СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры в Греции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет провети урок в 5 классе по истории Древнего мира

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры в Греции"»

Методическая разработка урока

по теме: «Олимпийские игры в древности»

Учитель: Исецких С.А.

Предмет: История Древнего мира.

Класс: 5 «В»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.

Планируемые результаты

личностные:

  • применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

  • развивать умение работать в группе;

  • оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;

  • привлечь к занятию каким либо спортом;

метапредметные:

  • проанализировать информацию, полученную из исторических источников;

  • сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;

  • предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;

предметные:

  • определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;

  • назвать виды спорта в Древней Греции;

  • определить значение Олимпийских игр.

Основные понятия: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.) проектор, презентация, раздаточный материал к уроку.

Технология обучения: элементы технологии «обучения в сотрудничестве».

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый.


Ход урока.

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас и начать урок. Желаю Вам плодотворно потрудиться.

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. Создание проблемной ситуации. Учитель. Недавно найдено письмо неизвестного автора. Текст письма есть у вас на партах. В нем он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:

  • Скажите, любезный, а куда все спешат?

  • А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?

  • А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...

  • Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...»

Учитель. Вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник? (Олимпийские игры)

-Сформулируйте тему урока

«Олимпийские игры в древности».

Слайд 1.

-Ребята, что же вы узнали из письма об олимпийских играх?

- О каком историческом событии идет речь? (Об Олимпийских играх в Греции)

- Каким образом добирались на Олимпиаду? (Пешком, на повозках, на кораблях).

- Как часто проводились Олимпийские игры в древности? (1 раз в 4 года).

- Назовите место проведения игр. (Юг Греции, Пелопоннес г.Олимпия).

Слайд 2.


- Сколько дней продолжались Олимпийские игры (5 дней).

- Кого называют атлетом? (Человек крепкого телосложения, силач, участник соревнований)

- Какова цель проведения Олимпийских игр? (Продемонстрировать силу, ловкость, определить сильнейшего).

-Какое обязательное условие должны были соблюдать все полисы во время проведения Олимпийских игр? (Объявлялся священный мир).

- А что бы вы ещё хотели узнать об олимпийских играх? (Когда проводились игры, какие правила проведения, какие состязания были, как награждали победителей и т.д.)

- А что поможет вам получить эти знания сегодня на уроке? (Учебник, рисунки, дополнительные материалы, исторические источники)

III. Изучение нового материала.

Слово «олимпийский» происходит от названия горы Олимп и местности Олимпия в Греции. В этой местности греки начали проводить большие спортивные состязания. В 776 г. до н.э. состоялись первые Олимпийские игры. Они назывались олимпийскими играми или олимпиадами. Олимпийские игры в древности проводились в самый разгар лета. Олимпию, где проводилось празднество, объявляли священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником. Бывшие враги могли состязаться за право быть самыми сильными, быстрыми, ловкими. Олимпийские игры в древности проводились в самый разгар лета. В играх соревновались и были зрителями только мужчины (в состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные). В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I.

Слайд 3

Учитель. Ребята, а сейчас проводятся олимпийские игры? Давайте выясним, что вам известно о современных Олимпийских играх?

-Когда состоялись первые современные олимпийские игры?

-Когда и где проводились последние Олимпийские игры? (XXII Олимпийские игры в Сочи проводились с 7 февраля по 23 февраля 2014 года. XI Паралимпийские зимние игры с 7 по 16 марта 2014 года).

Слайд 4


- Какие мероприятия проводятся в первый и последний день Олимпиады (Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр).

-Ребята, а почему на церемонии открытия Олимпийских игр впереди всех идут спортсмены Греции? (В этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры).

- Что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский огонь и флаг с эмблемой - олимпийскими кольцами).

Слайд 5


Учитель. Олимпийский огонь доставляют из Олимпии эстафетой к месту проведения игр лучшие спортсмены мира. Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

Учитель. А знаете ли вы, чем Олимпийские игры современности отличаются от Олимпийских игр Древней Греции?

Учитель. Работать вы будете в группах.

1 группа - «Спартанцы», 2 группа - «Афиняне», 3 группа- «Эллины», 4 группа - «Олимпийцы».

