Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 13-14, стр.95-105, (учебник) 1. Работа с текстом (чтение). Начало изменения моноэтнического состава населения края. С XVIII века казачье и военное население в основном располагалось в крепостях, редутах, форпостах и казачьих станицах. До 20-х годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. С 1824 года, с созданием окружных приказов, военно-казачье и позднее крестьянское население начинает расселяться в Северо-Восточном Казахстане. Более активное переселение крестьян началось во второй половине ХІХ века после отмены в 1861 году крепостного права в России и начала административных реформ. В 1897 году в Казахстане проживало более 4 млн человек, из них 80% составляли казахи. Остальная часть населения состояла из казаков и крестьян-переселенцев, а также уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других этнических групп. Значительная часть переселенцев оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX века. Русское население. Первыми русскими переселенцами в Казахстане стали казаки и представители военного сословия. В основном они проживали в приграничных крепостях и станицах. Позднее по мере усиления колонизации края в казаки зачислялись крестьяне-переселенцы, мещане и бессрочно-отпускные солдаты. Русские крестьяне, переселенные в Казахстан, должны были решить проблему снабжения продовольствием пограничных войск и горнозаводского населения. Для того чтобы заселить новые территории, самодержавие прибегало как к вольной колонизации, так и к принудительным наборам и ссылкам. Иногда крестьянство пополнялось за счет беглого населения. Так, в долину р. Бухтармы, в районы неприступных Алтайских гор бежали рабочие ближайших горных заводов, солдаты и раскольники. Сибирская администрация пыталась уничтожить такие поселки и пресекать дальнейшие побеги, однако эти попытки не привели к успеху. По данным переписи 1897 года, здесь проживало почти 90 тыс. русских крестьян. К концу XIX – началу XX века началось массовое переселение крестьян из европейской части России. В 1897 году в шести областях Казахстана численность русских составила почти 544 тыс. человек, а их удельный вес был 12,8% от всего населения края. Основную часть русского населения представляли крестьяне (40%), казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и др. Первые группы украинцев появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные в край на рубеже XIX–XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части империи. Татары. Формирование татарской общины в Казахстане связано с колонизацией края царским правительством. Немцы. Первые немцы, значительная часть которых была выходцами из прибалтийских губерний, появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. Поляки. Впервые значительные группы поляков появились на территории Казахстана в начале XIX века. Это были польские конфедераты, сосланные царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков. Уйгуры и дунгане. На рубеже 70–80-х годов XIX века царское правительство инициировало переселение в Жетысу уйгуров и дунган, ранее проживавших на территории Илийского края Китая. Переселение в Казахстан представителей других народов. На территории Казахстана к концу XIX века появились представители других народов. Из европейской части России прибыли мордвины, и в 1897 году их численность составила почти 12 тыс. человек. В основном они расселились в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области. Практически во всех городах Казахстана проживали евреи. Они компактно расселялись в Акмолинской и Сырдарьинской областях. Ограничение в выборе рода занятий и еврейские погромы в европейской части России привели к некоторому увеличению их численности в городах Казахстана к ХХ веку – свыше 1,6 тыс. человек. Между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения. В целом в начале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Кто такие раскольники? 2) Раскройте содержание понятия «моноэтнический состав». 3) Определите причины переселения представителей других этносов в нашу страну. 4) Почему большинство генералов Сибирской линии были из числа немцев? 5) Какой вклад внес Т. Шевченко в изучение Казахстана? 6) Кого из известных представителей диаспор в Казахстане вы знаете? 7) Используя материалы Первой Всероссийской переписи населения Российской империи 1897 года, проанализируйте этническую структуру населения Казахстана. 8) Приведите пословицы и поговорки представителей диаспор Казахстана, призывающие к миру и добрососедству. 9) Докажите, что одним из факторов, способствующих укреплению межнационального мира в Казахстане, является традиционно доброжелательный характер казахов. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия переселения представителей других этносов в нашу страну. 4. Заполнить таблицу «Этнический состав населения Казахстана в начале ХХ века». Вопросы исследования: 1) Русские переселенцы; 2) Украинские переселенцы; 3) Татарская община; 4) Переселение в Казахстан представителей других народов. 5. Написать историческое заключение: «Этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана (XVIII – начало ХХ века)». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020 |
Рефлексия | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 13-14, стр.95-105, учить, ответить на вопросы (учебник). | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание. | Лидерство Критическое мышление | |