Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 10, стр.42-48 (учебник). 1. Работа с текстом (чтение). Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в историческом летописании. Благодаря усилиям отечественных исследователей М. К. Козыбаева, К. М. Байпакова, К. А. Акишева, И. Н. Тасмагамбетова и ряда известных историков, археологов, этнографов, в целом обществоведов, к настоящему времени создана цельная концепция существования на территории Казахстана степной цивилизации кочевников. Особое место среди работ, посвященных рассматриваемой теме занимают труды Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. В частности, в работе «В потоке истории» он рассматривает казахскую степь как часть «Великого тюркского эля». И в этом заложен большой смысл. По сути, пояс степей и пустынь Казахстана действительно представлял собой родину великих кочевых государств и империй древности. «Именно на территории нынешнего Казахстана и сопредельных с ним регионов возникли различные культуры, которые оказали едва ли не определяющее влияние на развитие многих народов мира». Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал, изученный в 6-7 классах, и попробуем осмыслить его на более высоком уровне, какая-то информация для вас окажется новой. Через некоторое время вам предстоит поступать в вузы, где с источниками придётся зачастую работать самостоятельно и пригодятся ваши умения и навыки, полученные в школе. Будучи создателями основ цивилизации, оригинальной геополитики и идеологии своего времени, обитатели Великой степи вольно обитали и приумножали славу на огромных географических и культурных просторах. Как отмечал академик М. К. Козыбаев: «И постепенно в те далекие времена саки, гунны, кангюи, усуни, дулаты, аргыны, алшыны, жалаиры, кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки и другие родственные им роды и племена составили основу будущего казахского этноса. Они сумели сохранить свою самобытность, несмотря на переселение в степь персов, арабов, тунгусских племен жужанов (аваров) и других народов... Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большое влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великих основателей главных религий. Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии. Можно заполнить также целые страницы именами великих деятелей Азии. Я мог бы показать тебе, насколько великим и жизнеспособным и во многих других отношениях был наш древний континент в прошлом» 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника (в парах): I. Ответьте на вопросы: 1.Что такое кочевничество? 2. Когда появилось кочевое скотоводство? 3. Какие виды производительного хозяйства были сформированы у кочевников? 4. Назовите типичные черты социальной организации кочевой цивилизации. 5. Назовите основные письменные источники по истории кочевников эпохи раннего железа. II. Установите истинное или ложное утверждение. Отметьте знаком «+» - истинное, а «-» - ложное. Правда - «+», ложь - «-». 1. Тасмолинская культура саков была характерна для аргиппеев. 2. На смену андроновской культуре пришла скифо-сакская. 3. Курганы с «усами» - отличительная черта тасмолинской культуры. 4. Кибиточный способ кочевания связан с появлением разборной юрты. 5. Для саков-парадарайя характерен «звериный» стиль в искусстве. 8. Перечислите особенности кочевой цивилизации. 9. Охарактеризуйте ранних кочевников, назовите их главное занятие. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определить причины и последствия возникновения кочевничества. 4. Заполнить таблицу «Факторы, повлиявшие на возникновение кочевой цивилизации». 5. Написать историческое заключение: «Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников (саки, сарматы)». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, Учебник: Джандосова З.А. История Казахстана. 10 класс, Мектеп, 2019 г. §10, стр. 42-48 Дополнительные материалы (ссылки на материалы): https://www.tuva.asia/journal/issue_4/909-magytov.html https://zen.yandex.ru/media/warband/velikaia-step-kochevniki-5afdc3c28c8be3f9b53547b https://www.youtube.com/watch?v=2MUYj_T8KV4 |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 10, стр.42-48 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |