15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1. Назовите хронологические рамки эпохи неолита. 2. Какие изменения в жизни людей происходят в неолите? 3. Что такое производящее хозяйство? 4. Что такое неолитическая революция? 5. Почему неолит называют «эпохой глиняных горшков». 6. Какие изменения в технике обработки камня происходят в неолите? 7. Назовите новые виды орудий труда, которые появились в неоолите? 8. Назовите каменные орудия труда. 9. Когда появился первобытный человек на территории Казахстана? 10. Назовите три периода палеолита. 11. Как жили древнейшие люди в неолите? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 12-13, стр. 38 – 42 (учебник). Исследовательский вопрос: Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей? 1. Работа с текстом (чтение). В эпоху энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры, относящейся к 3-2 тысячелетию до н.э. Ботайская культура включает в себя стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Автор открытия В.В. Зайберт. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Тобол, Чаглинка, Иманбулак. Было открыто более 20 поселений, данной культуры. Поселение Ботай занимает площадь 15 га. Во время раскопок археологи обнаружили около 200 жилищ и исследовали остатки 158. При строительстве жилищ использовались различные деревообрабатывающие инструменты: топоры, долота, стамески, резцы, ножи. Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. Ботайцы были первыми коневодами в степях Евразии. Археологи обнаружили костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Изначально лошадь одомашнивалась как мясное животное, которое можно было только употреблять в пищу. Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую. И лошадь стали использовать как вьючное животное и «под седло». Археологи обнаружили на поселении кости 70 тысяч лошадей. В ноябре 2018 года наш Елбасы написал статью «Ұлы даланың жеті қыры» (Семь граней Великой степи). В ней Н.Назарбаев приводит семь вещей, которые подарила человечеству казахстанская степь. В их числе: Всадническая культура. "Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле". 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): Что такое энеолит? (меднокаменный век) Что такое медь? (первый металл, использованный человеком). Дайте характеристику поселению Ботай, закончив предложения. 1. Поселение Ботай обнаружено археологами на территории….. 2. Ботайцы жили в период энеолита - ……-…… тыс.до н.э. 3. Площадь поселения составляет ……………… 4. Археологи обнаружили остатки около 200 жилищ, исследовали ……… 5. Первыми коневодами в Евразии считаются …………… 6. То, что ботайцы приручили лошадь, доказывают находки костей …… лошадей 7. Кто из археологов открыл поселение Ботай - ………… 8. Ботайцы придумали и стали использовать сбрую около……….лет назад. 9. Основные занятия для жителей Ботая были …. 10. Ботайская культура относится к …….до н.э. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия появления Ботайской культуры на территории Казахстана. 4. Заполнить таблицу «Культура эпохи энеолита». 5. Написать историческое заключение: «Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 12-13, стр. 38 – 42 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |