СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по информатике( презентация, конспект, карточки, наглядности) по теме: "Информационные процессы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по информатике( презентация, конспект, карточки, наглядности) по теме: "Информационные процессы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по информатике( презентация, конспект, карточки, наглядности) по теме: "Информационные процессы"»

Ребус 1 ЛОГИКА

Ребус 1

ЛОГИКА

Ребус 2 ТАБЛИЦА

Ребус 2

ТАБЛИЦА

Ребус 3 ЗАДАЧИ

Ребус 3

ЗАДАЧИ

ТАБЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ТАБЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Алгоритм решения логических задач с помощью таблиц Внимательно прочитайте текст задачи. Определите, о каких классах объектов идет речь. Назовите эти объекты. Определите, находятся ли объекты этих классов в отношении взаимно однозначного соответствия. Продумайте структуру таблицы: количество строк, граф (столбцов), заголовки. Внесите в таблицу исходную информацию. Внимательно читайте текст задачи, в соответствующие строки и графы вносите 0 или 1, фиксируя наличие связи между объектами.

Алгоритм решения логических задач с помощью таблиц

  • Внимательно прочитайте текст задачи.
  • Определите, о каких классах объектов идет речь. Назовите эти объекты.
  • Определите, находятся ли объекты этих классов в отношении взаимно однозначного соответствия.
  • Продумайте структуру таблицы: количество строк, граф (столбцов), заголовки.
  • Внесите в таблицу исходную информацию.
  • Внимательно читайте текст задачи, в соответствующие строки и графы вносите 0 или 1, фиксируя наличие связи между объектами.
Задача 1 Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Казани: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя. 1) Москвич сидел между казанцем и Витей; 2) петербуржец – между Юрой и Толей; 3) напротив петербуржца сидели пермяк и Алеша; 4) Коля никогда не был в Санкт-Петербурге; 5) Юра не бывал в Москве и Казани 6) казанец с Толей регулярно переписываются. Нужно определить, в каком городе живет каждый из ребят.

Задача 1

Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Казани: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя.

1) Москвич сидел между казанцем и Витей;

2) петербуржец – между Юрой и Толей;

3) напротив петербуржца сидели пермяк и Алеша;

4) Коля никогда не был в Санкт-Петербурге;

5) Юра не бывал в Москве и Казани

6) казанец с Толей регулярно переписываются.

Нужно определить, в каком городе живет каждый из ребят.

1 способ М Юра Толя С-П Н Алеша П Коля К Витя Таблица типа ОС 6Х6 2 способ Мальчик Город Юра М С-П Толя Н Алеша П Коля Витя К Таблица типа ООО 6Х7

1 способ

М

Юра

Толя

С-П

Н

Алеша

П

Коля

К

Витя

Таблица типа ОС

6Х6

2 способ

Мальчик

Город

Юра

М

С-П

Толя

Н

Алеша

П

Коля

Витя

К

Таблица типа ООО

6Х7

Решение Москвич сидел между казанцем и Витей Мальчик Город М Юра С-П Толя Н Алеша П Коля К Витя 0 0

Решение

Москвич сидел между казанцем и Витей

Мальчик

Город

М

Юра

С-П

Толя

Н

Алеша

П

Коля

К

Витя

0

0

Решение Петербуржец сидел между Юрой и Толей Мальчик Город М Юра С-П Толя Н Алеша П Коля К Витя 0 0 0 0

Решение

Петербуржец сидел между Юрой и Толей

Мальчик

Город

М

Юра

С-П

Толя

Н

Алеша

П

Коля

К

Витя

0

0

0

0

Решение Напротив петербуржца сидели пермяк и Алеша Мальчик Город М Юра С-П Толя Н Алеша П Коля К Витя 0 0 0 0 0 0 0 0

Решение

Напротив петербуржца сидели пермяк и Алеша

Мальчик

Город

М

Юра

С-П

Толя

Н

Алеша

П

Коля

К

Витя

0

0

0

0

0

0

0

0

Решение Коля никогда не был в Санкт-Петербурге Мальчик Город М Юра Толя С-П Н Алеша П Коля К Витя 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0

Решение

Коля никогда не был в Санкт-Петербурге

Мальчик

Город

М

Юра

Толя

С-П

Н

Алеша

П

Коля

К

Витя

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

Решение Юра не бывал в Москве и Казани Мальчик Город М Юра Толя С-П Н Алеша П Коля К Витя 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0

Решение

Юра не бывал в Москве и Казани

Мальчик

Город

М

Юра

Толя

С-П

Н

Алеша

П

Коля

К

Витя

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

Решение Казанец с Толей регулярно переписываются Мальчик Город М Юра С-П Толя Н Алеша Коля П К Витя 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0

Решение

Казанец с Толей регулярно переписываются

Мальчик

Город

М

Юра

С-П

Толя

Н

Алеша

Коля

П

К

Витя

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

Ответ Юра – Новгород,   Толя – Москва, Алеша – Казань,   Коля – Пермь, Витя – Санкт-Петербург

Ответ

Юра – Новгород, Толя – Москва,

Алеша – Казань, Коля – Пермь,

Витя – Санкт-Петербург

Задача 2 Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. Девочка Музыкальный инструмент Иностранный язык

Задача 2

Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Девочка

Музыкальный инструмент

Иностранный язык

Увлечение Девочка Музыкальный инструмент Рояль Маша Скрипка Оля Виолончель Лена Арфа Валя Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский Музыкальный инструмент Рояль Скрипка Виолончель Девочка Арфа Иностранный язык Маша Фр Оля Нем Англ Лена Ит Валя