- Ребята, интересно, о чем же ещё нам хотел поведать путешественник?

Я предлагаю вам продолжить письмо. А для этого вам необходимо. Внимательно слушать одноклассников, проводя собственные исследования в группах, вы получите новые сведения, на основе которых каждая группа должна предложить свое продолжение письма и заполнить таблицу по сходству и различию организации и проведению Олимпийских игр древности и современности.

Для успешного продолжения работы проведем физкультминутку.

Физминутка

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

Самостоятельная работа учащихся по группам.

Учитель. И так, вперед за знаниями!

У каждой группы есть пакет документов с заданием и дополнительными материалами. Ознакомьтесь с заданием и инструкцией по его выполнению.

У каждого из вас рабочий лист, изучив дополнительный материал и текст параграфа, группы заполняет по 2 строки, указанные в рабочем листе.

- Я уверена, что вы все справитесь с этим сложным заданием и оцените свою работу по критериям.

Критерии оценивания итогового ответа:

  • правильность – 2 балла

  • полнота ответа – 1 балл

  • логичность – 1балл

  • творческий подход – 1балл

а также шкалу перевода баллов в отметку:

5 баллов – «5»,

4 балла – «4»,

3 балла – «3»,

2 баллов – «2».

Через 10 минут группы представят результаты своей работы.

1 группа.

Организация соревнований, судейство.

1) Прочитать текст в учебнике в § 33 , в пункте «Пять незабываемых дней» абзацы 1,2,3.

2) Изучить дополнительные материалы.

3) Обсудить материалы в группе, заполнить 2 строки таблицы в рабочих листах и в листах для выступления.

4) На листе с текстом начала письма записать свое продолжение.

5) Подготовить выступление перед классом.

Дополнительные материалы.

Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени – от одной олимпиады до другой олимпиады.

Вначале вся программа соревнований Олимпийских игр укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как они становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали продолжительнее – до пяти дней

В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» - примерно так она звучала

Элладониками назывались лица, следившие за выполнением правил состязаний. Это были судьи и распорядители игр. Они наблюдали за подготовкой мест соревнований за отбором их участников, за ходом состязаний, присуждали награды победителям. Элладоники имели право лишить атлета победы, достигнутой нечестным путем, могли наложить на него штраф и даже подвергнуть телесному наказанию


1. В каком году были проведены первые олимпийские игры. (776 год до н.э.)

2. Сколько дней продолжались Олимпийские игры? (Сначала 1 потом 5).

3.Что происходило в первый день игр? (Атлеты приносили жертвы богам и давали олимпийскую клятву, также клятву давали судьи. Они клялись выносить справедливые решения).

4. Как называли судей и распорядителей игр? (Элладоники)

5. Какие права имели элладоники? (Лишать победы, достигнутой нечестным путем, налагать штрафы или подвергать телесному наказанию).

2 группа.

Виды состязаний, пятиборье.

1) Прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 3 абзаца на стр.157 до последнего абзаца в пункте.

2) Изучить дополнительные материалы.

3) Обсудить материалы в группе, заполнить 2 строки таблицы в рабочих листах и в листах для выступления.

4) На листе с текстом начала письма записать свое продолжение.

5) Подготовить выступление перед классом.

Дополнительные материалы.

В программу античных олимпийских игр входили:

- бег на один стадий (стадиодром) – с 1 –й Олимпиады

- бег на два стадия (диаул) – с 14-й Олимпиады

- долгий бег (долиходром) – с 15-й Олимпиады

- борьба и пятиборье (пентатлон) – с 18-й Олимпиады

- кулачный бой – с 23-й Олимпиады

- гонки на колесницах – с 25-й Олимпиады

- панкратион (состязания, содержавшие элементы борьбы и кулачного боя) и скачки – с

33-й Олимпиады

- бег в полном вооружении – с 65-й Олимпиады

Начиная с 37-й Олимпиады, проводились также различные состязания мальчиков (до18 лет)

Схватки борцов и кулачных бойцов временем не ограничивались. Поединок продолжался до полного изнеможения одного из спортсменов.

О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить – так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке.

1. Какое состязание было главным? (Пятиборье)

2. Что включало в себя пятиборье? (Бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба).

