Повторение изученного материала | Работает с презентацией - РЕКИ. Предлагает выполнить задания, представленные на слайдах. Слайд -2 Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам. Слайд- 3-4 Загадка Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит (Река).
| Работают с презентацией. Дают правильный ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив. Отгадывают загадку |
Изучение нового материала | Слайд 5 – Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Бердь. – Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется. Слайд 6 Из каких частей состоит река? Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины. Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек. Речная долина – более широкое понижение в рельефе. Слайд 7 – Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера. Слайд 8 – Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132) Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан. – Какими бывают типы устьев рек? Слайд 9 Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые. – Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Обь. Речная система – это главная река со всеми притоками; Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны; Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья). Слайд 10. Задание. В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте: Нил, Конго (Африка); Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Янцзы, Инд (Евразия); Амазонка (Южная Америка); Миссисипи (Северная Америка). Слайд 11. – Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Горные реки имеют: бурное и стремительное течение, относительно прямые русла, речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь, дно почти все занято руслом, неблагоприятные условия для судоходства. Равнинные реки имеют: плавное и спокойное течение, русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины, разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов, русло занимает только часть плоского и широкого днища долины, развитое судоходство. Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения. Слайд 12-13 – При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия? Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено. Слайд 14 Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают. Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует. Режим реки – поведение реки в течение года. Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань? Слайд 15 – В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.) | Пытаются описать реку нашего края. Дают определение реки и записывают его в тетрадь Записывают определения в тетрадь Записывают определения Работа с учебником Записывают определения Работают с картами атласа, называют притоки реки. Записывают в тетрадь. Работают с настенной картой. С помощью указки показывают объекты. Работают с атласом Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152. Отвечают на вопросы, записывают определения Пользуются слайдами записывают определения в тетрадь. По очереди называют свой краткий пример. |