15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1) Что вы знаете о начале функционирования Великого Шелкового пути? 2) Кто был заинтересован в возникновении Великого Шелкового пути? 3) Между какими странами были установлены дипломатические отношения? 4) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие связей между государствами? 5) Какие цивилизации связывал Великий Шелковый путь? 6) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие торговли в Казахстане, в городах на пути следования? 7) Какое влияние оказало развитие торговли между странами на развитие культуры? 8) Через какие главные города Казахстана проходил Великий Шелковый путь? 9) Каково значение Великого Шелкового пути для Казахстана? 10) Опишите характер торговли на Великом Шелковом пути. (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала. §§16, 17 стр. 75-81 (учебник) Исследовательский вопрос: Как Великий Шелковый путь повлиял на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана? 1. Работа с текстом (чтение). Влияние Великого Шелкового пути на развитие мировой культуры. Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предметами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами. Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути. Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Все торговые караванные пути между Западом и Востоком проходили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между народами. Вот почему Великий Шелковый путь все-таки продолжал функционировать до конца средних веков и способствовал социально- экономическому развитию городов на пути следования: Тараза, Сайрама, Талгара, Отрара, Туркестана и др. Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие мировой культуры. Казахская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути. Во время торговли происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений кочевого и оседлого населения, происходило слияние духовных культур различных племен. Распространение религиозных представлений, письменности, традиций обогащало степное население и создавало основу для появления гениальных личностей в науке, литературе и искусстве. 2. Работа в группах: 1-я группа - «Влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры». 2-я группа - «Экономическая взаимосвязь между кочевниками и оседлым населением». 3-я группа – «Историческое значение тюркского участка». 3. «Мозговой штурм». 1) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие торговли в Казахстане, в городах на пути следования? 2) Какое влияние оказало развитие торговли между странами на развитие культуры? 3) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие экономики средневекового Казахстана? 4) Каковы направления Великого Шелкового пути из Семиречья? 5) Покажите разветвления Великого Шелкового пути из Южного Казахстана на запад. 6) Через какие главные города Казахстана проходил Великий Шелковый путь? 7) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие культуры средневекового Казахстана? 8) Каково значение Великого Шелкового пути для Казахстана? 4. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия контроля Великого Шелкового пути тюркскими государствами. 5. Заполнить таблицу «Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана». Вопросы исследования: 1) Влияние Великого Шелкового пути на экономическое развитие средневекового Казахстана. 2) Влияние Великого Шелкового пути на культурное развитие средневекового Казахстана. 6. Написать историческое заключение: «Как Великий Шелковый путь повлиял на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразоват. шк./ Н.С. Бакина,. Н.Т. Жанакова, К. К. Сулейменова. – Алматы: Атамұра, 2018 |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§16, 17 стр. 75-81 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |