Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 5-6, стр.33-47, (учебник) 1. Работа с текстом (чтение). Великий Шелковый путь и Казахстан. Термин «Шелковый путь» впервые предложил в 1877г. немецкий ученый – географ Ф. Рихтгофен, для того чтобы обозначить контакты между Востоком и Западом, между Китаем и государствами Средиземноморья. Караванная дорога начала функционировать во 2 веке до нашей эры, когда из Китая были проложены торговые пути в сторону Средиземноморья. Часть ВШП проходила по территории Южного Казахстана и Жетысу. Из Жетысу Шелковый путь пролегал на Восток, а из Южного Казахстана – на Запад, поэтому Казахстан стал связующим звеном на пути взаимовлияния и взаимообогащения культур Востока и Запада. Первая трасса по территории Казахстана пролегала к землям саков, канглы, усуней, т.е. проходила через Жетысу и далее в глубь Южного Казахстана к среднему течению Сырдарьи. В VI – IX веках наиболее оживленной трассой стал путь, который проходил следующим образом: Сирия-Персия-Центральная Азия-Южный Казахстан-Таласская долина-Иссык-Кульская котловина-Восточный Туркестан. Еще один путь проходил из Византии через Дербент в Прикаспийские степи- Мангыстау-Приаралье-Южный Казахстан. Маршруты ВШП направлялись вдоль Аральского моря, затем по берегам рек Сырдарьи, Шу, через Жетысу до Джунгарских ворот. По мнению ученых, технология получения шелка насчитывает около 6 тысяч лет. В Китае под страхом смертной казни долгое время хранили секрет производства шелка. Позднее шелкопряд стали выращивать в Восточном Туркестане, Центральной Азии, Индии, Персии, Византии и др. Шелк наряду с золотом превратился в признанную международную валюту, служил мерилом обмена, подарком для послов, жалованьем- воинам и чиновникам. Цена одного скакуна равнялась стоимости 130-180 метров китайского шелка. В Казахстан везли стекло, монеты, бронзовые зеркала, лаковую посуду, металлические застежки для одежды; вывозили кожу, шерсть, лошадей, овец. После возникновения в 13 веке Золотой Орды появились предпосылки для оживления торговли на древних маршрутах ВШП. Ставки монгольских правителей и их представителей располагались в крупных городах. Начали строиться новые города и караван-сараи, была создана система таможен и транзитных пунктов. Тюрко-монголы проявляли веротерпимость и обеспечивали караваны и религиозные миссии иммунитетом и пайцзами для быстрого и беспрепятственного передвижения по территории огромной империи. Развитие торговли привело к появлению монетных систем. В 11-13 веках монетные дворы появились в Отраре, Испиджабе, Таразе, Женте, Коялыке. В них чеканили пулы (медные монеты), дирхемы(серебряные) и динары (золотые). ВШП играл огромную роль в развитии политических отношений, а также способствовал налаживанию экономических и дипломатических контактов государств Азии и Европы. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Что такое веротерпимость? 2) Что такое пайцза? 3) Что такое пулы, дирхемы, динары? 4) Что такое рабад? 5) Каково значение ВШП в истории человечества? 6) Что именно распространялось по ВШП, кроме товаров? 7) Почему именно в тюркский период торговля на ВШП достигла особого расцвета? 8) Перечислите города Казахстана на ВШП. 9) Какие цивилизации соединил ВШП? 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия возникновения Великого Шелкового пути. 4. Заполнить таблицу «Направления и трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана». Вопросы исследования: 1) Маршруты Великого Шелкового пути; 2) Основные товары; 3) Появление монетных систем; 4) Политические отношения, налаживание экономических и дипломатических контактов. 5. Написать историческое заключение: «Роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020 |
Рефлексия | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 5-6, стр.33-47, ответить на вопросы (учебник). | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание. | Лидерство Критическое мышление | |