СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Древнего Мира 5 класс по теме: Древний Китай. Образование государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 5 классов по теме: Древний Китай. Образование государства. К разработке урока прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего Мира 5 класс по теме: Древний Китай. Образование государства»

Тема: Древний Китай. Складывание государства.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Ни хао - Здравствуйте, ребята.


2. Актуализация опорных знаний

Добро пожаловать в Туристическое агентство «История тур». Наше агентство предлагает туры по государствам Древнего Востока, вы совершите увлекательные путешествия по древним странам и городам, узнаёте об их истории и культуре, посетите достопримечательности, познакомитесь с интересными людьми.


- Может быть, вы уже побывали в каких-то государствах? 
- Каких же?

- Что-то верится с трудом, сейчас я выясню, так ли это?

А) Индивидуальная работа у доски (карточки)

Карточка№1

Назови одним словом:

  1. Вера в существование и почитание

многих богов - ….

2. Религия евреев, возникшая в Палестине, ее последователи иудеи - …..

3. Одна из мировых религий, возникла в Индии в V веке до н.э., основатель Будда - ……..

Карточка№2

Расположи в правильной последовательности слова в схеме:

брахманы, вайшьи, кшатрии, варны, шудры


Карточка №3

Начерти ленту времени и обозначь:

1) дату образования государства в Древней Индии (ВЕК).

2) время зарождения буддизма в Индии (ВЕК).

3) что было раньше? и на сколько?


Б) Фронтальный опрос

Задание: определите, о каком государстве идет речь?

  1. Царь этой страны носил двойную корону, его звали фараоном (Египет)

  2. Территория этой страны расположена между реками Тигр и Евфрат, сейчас принадлежит Ираку. (Междуречье)

  3. Эта страна знаменита изобретением древнейшего алфавита (Финикия)

  4. Страна расположена в Южной Азии. Изобилует непроходимыми лесами – джунглями. На северо-востоке располагаются самые высокие в мире горы – Гималаи. Крупнейшие реки, считающиеся священными. Европейцы называли ее страной сказочных богатств. (Индия)

  5. В этой стране, царем Ашурбанапалом была собрана библиотека из глиняных табличек, в ней хранились мифы, молитвы и заклинания богам (Ассирия)

  6. Держава поглотила практически все государства Востока. Недаром она именовалась как «царство стран», а ее повелитель носил титул «царя царей». (Персия)

  7. Народ этой страны бережно хранил в памяти предания о прошлом своего народа. Такие предания передались из поколения в поколение и впоследствии вошли в Библию. (Израиль)

  8. Более 100 лет назад археологи нашли большой столб из черного камня, исписанный ровными рядами клинописи. На черном камне были записаны законы царя Хаммурапи (Вавилония)

Сёсе – спасибо Помочь проверить ребят у доски очень быстро!!!

  1. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в удивительную страну, а какую, я, думаю, вы сейчас догадаетесь. У меня в руках несколько предметов.

-Что это? (компас!) Для чего он предназначен? (для ориентирования на местности)

- А это? (бумага!) Для чего? (для записей!)

- Осталось это (палочки для еды китайской кухни!)

- Что же объединяет эти предметы? (все они были изобретены в Китае)

А что вы знаете об этой стране?

- густонаселенная страна (1 411 750 000 чел. (2023 г.), Великая китайская стена, фарфор, шелк, чайная церемония, Храм Неба, Поднебесная, Терракотовая армия первого императора Цинь.

Эта страна является самым большим соседом России, и с ней мы поддерживаем торговые и культурные связи!!!

Видео - эмоциональный настрой (1 мин)

4. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них тему нашего урока: «Древний Китай. Складывание государства». (Слайд 1)

Исходя из названия темы, какую цель поставим на урок?

Постановка цели урока - Составить общее представление о древнейшей цивилизации - Китай

А что бы вы хотели узнать о Древнем Китае?

Постановка задач урока (плана) (Слайд 2)

  1. Местоположение (Где находится Древний Китай?)

  2. Природные условия (Каковы его природные и климатические особенности?)

  3. Занятия населения (Чем занимались древние китайцы?)

  4. Государство (Когда возникло и кто был первым правителем?)

  5. Общественное устройство (На какие группы населения делилось)

  6. Культура (религия, изобретения, открытия)

Выбор средств и действий (обсуждение)











Путешествие начинается, и первая остановка «Местоположение и его особенности»

Предлагаю поработать в паре с историческим документом и заполнить маршрутный лист. Составить рассказ о географических и природных особенностях Китая.

Работая с текстом, обратите внимание на новые слова, внизу текста есть сноска…

Маршрутный лист

Маршрутный лист

Страна

Древний Китай

Страна

Древний Китай

Местоположение


Местоположение


Природные

условия (реки, почва)


Природные

условия (реки, почва)


Занятия жителей


Занятия жителей


Какие культуры выращивали?


Какие культуры выращивали?


Государство (император)


Государство (император)


(Слайд 3) Работа с понятием:

Лёсс- желтая плодородная почва (рыхлая осадочная горная порода светло-жёлтого цвета, на которой образуются плодородные почва)

Предлагаю поделится впечатлениями… (Озвучить рассказ)

-Вспомните историю изученных стран и объясните, почему первые поселения в Китае возникли в долине Хуанхэ. (плодородная почва)

- Вспомните, жителям каких стран приходилось бороться с наводнениями и разливами рек? (Тигр и Евфрат) Как называли китайцы называли Хуанхэ?

- Объясните, почему в Китае, так же как и во многих других древних государствах, основным занятием было земледелие? Реки, плодородная земля были пригодны для земледелия

(Слайд 4) Показать на карте местоположение Древнего Китая, реки Хуанхэ и Янцзы…

(дома заполнить контурную карту, указав географические объекты)

Физминутка. А теперь сделаем с вами небольшую разминку.

В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

- Немного отдохнули? Продолжаем пополнять свои знания.

Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Первый властелин Китая»

Предлагаю посетить еще одно удивительное место в Китае, Мавзолей первого императора (терракотовая армия).

Просмотр видео…

- О чем сюжет? Кому посвящена данная гробница? Что такое терракот – обожжённая глина (керамика).

Как и во всех нами изученных странах, на территории Китая долгое время не было единого государства, пока в 221 г. до н. э. правитель одного из китайских государств – царства Цинь – разбил поодиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив своих соперников, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэн-ван, стал называть себя хуанди - что означает император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди. Первый властелин Китая. (Слайд 5) Императора называли сыном неба (божество), страну называли Поднебесной…

Он объявил, что его сын будет править как «Второй император Цинь», а сама династия будет управлять Китаем десятки тысяч лет, обеспечивая мир. Империя Цинь была примером восточной деспотии — вся власть была сосредоточена в руках императора, вся земля принадлежала только ему

Чтобы упрочить свою власть, он провёл в стране ряд реформ (Слайд 6). По всей стране были установлены единые законы, единая валюта и единые правила письма. Империя была разделена на 36 областей, которыми руководили наместники, назначаемые императором. Контролировать население императору помогали не только солдаты, но и целая армия чиновников.

Реформы на слайде:

  1. Власть наследственная

  2. Столица Саньян

  3. Разделил на 36 областей, наместники

  4. Единые законы

  5. Общая монета

  6. Система дорог

  7. Единая письменность

  8. Строительство Великой стены (для защиты северных границ от нашествия гуннов)


Цинь Шихуанди прославился своей жестокостью. Чтобы сохранить власть, ему приходилось держать народ в постоянном страхе. За нарушение закона наказывали не только самого преступника, но и его родственников и соседей. Тех, кто избежал побоев и казни, превращали в рабов и отправляли трудиться во имя государства, например на строительство Великой Китайской стены. (Слайд 6).

Император жёстко расправлялся со всеми, КТО ЕГО КРИТИКОВАЛ…

Укрепив свою власть, император приступил к завоевательных походам и к расширению границ Китайского государства.

