Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1. Когда и где был образован Тюркский каганат? 2. Назовите причины раскола Тюркского каганата. 3. Определите причины образования Западно-Тюркского каганата. 4. Назовите причины упадка Западно-Тюркского каганата. 5. Кто возродил могущество Восточно-Тюркского каганата? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 9 стр.44-47, (учебник). Исследовательский вопрос: Какие источники повествуют о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства? 1. Работа с текстом (чтение). Письменная культура древних тюрков. Территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана населяли племена древних тюрков. Они говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Поэтому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков. Это опровергает укоренившееся в истории мнение, что тюркская письменность появилась на основе согдийской. За последнее время появились новые гипотезы о времени создания тюркской письменности на территории Казахстана. Если до сих пор бытовали утверждения, что древнетюркская письменность появилась в V веке нашей эры, то уже доказана их ошибочность. Свидетельством этому являются образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаружены при раскопках курганов сакских племен в Алматинской и Павлодарской областях. Эти письмена не только отодвинули время создания тюркской письменности на 1000 лет назад, но и доказывают, что сакские племена были тюркоязычными. Это говорит о том, что саки не только имели свою письменность, но и не были индо-ираноязычными, как утверждалось некоторыми учеными ранее. Таким образом, древняя тюркская письменность появилась на нашей территории в середине первого тысячелетия до нашей эры. А феодальные государства раннего средневековья использовали эту письменность в качестве средства общения между собой. Это мы видим из того, что во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюркские посланники доставили послание, написанное скифским письмом. Так что не вызывает никакого сомнения, что «скифские письмена» - это и есть древнетюркская письменность. За последние 30-40 лет на берегах рек Талас, Или, Сырдарья п Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменности. Она использовалась не только в среде представителей знати и и межгосударственных отношениях, но и в среде простых людей. Так, например, в одном из образцов «Таласской письменности» сказано: «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было 20 лет». Этими словами сообщается одновременно как о павших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года. Таким образом постепенно древнетюркская письменность в VIII-IX веках становится достоянием всего народа. Однако распространение исламской религии и использование арабской письменности в среде знати сузили сферу применения тюркского письма среди широких масс народа. Наряду с тюркской широкое употребление в стране нашла и согдийская письменность. Особенно значительную роль эта письменность играла во дворце кагана. Ею пользовались каждодневно советники, послы, счетные работники кагана и другие. А согдийские купцы жили в таких крупных городах, как Сайрам, Тараз и Баласагун. Это обстоятельство тоже имело свое последствие - тюркская письменность постепенно вышла из употребления. Развитие литературного языка и письменной литературы. В общей сложности на древнетюркском языке найдено более 200 устных литературных памятников. В них содержится множество сведений о жизни и быте древних тюрков. Это еще одно свидетельство того, что еще задолго до появления письменности был развит устный литературный язык. С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература. Основные древние памятники тюркской письменной литературы - письмена «Кулътегин» и «Тонъюкок». Это поистине исторические дастаны (поэмы). Они были созданы в период Тюркского каганата и содержат много описаний исторических событий. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1. Что такое руническая (тайная, смысловая) письменность? 2. Когда появилась в Казахстане тюркская письменность? 3. В чем заключалась основная необходимость в появлении письменности тюрков? 4. Что свидетельствует о книгопечатании тюрков? 5. Какие вы знаете литературные памятники тюрков? 6. Что содержат письмена «Культегин» и «Тонъюкок»? 7. В чём историческое значение письменных литературных памятников тюрков? 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия возникновения тюркской письменности. 4. Заполнить таблицу «Особенности рунического письма». Вопросы исследования: 1) Письмена «Культегин», «Бильге-каган» и «Тонъюкок»; 2) Бугутская надпись; 3) Ксилография. 5. Написать историческое заключение: «Какие источники повествуют о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: учебник для 6 класса общеобразоват. шк./ Н.С. Бакина,. Н.Т. Жанакова, К. К. Сулейменова. – Алматы: Атамұра, 2018 |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 9 стр.44-47, учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |