СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Изменение моноэтнического состава населения Казахстана (XVIII – начало ХХ века)» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.
Дата: | 2021 | ||||||||||
Предмет, класс | История Казахстана, 11 класс | ||||||||||
Учитель: | Балтабаев Марат Бопышевич | ||||||||||
Тема урока: | Изменение моноэтнического состава населения Казахстана (XVIII – начало ХХ века) | ||||||||||
Основная идея | Анализировать и исследовать этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана. | ||||||||||
Цели: | 11.2.1.1 использовать понятие «аграрная политика», «переселенческая политика», «моноэтнический состав» для объяснения процесса изменения этнического состава Казахстана; 11.2.1.2 исследовать этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана | ||||||||||
Критерии успеха | |||||||||||
Все ученики | Большинство учеников | Отдельные ученики | |||||||||
Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. | |||||||||
| Время
| Этапы урока | Что делает учитель? | Что делают ученики? | Оценивание | Используемые модули | Ресурсы | ||||
Вызов
| 2 мин. | Орг.момент | 1) Приветствие. Положительный психологический настрой. 2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы 3) Озвучивание критериев оценивания (знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1) | Улыбнулись друг другу (для позитивного настроя) | Форматив ное (похвала) | Оценивание для обучения
Лидерство | Оценочные листы | ||||
15 мин | Актуализация знаний | 1.Фронтальный опрос. 1) Что такое всемирная торговая организация? 2) Раскройте понятие «интеграция». 3) Что такое референдум? 4) Какие еще трудности социально-экономического характера имели место в первой половине 90-х гг. ХХ века? 5) Насколько важным было проведение ЭКСПО в нашей стране? 6) В чем заключается экономическое и политическое значение введения национальной валюты? 7) Какие страны СНГ вступили в ВТО? (проверка домашней работы)
| Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп.мат. | |||||
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 13-14, стр.95-105, (учебник) 1. Работа с текстом (чтение). Начало изменения моноэтнического состава населения края. С XVIII века казачье и военное население в основном располагалось в крепостях, редутах, форпостах и казачьих станицах. До 20-х годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. С 1824 года, с созданием окружных приказов, военно-казачье и позднее крестьянское население начинает расселяться в Северо-Восточном Казахстане. Более активное переселение крестьян началось во второй половине ХІХ века после отмены в 1861 году крепостного права в России и начала административных реформ. Русское население. Первыми русскими переселенцами в Казахстане стали казаки и представители военного сословия. В основном они проживали в приграничных крепостях и станицах. Позднее по мере усиления колонизации края в казаки зачислялись крестьяне-переселенцы, мещане и бессрочно-отпускные солдаты. Русские крестьяне, переселенные в Казахстан, должны были решить проблему снабжения продовольствием пограничных войск и горнозаводского населения. Для того чтобы заселить новые территории, самодержавие прибегало как к вольной колонизации, так и к принудительным наборам и ссылкам. Иногда крестьянство пополнялось за счет беглого населения. Так, в долину р. Бухтармы, в районы неприступных Алтайских гор бежали рабочие ближайших горных заводов, солдаты и раскольники. Сибирская администрация пыталась уничтожить такие поселки и пресекать дальнейшие побеги, однако эти попытки не привели к успеху. По данным переписи 1897 года, здесь проживало почти 90 тыс. русских крестьян. Первые группы украинцев появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные в край на рубеже XIX–XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части империи. Татары. Формирование татарской общины в Казахстане связано с колонизацией края царским правительством. Немцы. Первые немцы, значительная часть которых была выходцами из прибалтийских губерний, появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. Поляки. Впервые значительные группы поляков появились на территории Казахстана в начале XIX века. Это были польские конфедераты, сосланные царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков. Уйгуры и дунгане. На рубеже 70–80-х годов XIX века царское правительство инициировало переселение в Жетысу уйгуров и дунган, ранее проживавших на территории Илийского края Китая. Переселение в Казахстан представителей других народов. На территории Казахстана к концу XIX века появились представители других народов. Из европейской части России прибыли мордвины, и в 1897 году их численность составила почти 12 тыс. человек. В основном они расселились в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области. Практически во всех городах Казахстана проживали евреи. Они компактно расселялись в Акмолинской и Сырдарьинской областях. Ограничение в выборе рода занятий и еврейские погромы в европейской части России привели к некоторому увеличению их численности в городах Казахстана к ХХ веку – свыше 1,6 тыс. человек. Между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения.
2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Кто такие раскольники? 2) Раскройте содержание понятия «моноэтнический состав». 3) Определите причины переселения представителей других этносов в нашу страну. 4) Почему большинство генералов Сибирской линии были из числа немцев? 5) Какой вклад внес Т. Шевченко в изучение Казахстана? 6) Кого из известных представителей диаспор в Казахстане вы знаете?
3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия переселения представителей других этносов в нашу страну.
4. Заполнить таблицу «Этнический состав населения Казахстана в начале ХХ века». Вопросы исследования: 1) Русские переселенцы; 2) Украинские переселенцы; 3) Татарская община; 4) Переселение в Казахстан представителей других народов.
5. Написать историческое заключение: «Этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана (XVIII – начало ХХ века)».
| Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство
Диалогическое обучение
Саморегулируемое обучение
| Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020 | ||||
Рефлексия | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 13-14, стр.95-105, учить, ответить на вопросы (учебник). | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание.
| Лидерство
Критическое мышление |
| ||||
Анализ урока | |||||||||||
Что удалось? | Поставленные цели урока достигнуты. | ||||||||||
Что не удалось? | - | ||||||||||
Что можно улучшить? | Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. |