Население Китая было недовольно жестокой политикой, огромными налогами, бедностью и рабским трудом. Возмущённые китайцы подняли восстание и свергли династию Цинь. В 202 г. до н. э. руководитель восстания чиновник Лю Бан был провозглашён императором Хань.

Цинь Шихуанди после смерти был похоронен в огромной подземной гробнице.



Цинь Шихуанди разделил империю на административные округа во главе с наместниками. По его приказу строили каналы и дамбы, а также дороги для обеспечения связи столицы с округами. На территории империи вводилось единые денежные знаки, единицы измерения, письменность, законодательство. Законы были суровыми. Тех, кто нарушал закон, обращали в рабов или казнили. Население империи обязали платить большие налоги. Всех, кто был недоволен, велел казнить.

В целях обезопасить территорию империи от нападения кочевых племён Цинь Шихуанди повелел усилить границу – в 215 году до н. э. началось строительство Великой Китайской стены. Протяжённость стены насчитывала около 4-х тысяч километров. Ширина стены позволяла разъехаться на ней повозкам.

- Что свидетельствовало о том, что Цинь Шихуанди создал централизованное государство?

- Какие мероприятия проводились с целью процветания государства?

- Какой была политика императора в отношении простого народа?

- Дайте оценку деятельности императора.



5. Закрепление материала

Игра «Угадай число»

1. Китай расположен в Восточной части Азии (1)

2. По равнине протекают две реки - Евфрат и Тигр (0)

3. Широкое распространение в Китае получило возделывание риса (1)

4. Первым властелином Древнего Китая стал Цинь Шихуанди (1)

5. Империя Цинь была примером восточной деспотии (1)

6. Гробницу императора Цинь Шихуанди называют «терракотовой армией» (1)

 (Слайд 7) 101 111



Вот и подошло к концу наше путешествие.

- О какой новой стране вы узнали сегодня на уроке? (о Древнем Китае)

 5. Рефлексия. (Слайд 8)

«Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Для меня самым трудным было…

Мне было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Самооценка (лист самоанализа заполнить)


Домашнее задание на слайде

Сёсе! Спасибо! Цзайдзень! До свидания!





Лист самоконтроля Лист самоконтроля

ФИО уч-ся _________________ Класс __ ФИО уч-ся _________________ Класс __

Знания и умения

ДА

Знания и умения

ДА

1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


ИТОГО


ИТОГО


Если ты поставил 7-8 галочек – отметка «5»

Если ты поставил 5-6 галочек – отметка «4»

Если ты поставил 3-4 галочки –  отметка «3»


Если ты поставил 7-8 галочек – отметка «5»

Если ты поставил 5-6 галочек – отметка «4»

Если ты поставил 3-4 галочки –  отметка «3»



Лист самоконтроля Лист самоконтроля

ФИО уч-ся _________________ Класс __ ФИО уч-ся _________________ Класс __

Знания и умения

ДА

Знания и умения

ДА

1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


ИТОГО


ИТОГО


Если ты поставил 7-8 галочек – отметка «5»

Если ты поставил 5-6 галочек – отметка «4»

Если ты поставил 3-4 галочки –  отметка «3»


Если ты поставил 7-8 галочек – отметка «5»

Если ты поставил 5-6 галочек – отметка «4»

Если ты поставил 3-4 галочки –  отметка «3»



Лист самоконтроля Лист самоконтроля

ФИО уч-ся _________________ Класс __ ФИО уч-ся _________________ Класс __

Знания и умения

ДА

Знания и умения

ДА

1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


ИТОГО


ИТОГО


Если ты поставил 7-8 галочек – отметка «5»

Если ты поставил 5-6 галочек – отметка «4»

Если ты поставил 3-4 галочки –  отметка «3»


Если ты поставил 7-8 галочек – отметка «5»

Если ты поставил 5-6 галочек – отметка «4»

Если ты поставил 3-4 галочки –  отметка «3»


Лист самоконтроля Лист самоконтроля

ФИО уч-ся _________________ Класс __ ФИО уч-ся _________________ Класс __

Этапы урока

Баллы

Этапы урока

Баллы


I. Опрос

1) Отвечал на вопросы


1) Отвечал на вопросы


II. План урока

II. План урока

1) Помогал составлять план урока


1) Помогал составлять план урока


III. Особенности варного устройства индийского общества

III. Особенности варного устройства индийского общества

1) Указал место в обществе


1) Указал место в обществе


2) Назвал качества (1-2 качества)


2) Назвал качества (1-2 качества)


3) Ответил на вопросы учителя


3) Ответил на вопросы учителя


IV. Зарождение буддизма

IV. Зарождение буддизма

1) Слушал объяснение


1) Слушал объяснение


2) Отвечал на вопросы


2) Отвечал на вопросы


ИТОГО


ИТОГО



Лист самоконтроля Лист самоконтроля

ФИО уч-ся _________________ Класс __ ФИО уч-ся _________________ Класс __

Этапы урока

Баллы

Этапы урока

Баллы


I. Опрос

1) Отвечал на вопросы


1) Отвечал на вопросы


II. План урока

II. План урока

1) Помогал составлять план урока


1) Помогал составлять план урока


III. Особенности варного устройства индийского общества

III. Особенности варного устройства индийского общества

1) Указал место в обществе


1) Указал место в обществе


2) Назвал качества (1-2 качества)


2) Назвал качества (1-2 качества)


3) Ответил на вопросы учителя


3) Ответил на вопросы учителя


IV. Зарождение буддизма

IV. Зарождение буддизма

1) Слушал объяснение


1) Слушал объяснение


2) Отвечал на вопросы


2) Отвечал на вопросы


ИТОГО


ИТОГО



Лист самоконтроля Лист самоконтроля

ФИО уч-ся _________________ Класс __ ФИО уч-ся _________________ Класс __

Этапы урока

Баллы

Этапы урока

Баллы


I. Опрос

1) Отвечал на вопросы


1) Отвечал на вопросы


II. План урока

II. План урока

1) Помогал составлять план урока


1) Помогал составлять план урока


III. Особенности варного устройства индийского общества

III. Особенности варного устройства индийского общества

1) Указал место в обществе


1) Указал место в обществе


2) Назвал качества (1-2 качества)


2) Назвал качества (1-2 качества)


3) Ответил на вопросы учителя


3) Ответил на вопросы учителя


IV. Зарождение буддизма

IV. Зарождение буддизма

1) Слушал объяснение


1) Слушал объяснение


2) Отвечал на вопросы


2) Отвечал на вопросы


ИТОГО


ИТОГО



Переводим баллы в оценку

7 баллов - оценка 5

6 баллов - оценка 4

5 -4 баллов - оценка 3

Кто получил оценку 5; 4; Молодцы! Спасибо!



Карточка№1

Назови одним словом:

  1. Вера в существование и почитание

многих богов - ….

2. Религия евреев, возникшая в Палестине, ее последователи иудеи - …..

3. Одна из мировых религий, возникла в Индии в V веке до н.э., основатель Будда - ……..

Карточка№2

Расположи в правильной последовательности слова в схеме:

брахманы, вайшьи, кшатрии, варны, шудры


Карточка №3

Начерти ленту времени и обозначь:

1) дату образования государства в Древней Индии (ВЕК).

2) время зарождения буддизма в Индии (ВЕК).

3) что было раньше? и на сколько?









































Маршрутный лист

Маршрутный лист

Страна

Древний Китай

Страна

Древний Китай

Местоположение



Местоположение


Природные

условия

(реки, почва)


Природные

условия

(реки, почва)


Занятия жителей




Занятия жителей


Какие культуры выращивали?


Какие культуры выращивали?


Государство (император)


Государство (император)


Маршрутный лист

Маршрутный лист

Страна

Древний Китай

Страна

Древний Китай

Местоположение



Местоположение


Природные

условия

(реки, почва)


Природные

условия

(реки, почва)


Занятия жителей




Занятия жителей


Какие культуры выращивали?


Какие культуры выращивали?


Государство (император)


Государство (император)



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!