Слайд 6

3. Какие состязания, кроме пятиборья проводились во время Олимпийских игр. (Бег на два стадия, долгий бег, бег с оружием, кулачный бой, гонки на колесницах).

4. Где проводились гонки на колесницах? (На ипподроме).

5. Кто мог участвовать в этих гонках? (Богатые греки, т.к. иметь беговых лошадей было очень дорого).

Слайд 7

3 группа.

Награждение, награды.

  1. Прочитать текст в § 33 на стр. 159 один последний абзац в пункте «Пять незабываемых дней» и в пункте 5 «Возращение в родной город» 1-ый абзац

2) Изучить дополнительные материалы

3) Обсудить материалы в группе, заполнить 2 строки таблицы в рабочих листах и в листах для выступления.

4) На листе с текстом начала письма записать свое продолжение.

5) Подготовить выступление перед классом.

Дополнительные материалы.

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей

Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. В их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

1.Как называли победителей Олимпийских игр в Древней Греции? (Олимпионики).

2.Чем награждали олимпиоников? (Оливковой ветвью или лавровым венком).

3. Какие почести ждали победителей? (Создавали памятники при жизни, слагали хвалебные оды, устраивали пиры, въезд в город через пролом в стене, который сразу заделывали).

Слайд 8


4 группа

Великие атлеты.

1) Прочитать текст в § 33 пункт «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и 2 последних абзаца параграфа.

2) Изучить дополнительные материалы в пункте «Возращение в родной город»

3) Обсудить материалы в группе, заполнить 2 строки таблицы в рабочих листах и в листах для выступления.

4) На листе с текстом начала письма записать свое продолжение.

5) Подготовить выступление перед классом.

Дополнительные материалы.

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

Кроме Короибоса (первый победитель Олимпийских игр») до нас дошли имена ещё нескольких великих чемпионов, например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (была такая греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. Милон завоевал шесть лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. И очень трудно себе представить, как этот человек сумел поддерживать спортивную форму в течение двадцати восьми лет!

Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э.. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х Играх сыновья Диагора одержали победы и после традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать…

1.Перечислите имена великих атлетов древних Олимпийских игр. (Короибос, Милон, Диагор и его сыновья и внуки, Полидам, Феаген).

Слайд 9

2.В каких видах спорта они стали победителями? (борьба, бег).

3.Как встречали победителя в родном городе? (На колеснице подъезжал к храму, возлагал венок в дар богам, в честь победителя ставили статую и до конца жизни кормили обедами).


IV. Обобщение и систематизация изученного материала.

Группы представляют результаты своей работы.

Учитель. По ходу выступления групп, завершите заполнение таблицы в ваших рабочих листах.

группы

Линии сравнения

Олимпийские игры

в древности

Современные

Олимпийские игры

1


Периодичность


1 раз в 4 года

1 раз в 4 года


1

Продолжительность


5 дней

Не менее 16 дней

4


Виды игр


Летние

Летние, зимние, паралимпийские

4


Участники


Только мужчины

Мужчины и женщины

2


Где проходят


В городе Олимпия (Южная Греция)

В разных странах


2

Состязания (виды спорта)


Пятиборье (бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах.

Зимние игры включают 7 видов (хоккей, бобслей, биатлон фигурное катание и др.) Летние игры – 28 видов (Легкая атлетика, баскетбол, волейбол и др.)

3


Символика



Олимпийский огонь, флаг

3


Награждение


Венки из ветвей оливы

Медали разного достоинства (золотая, серебряная и бронзовая).


V. Подведение итогов урока

Учитель. Время идет и меняет нашу жизнь, ценности, развитие науки.

Олимпийские игры изменились, появились новые виды спорта, особенности, характерные эпохе, но осталась традиция, традиция Олимпийских игр. Пусть весь мир соревнуется в спортивных состязаниях, нежели ведет войны.

VI. Рефлексия

Обучающиеся высказывают своё мнение, вытягивая на выбор карточки, представляющие собой начала предложений, которые необходимо было продолжить на основе собственных впечатлений от урока:

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Меня удивило…

  • Я узнал…

  • Хотелось бы повторить…

Дайте анализ и оцените одноклассников по результатам работы ваших групп по предложенным критериям.

Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, выдвигать гипотезы и делать выводы

VII. Домашнее задание.

Ребята, домашнее задание будет разным по сложности, какое задание выполнить вы решите сами.

Слайд 10

Учитель. Ребята, древние греки говорили, что история – наставница жизни. Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятнее настоящее. Наш урок окончен. Я благодарю всех за активное участие в нем. До встречи на следующем уроке.


















Дополнительные задания.

1.Учитель. С целью закрепления полученных знаний предлагаю вам поучаствовать в «умственной олимпиаде» и решить задачу: «Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы?»

2. Выполните небольшую тестовую работу и, используя взаимопроверку, сверьте свои ответы с моими и поставьте оценку.

1.Первые Олимпийские игры состоялись в:

А) 398 г.н.э.; Б) 343 г. до н.э.; В) 776 г. до н.э.; Г) 676 г до н.э.

2. Родиной Олимпийских игр является:

А) Египет Б) Рим В) Греция Г) Китай

3. Древнегреческие Олимпийские игры проходили в:

А) Афинах; Б) Спарте; В) у подножия горы Олимп; Г) Олимпии

4. Олимпийские игры продолжались:

А) 5дней; Б) 6 дней; В) 7 дней; Г)10 дней

5. Победитель олимпийских игр получал в награду:

А) венок из ветвей оливкового дерева; Б) деньги;

В) медаль; Г) звание почётного гражданина

3.Найдите ошибки в рассказе древнего грека об Олимпийских играх.

1. Как сейчас помню, 450-й год до нашей эры был годом Олимпийских игр.

2. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье.

3. Главным победителем в беге оказался молодой скиф, который превзошел в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.




















Приложение 1.

Дополнительные материалы.

Олимпийские игры – это крупнейшие международные спортивные соревнования. Они проводятся каждые четыре года. Олимпийские игры объединяют спортсменов всех стран. Современные олимпийские игры имеют свои особенности и традиции. Традиционная церемония открытия начинается с поднятия флага принимающей страны и исполнения её гимна. В конце игр Олимпийский огонь медленно гаснет под лирическую музыку.

Олимпийские игры имеют свою символику: эмблему, девиз, флаг. Эмблема – олимпийские кольца, девиз – «Быстрее! Выше! Сильнее!», флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами. Каждая Олимпиада имеет свои талисманы. Они символизируют страну, в которой проходят Игры.  

Главный символ Олимпиады - это пять переплетенных колец. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара. Синий цвет – Европа, черный – Африка, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия. Современные олимпийские игры длятся 16 дней.

Проводятся зимние и летние олимпийские игры.

Зимние Олимпийские игры включают семь видов спорта: бобслей, хоккей, санный спорт, биатлон, конькобежный спорт, лыжи, керлинг.

В программу летних Олимпийских игр входят 28 видов спорта, такие как легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плавание и другие.

В каждом номере программы вручают комплект медалей: золотую, серебряную и бронзовую. В 2014 году зимние Олимпийские игры проводились в России.

















Приложение 2

Рабочий лист

Фамилия Имя

Тема:

группы

Линии сравнения

Олимпийские игры

древности

Современные

Олимпийские игры

1


Периодичность








1

Продолжительность






4


Виды игр






4

Участники



2


Где проходят










2

Состязания (виды спорта)







3


Символика






3


Награждение












Тест.

Выполните тестовую работу и, используя взаимопроверку, поставьте оценку.

1.Первые Олимпийские игры состоялись в:

А) 398 г.н.э.; Б) 343 г. до н.э.; В) 776 г. до н.э.; Г) 676 г до н.э.

2. Родиной Олимпийских игр является:

А) Египет Б) Рим В) Греция Г) Китай

3. Древнегреческие Олимпийские игры проходили в:

А) Афинах; Б) Спарте; В) у подножия горы Олимп; Г) Олимпии

4. Олимпийские игры продолжались:

А) 5дней; Б) 6 дней; В) 7 дней; Г)10 дней

5. Победитель олимпийских игр получал в награду:

А) венок из ветвей оливкового дерева; Б) деньги;

В) медаль; Г) звание почётного гражданина



Оценка за тестовую работу:



Оценка за урок:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!