СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории для 5 класса по теме : "Афины - центр ремесла и торговли".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории для 5 класса по теме : "Афины - центр ремесла и торговли".»

Предмет: история

Класс: 5

Тема. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ.КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Тема урока. Афины-центр ремесла и торговли.

Автор: учитель истории Скрипник Ю.В.


Эпиграф урока:

Нет, тот не гражданин кто не спеши

Помочь Отчизне, торопясь вредить ей

Себе-во благо, городу весь вред. ( Аристофан)

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию, что Афины – центр ремесла, торговли и искусства;

  • Познакомить с основными районами Афин- Керамик, агора, акрополь и их достопримечательностями;

  • Выяснить особенности греческой культуры, характерные черты греческого храма и орденской системы

  • Попытаться проникнуть духом того времени,  прочувствовать его, приобщиться к великому и прекрасному, что было создано в Древней  Греции;

  • Воспитывать уважение к культуре другого народа;

  • Развивать навык оценочных суждений;

  • Развивать умения описывать картины, обобщать делать выводы.            

 Задачи урока:

расширить представление учащихся о жизни в Афинах, познакомить их с развитием ремесел и искусства.

Оборудование: презентация, современный вид афинского Акрополя, Парфенон, Эрехтейон, богиня Афина, греческие керамические сосуды, Картина «Афинский акрополь», карта.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: заочное путешествие



Основные этапы урока.

  • постановка проблемного задания;

  • подготовка к восприятию нового материала; представление индивидуального задания (с элементами драматизации), беседа;

  • изучение нового материала (работа с учениками, беседа);

  • закрепление материала и первичный контроль (словесная эстафета);

  • домашнее задание;

План изучения нового материала.

Сравнительная характеристика Афин, Египта и государств Западной Азии;

  • природные условия;

  • торговые связи;

  • государственное управление

2) Район гончарных мастерских - Керамик;

3) Сердце Афин – Агора;

4) Архитектура Акрополя:

  • Парфенон

  • Эрехтейон

Учитель: Представьте, что сейчас вы находитесь не в классе, а в Аттике (покажите на карте). Вы не ученики, а афинский народ (демос). Некоторые ребята получили домашнее задание, они будут не просто жителями Афин, а гончарами, архитекторами, торговцами. Прибыли к нам и заморские купцы. Они будут задавать вопросы, а вам предстоит на них ответить.

1 ученик: - Я прибыл из страны большого Хапи. Что это за страна? Как называете вы ее, греки? Где она находится? Что я привез на своих кораблях? Как называется порт, где стоят мои корабли?

2 ученик: Я приехал из Финики. В глубокой древности Финикия и соседние области носили название Ханаан. В переводе с греческого финикийцы – это красноватые. Почему вы нас так назвали? Как добывали пурпурную краску? Какой цвет имели ткани, выкрашенные в пурпур? Что кроме тканей я привез? (стекло, бусы, вино, рабов)

3 ученик: Я прибыл из Вавилона? Что мы называем морем Восхода и заката? (Персидский залив и Средиземное море). Перед разгрузкой корабля мне пришлось заплатить деньги? За что я заплатил? Как называется плата? Куда пошли мои деньги? Кто их получил? Только ли купцы платят деньги в казну Афинского государства? (и переселенцы)

Переходом к изучению новой темы служит просьба купцов рассказать им о городе Афины.

Рассказ учителя об истории Афин.

Главный город Аттики - Афины, одно из самых древних городов Европы, возник в 5-6 км от моря. Жители боялись внезапных наводнений и пиратов. На равнине располагался обрывистый холм с крутыми берегами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными – стенами Акрополь. Афины быстро росли, на Акрополе не хватало места и люди стали селиться у подножия. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался « Керамик» (по-гречески «керамос»- глина). (Презентация)

Ученик, играющий гончара рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах.

«Купцы» вновь задают вопросы:

- В мастерских работают и рабы и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, и подносят топливо к печи, а творческую работу, например роспись ваз выполняют только свободные граждане. Почему?

Рассказ учителя об Агоре.

Вопросы: Подумайте, какие товары на рынке были в изобилии, а чего всегда не хватало? (плохо росли ячмень и пшеница)

Учитель предлагает «купцам» вернуться к высокому холму в центре города.

Организуется беседа с демосом.

- Примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы)

- Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (крутые склоны, только 1 тропинка, ведшая внутрь стен)

- В 5 веке до н. э персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? Он приказал разрушить все постройки и сжечь город. Но афиняне построили Акрополь заново. Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Она называется Афина – воительница.

Главный храм города - Парфенон - посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит « девушка». У Парфенона 4 портика.

Что такое портик? Прочтите в учебнике.

Что такое фронтон? Прочитайте в учебнике. 

Приглядимся к западному фронтону. Что изображает эта группа статуй (Афина спорит с Посейдоном)

- спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города. (Учащиеся разыгрывают пантомиму спор Афины с Посейдоном)

Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: Если ты не видел Афин – то ты мул; а если видел и не восхищен то ты осел.

Приложение

Рассказ учителя об истории Афин.

Главный город Аттики - Афины, одно из самых древних городов Европы, возник в 5-6 км от моря. Жители боялись внезапных наводнений и пиратов. На равнине располагался обрывистый холм с крутыми берегами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными – стенами Акрополь. Афины быстро росли, на Акрополе не хватало места и люди стали селиться у подножия. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался « Керамик» (по-гречески «керамос»- глина). (Презентация)

Ученик, играющий гончара рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах.

«Купцы» вновь задают вопросы:

- В мастерских работают и рабы и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, и подносят топливо к печи, а творческую работу, например роспись ваз выполняют только свободные граждане. Почему?

Рассказ учителя об Агоре.

Вопросы: Подумайте, какие товары на рынке были в изобилии , а чего всегда не хватало? ( плохо росли ячмень и пшеница)

Учитель предлагает «купцам» вернуться к высокому холму в центре города.

Организуется беседа с демосом.

- Примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы)

- Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (крутые склоны, только 1 тропинка, ведшая внутрь стен)

- В 5 веке до н. э персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? Он приказал разрушить все постройки и сжечь город. Но афиняне построили Акрополь заново. Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Она называется Афина – воительница.

Главный храм города – Парфенон_ посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит « девушка». У Парфенона 4 портика.Что такое портик? Прочтите в учебнике. Что такое фронтон? Прочитайте в учебнике. Приглядимся к западному фронтону. Что изображает эта группа статуй ( Афина спорит с Посейдоном)

- спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города. ( Учащиеся разыгрывают пантомиму спор Афины с Посейдоном)

Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: Если ты не видел Афин – то ты мул; а если видел и не восхищен то ты осел.

Закрепление:

  • 1 вариант Метод «Микрофон»(учащиеся по очереди высказывают одним предложением, что именно они узнали или что их удивило на уроке.

  • 2 Вариант : Игра ДА\НЕТ

(учитель задает до пяти вопросов, ученики отвечают в тетрадях + или- ). Домашнее задание

Прочитать параграф учебника; подготовить рассказ о городе Афины.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!