Предмет: история
Класс: 5
Тема. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ.КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Тема урока. Афины-центр ремесла и торговли.
Автор: учитель истории Скрипник Ю.В.
Эпиграф урока:
Нет, тот не гражданин кто не спеши
Помочь Отчизне, торопясь вредить ей
Себе-во благо, городу весь вред. ( Аристофан)
Цели урока:
Подвести учащихся к пониманию, что Афины – центр ремесла, торговли и искусства;
Познакомить с основными районами Афин- Керамик, агора, акрополь и их достопримечательностями;
Выяснить особенности греческой культуры, характерные черты греческого храма и орденской системы
Попытаться проникнуть духом того времени, прочувствовать его, приобщиться к великому и прекрасному, что было создано в Древней Греции;
Воспитывать уважение к культуре другого народа;
Развивать навык оценочных суждений;
Развивать умения описывать картины, обобщать делать выводы.
Задачи урока:
расширить представление учащихся о жизни в Афинах, познакомить их с развитием ремесел и искусства.
Оборудование: презентация, современный вид афинского Акрополя, Парфенон, Эрехтейон, богиня Афина, греческие керамические сосуды, Картина «Афинский акрополь», карта.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: заочное путешествие
Основные этапы урока.
постановка проблемного задания;
подготовка к восприятию нового материала; представление индивидуального задания (с элементами драматизации), беседа;
изучение нового материала (работа с учениками, беседа);
закрепление материала и первичный контроль (словесная эстафета);
домашнее задание;
План изучения нового материала.
Сравнительная характеристика Афин, Египта и государств Западной Азии;
2) Район гончарных мастерских - Керамик;
3) Сердце Афин – Агора;
4) Архитектура Акрополя:
Учитель: Представьте, что сейчас вы находитесь не в классе, а в Аттике (покажите на карте). Вы не ученики, а афинский народ (демос). Некоторые ребята получили домашнее задание, они будут не просто жителями Афин, а гончарами, архитекторами, торговцами. Прибыли к нам и заморские купцы. Они будут задавать вопросы, а вам предстоит на них ответить.
1 ученик: - Я прибыл из страны большого Хапи. Что это за страна? Как называете вы ее, греки? Где она находится? Что я привез на своих кораблях? Как называется порт, где стоят мои корабли?
2 ученик: Я приехал из Финики. В глубокой древности Финикия и соседние области носили название Ханаан. В переводе с греческого финикийцы – это красноватые. Почему вы нас так назвали? Как добывали пурпурную краску? Какой цвет имели ткани, выкрашенные в пурпур? Что кроме тканей я привез? (стекло, бусы, вино, рабов)
3 ученик: Я прибыл из Вавилона? Что мы называем морем Восхода и заката? (Персидский залив и Средиземное море). Перед разгрузкой корабля мне пришлось заплатить деньги? За что я заплатил? Как называется плата? Куда пошли мои деньги? Кто их получил? Только ли купцы платят деньги в казну Афинского государства? (и переселенцы)
Переходом к изучению новой темы служит просьба купцов рассказать им о городе Афины.
Рассказ учителя об истории Афин.
Главный город Аттики - Афины, одно из самых древних городов Европы, возник в 5-6 км от моря. Жители боялись внезапных наводнений и пиратов. На равнине располагался обрывистый холм с крутыми берегами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными – стенами Акрополь. Афины быстро росли, на Акрополе не хватало места и люди стали селиться у подножия. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался « Керамик» (по-гречески «керамос»- глина). (Презентация)
Ученик, играющий гончара рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах.
«Купцы» вновь задают вопросы:
- В мастерских работают и рабы и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, и подносят топливо к печи, а творческую работу, например роспись ваз выполняют только свободные граждане. Почему?
Рассказ учителя об Агоре.
Вопросы: Подумайте, какие товары на рынке были в изобилии, а чего всегда не хватало? (плохо росли ячмень и пшеница)
Учитель предлагает «купцам» вернуться к высокому холму в центре города.
Организуется беседа с демосом.
- Примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы)
- Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (крутые склоны, только 1 тропинка, ведшая внутрь стен)
- В 5 веке до н. э персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? Он приказал разрушить все постройки и сжечь город. Но афиняне построили Акрополь заново. Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Она называется Афина – воительница.
Главный храм города - Парфенон - посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит « девушка». У Парфенона 4 портика.
Что такое портик? Прочтите в учебнике.
Что такое фронтон? Прочитайте в учебнике.
Приглядимся к западному фронтону. Что изображает эта группа статуй (Афина спорит с Посейдоном)
- спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города. (Учащиеся разыгрывают пантомиму спор Афины с Посейдоном)
Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: Если ты не видел Афин – то ты мул; а если видел и не восхищен то ты осел.
Приложение
Рассказ учителя об истории Афин.
Главный город Аттики - Афины, одно из самых древних городов Европы, возник в 5-6 км от моря. Жители боялись внезапных наводнений и пиратов. На равнине располагался обрывистый холм с крутыми берегами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными – стенами Акрополь. Афины быстро росли, на Акрополе не хватало места и люди стали селиться у подножия. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался « Керамик» (по-гречески «керамос»- глина). (Презентация)
Ученик, играющий гончара рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах.
«Купцы» вновь задают вопросы:
- В мастерских работают и рабы и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, и подносят топливо к печи, а творческую работу, например роспись ваз выполняют только свободные граждане. Почему?
Рассказ учителя об Агоре.
Вопросы: Подумайте, какие товары на рынке были в изобилии , а чего всегда не хватало? ( плохо росли ячмень и пшеница)
Учитель предлагает «купцам» вернуться к высокому холму в центре города.
Организуется беседа с демосом.
- Примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы)
- Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (крутые склоны, только 1 тропинка, ведшая внутрь стен)
- В 5 веке до н. э персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? Он приказал разрушить все постройки и сжечь город. Но афиняне построили Акрополь заново. Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Она называется Афина – воительница.
Главный храм города – Парфенон_ посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит « девушка». У Парфенона 4 портика.Что такое портик? Прочтите в учебнике. Что такое фронтон? Прочитайте в учебнике. Приглядимся к западному фронтону. Что изображает эта группа статуй ( Афина спорит с Посейдоном)
- спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города. ( Учащиеся разыгрывают пантомиму спор Афины с Посейдоном)
Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: Если ты не видел Афин – то ты мул; а если видел и не восхищен то ты осел.
Закрепление:
1 вариант Метод «Микрофон»(учащиеся по очереди высказывают одним предложением, что именно они узнали или что их удивило на уроке.
2 Вариант : Игра ДА\НЕТ
(учитель задает до пяти вопросов, ученики отвечают в тетрадях + или- ). Домашнее задание
Прочитать параграф учебника; подготовить рассказ о городе Афины.