Увлечение

Девочка

Музыкальный инструмент

Рояль

Маша

Скрипка

Оля

Виолончель

Лена

Арфа

Валя

Иностранный язык

Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

Музыкальный инструмент

Рояль

Скрипка

Виолончель

Девочка

Арфа

Иностранный язык

Маша

Фр

Оля

Нем

Англ

Лена

Ит

Валя

Решение задачи 2 Увлечение Девочка Музыкальный инструмент Маша Рояль Оля Скрипка Лена Виолончель Валя Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский 1 1 0 Маша играет на рояле Оля играет на виолончели Лена не играет на арфе Заполним первую часть таблицы

Решение задачи 2

Увлечение

Девочка

Музыкальный инструмент

Маша

Рояль

Оля

Скрипка

Лена

Виолончель

Валя

Арфа

Иностранный язык

Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

1

1

0

Маша играет на рояле

Оля играет на виолончели

Лена не играет на арфе

Заполним первую часть таблицы

Решение задачи 2 Увлечение Девочка Музыкальный инструмент Маша Рояль Оля Скрипка 1 0 0 Лена Виолончель 0 0 Валя Иностранный язык 0 Арфа 1 0 Французский 1 0 0 Немецкий 0 0 Английский 0 0 1 Итальянский 1 1 0 Заполним первую часть таблицы

Решение задачи 2

Увлечение

Девочка

Музыкальный инструмент

Маша

Рояль

Оля

Скрипка

1

0

0

Лена

Виолончель

0

0

Валя

Иностранный язык

0

Арфа

1

0

Французский

1

0

0

Немецкий

0

0

Английский

0

0

1

Итальянский

1

1

0

Заполним первую часть таблицы

Решение задачи 2 Увлечение Музыкальный инструмент Девочка Рояль Маша Скрипка 1 Оля Лена 0 0 Виолончель Валя 0 0 Иностранный язык Арфа 0 0 1 Французский 0 1 0 0 0 Немецкий 0 0 Английский 1 Итальянский 1 0 0 0 Маша не знает итальянского Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке Виолончелистка не говорит по-итальянски Оля не владеет английским

Решение задачи 2

Увлечение

Музыкальный инструмент

Девочка

Рояль

Маша

Скрипка

1

Оля

Лена

0

0

Виолончель

Валя

0

0

Иностранный язык

Арфа

0

0

1

Французский

0

1

0

0

0

Немецкий

0

0

Английский

1

Итальянский

1

0

0

0

Маша не знает итальянского

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке

Виолончелистка не говорит по-итальянски

Оля не владеет английским

Решение задачи 2 Увлечение Музыкальный инструмент Девочка Маша Рояль 1 Скрипка Оля 0 0 Лена Виолончель Валя 0 0 Арфа Иностранный язык 0 0 1 0 Французский 1 0 0 Немецкий 0 0 Английский 0 0 0 0 Итальянский 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,  Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка  и французский, Вали – арфа и итальянский.

Решение задачи 2

Увлечение

Музыкальный инструмент

Девочка

Маша

Рояль

1

Скрипка

Оля

0

0

Лена

Виолончель

Валя

0

0

Арфа

Иностранный язык

0

0

1

0

Французский

1

0

0

Немецкий

0

0

Английский

0

0

0

0

Итальянский

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Получим, что увлечения Маши – рояль и английский, Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка и французский, Вали – арфа и итальянский.

Задача 3 В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: 1. Смит самый высокий; 2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; 3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; 4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; 5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Задача 3

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

1. Смит самый высокий;

2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Ответ Браун – альт, кларнет Смит – флейта, гобой Вессон – скрипка, труба Браун Скрипка Смит Флейта 0 0 Альт Вессон 0 Кларнет 1 1 1 1 0 0 Гобой 0 0 0 Труба 0 0 1 0 0 1

Ответ

Браун – альт, кларнет

Смит – флейта, гобой

Вессон – скрипка, труба

Браун

Скрипка

Смит

Флейта

0

0

Альт

Вессон

0

Кларнет

1

1

1

1

0

0

Гобой

0

0

0

Труба

0

0

1

0

0

1

Задача 4 Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Задача 4

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.

Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Ответ Влад – юрист, регбист Тимур – врач, турист Юра – физик, бегун Профессия Врач 0 Физик ИМЯ 1 Юрист 0 Увлечение 0 1 0 Туризм 0 1 Влад 0 Бег Тимур 0 Юра Регби 1 0 0 1 0 0 1 0

Ответ

Влад – юрист, регбист

Тимур – врач, турист

Юра – физик, бегун

Профессия

Врач

0

Физик

ИМЯ

1

Юрист

0

Увлечение

0

1

0

Туризм

0

1

Влад

0

Бег

Тимур

0

Юра

Регби

1

0

0

1

0

0

1

0

Домашнее задание Обязательно: Принять участие в олимпиаде по информатике на Uchi.ru Для дополнительной оценки: мини-проект «Моя логическая задача» (составить логическую задачу, решаемую с помощью таблицы)

Домашнее задание

Обязательно:

Принять участие в олимпиаде по информатике на Uchi.ru

Для дополнительной оценки:

мини-проект

«Моя логическая задача»

(составить логическую задачу, решаемую с помощью таблицы)