Урок в 5–м классе: « Ассирийская держава».
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «держава»; с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела.
Воспитательная: воспитывать чувство сопричастности к угнетённым народам.
Развивающая: формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать мыслительные способности учеников.
Оборудование:
- карта « Ассирийская держава в VIII – VII вв. до н.э.»;
- учебник А.А.Вигасина, Г.И. Годер. История Древнего мира;
- использование линии времени.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Выяснить причины возникновения Ассирийской державы.
Освоение железа.
Ассирийское войско.
Завоевание ассирийских царей.
Гибель Ассирийского царства.
Ход урока.
Актуализация
Исторический диктант
1) Город, разрушенный звуком труб ( Иерихон)
2) Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил
( заповеди)
3) Название Древнееврейского царства ( Палестина)
4) Первый царь Древнееврейского государства ( Саул)
5) Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне ( Моисей)
6) Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах ( Самсон)
7) Возлюбленная Самсона, предавшая его ( Далила)
8) Царь Израиля, победивший Голиафа ( Давид)
9) Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды ( Соломон)
10) Жена Соломона ( царица Савская)
Вступительное слово учителя.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие, которое надеюсь будет интересным и вы многое узнаете об удивительном государстве и поможете мне назвать его.
Давайте посмотрим на карту и вспомним какие древние государства и реки мы с вами уже изучили (показать на карте государства и реки); на чём писали в этих государствах; древние постройки в этих государств.
Новое государство окрашено желтым цветом. Кто сможет определить географическое положение этого государства.
Как же называется это государство?
Прочитайте на карте?
Ассирия.
Ассирия охватывает огромную территорию – больше, чем любые другие государства изученные нами. Поэтому с середины 8 в. до н.э. Ассирию называют державой. Новое слово, что оно означает? Прочитайте в учебнике стр.84. Что такое держава? (Большое и сильное государство).
Помогите мне сформулировать и записать тему урока.
3. Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Прежде чем мы отправимся дальше в путешествие. I. Я вам предлагаю прочитать раздел в учебнике «Освоение железа» (самостоятельно стр.84)
Задача:
«В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук».
- Предположите, почему железных изделий так мало?
Предполагаемый ответ учеников: железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.
Учитель:
Какой металл применялся во время построения пирамиды Хеопса?
Предполагаемый ответ учеников: медь.
Учитель:
Какой металл использовали во времена правления Хаммурапи?
Предполагаемый ответ учеников: (бронза)
Учитель:
Когда стало применяться железо? (используйте линию времени)
Предполагаемый ответ учеников: (в 10 в до н.э.)
Учитель:
Где стали использовать железо, как орудие труда?
Предполагаемый ответ учеников: (в земледелии).
Запись на доске и в тетрадь:
10 век до н.э. – широкое применение железа.
Учитель:
II. Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, действительно ли Ассирию можно назвать страной железа и жестоких завоевателей?
Раздел в учебнике «Ассирийское войско» (читают самостоятельно).
Вопросы на доске:
Возникновение могучего государства Ассирия?
Чем была вооружена армия Ассирии?
Почему Ассирийская армия могла быстро передвигаться?
Новые технические средства?
После ответов подвести итоги по данной работе.
Учитель:
- Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей?
- После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу.
Определение – Держава. (Запись в тетрадь)
Карта « Ассирийская держава в VIII – VII вв. до н.э.»; (показ по карте столицы Ассирии); карта учебника стр.82
Запись в тетрадь (столица Ассирии - Ниневия)
Учитель:
Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови?
Работа по иллюстрации учебника стр.85 и работа с текстом учебника стр.84.
III. Комментированное чтение: «Завоевание Ассирийцев»:
- показ на карте обучающимися завоёванные страны;
- главная цель Ассирийцев?
Чтение документа учителем (из надписи на камне)
IV. Объяснение учителя.
Последним ассирийским царём был Ашшурбанапал, им собрана большая библиотека. В 612 г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые книги и мифы народов Древнего Двуречья.
V. Подведение итогов работы.
Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие и что нового узнали об этой стране?
Поблагодарить ребят за работу; поставить оценки; записать домашнее задание.
VI. Домашнее задание: § 18; вопросы.
Возникновение могучего государства Ассирия?
2. Чем была вооружена армия Ассирии?
3. Почему Ассирийская армия могла быстро передвигаться?
4. Новые технические средства?