024г.
Инструктивная карта.
Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.
Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
Линии делятся на равные отрезки, 1 отрезок – 1 день.
Берутся данные наблюдения за погодой.
Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север», ставится точка, и таким образом отмечается по всем направлениям.
Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.
Точки соединяются в последовательности. При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.
Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.
Заключение урока.
Ответить на 3-6 вопросы теста.
5 февраля 2024 года температура воздуха + 1, атмосферное давление 757 мм. рт. ст., ветер слабый, дождь временами со снегом, а в кабинете география солнечные улыбки, облачность в знаниях прояснилась, грозовые тучи прошли мимо, роса из глаз не выпадала урок прошёл результативно:
Домашнее задание: п.42., составить розу ветров за январь 2024, сообщение о ветрах, их видах.