СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии на тему "Реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная разработка к открытому уроку по географии. Используется на уроках в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии на тему "Реки"»

Тема урока: Реки.

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.

  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.

  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.

  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Тип урока: Комбинированный

Базовый учебник:

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.


Ход урока



Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Оргмомент

Проверяет готовность класса к уроку, здоровается с учащимися.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

Актуализация знаний

Зачитывает стихотворение о круговороте воды в природе. Предлагает ответить на несколько вопросов на знание прошлого материала.

Слушают стихотворение. Работа по вопросам по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку знаний.

Повторение изученного материала

Работает с презентацией - РЕКИ. Предлагает выполнить задания, представленные на слайдах.

Слайд -2

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Слайд- 3-4

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).



Работают с презентацией. Дают правильный ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Отгадывают загадку

Изучение нового материала

Слайд 5

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Бердь.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Слайд 6

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.

  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

Слайд 7

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

Слайд 8

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;

  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Слайд 9

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Обь.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;

  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;

  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

Слайд 10.

Задание.

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);

  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Янцзы, Инд (Евразия);

  3. Амазонка (Южная Америка);

  4. Миссисипи (Северная Америка).

Слайд 11.

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,

  • относительно прямые русла,

  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

  • дно почти все занято руслом,

  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,

  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,

  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

Слайд 12-13

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Слайд 14

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.

  • Режим реки – поведение реки в течение года.

  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

Слайд 15

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)




Пытаются описать реку нашего края.

Дают определение реки и записывают его в тетрадь









Записывают определения в тетрадь











Записывают определения







Работа с учебником



Записывают определения














Работают с картами атласа, называют притоки реки.


Записывают в тетрадь.












Работают с настенной картой. С помощью указки показывают объекты.







Работают с атласом










Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.



























Отвечают на вопросы, записывают определения



























Пользуются слайдами записывают определения в тетрадь.














По очереди называют свой краткий пример.

Закрепление

Слайд 16.

Предоставляет раздаточный материал.

Слайд 17. Решите кроссворд.

Слайд 18.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

План

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;

  2. На каком материке находится;

  3. Исток (начало реки);

  4. Устье (место впадения);

  5. Направление течения;

  6. Притоки (левые и правые);

  7. Питание реки;

  8. Хозяйственное использование.


Выполняют задания на карточках. Решают кроссворд.


Выполняют практическую работу в тетрадях.

Рефлексия

Слайд 19.

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки того цвета в руки , которая соответствует вашей оценке на уроке ( карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3» Откройте дневники запишите домашнее задание и поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.

Учитель ставит роспись в дневниках


Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.

Выставляют оценки

Домашнее задание

Слайд 20.

§35, вопросы в конце параграфа

Записывают домашнее задание


Литература:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.

  3. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.

  4. География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.

  5. www.cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html

  6. ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/

  7. www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm

  8. www.skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003




Раздаточный материал



Заполните таблицу

Название рек

исток

устье

Левые притоки

Правые притоки

Волга





Лена





Обь