СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Роль Великого Шелкового пути в развитии городской культуры Казахстана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Роль Великого Шелкового пути в развитии городской культуры Казахстана» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Роль Великого Шелкового пути в развитии городской культуры Казахстана»»

Дата:

20.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Роль Великого Шелкового пути в развитии городской культуры Казахстана

Основная идея

анализировать роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана

Цели:

11.1.2.1 исследовать направления и трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана, используя карту;

11.1.2.2 анализировать роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

Что такое автохтонный?

Что такое калау?

Что такое орнамент?

Перечислите мужские ремесла.

Перечислите женские ремесла.

Назовите группы орнаментальных мотивов.

Назовите изделия казахских ремесел.

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 5-6, стр.33-47, (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

Великий Шелковый путь и Казахстан.

Термин «Шелковый путь» впервые предложил в 1877г. немецкий ученый – географ Ф. Рихтгофен, для того чтобы обозначить контакты между Востоком и Западом, между Китаем и государствами Средиземноморья.

Караванная дорога начала функционировать во 2 веке до нашей эры, когда из Китая были проложены торговые пути в сторону Средиземноморья. Часть ВШП проходила по территории Южного Казахстана и Жетысу. Из Жетысу Шелковый путь пролегал на Восток, а из Южного Казахстана – на Запад, поэтому Казахстан стал связующим звеном на пути взаимовлияния и взаимообогащения культур Востока и Запада.

Первая трасса по территории Казахстана пролегала к землям саков, канглы, усуней, т.е. проходила через Жетысу и далее в глубь Южного Казахстана к среднему течению Сырдарьи.

В VI – IX веках наиболее оживленной трассой стал путь, который проходил следующим образом: Сирия-Персия-Центральная Азия-Южный Казахстан-Таласская долина-Иссык-Кульская котловина-Восточный Туркестан.

Еще один путь проходил из Византии через Дербент в Прикаспийские степи- Мангыстау-Приаралье-Южный Казахстан.

Маршруты ВШП направлялись вдоль Аральского моря, затем по берегам рек Сырдарьи, Шу, через Жетысу до Джунгарских ворот.

По мнению ученых, технология получения шелка насчитывает около 6 тысяч лет. В Китае под страхом смертной казни долгое время хранили секрет производства шелка. Позднее шелкопряд стали выращивать в Восточном Туркестане, Центральной Азии, Индии, Персии, Византии и др.

Шелк наряду с золотом превратился в признанную международную валюту, служил мерилом обмена, подарком для послов, жалованьем- воинам и чиновникам. Цена одного скакуна равнялась стоимости 130-180 метров китайского шелка.

В Казахстан везли стекло, монеты, бронзовые зеркала, лаковую посуду, металлические застежки для одежды; вывозили кожу, шерсть, лошадей, овец.

После возникновения в 13 веке Золотой Орды появились предпосылки для оживления торговли на древних маршрутах ВШП. Ставки монгольских правителей и их представителей располагались в крупных городах. Начали строиться новые города и караван-сараи, была создана система таможен и транзитных пунктов. Тюрко-монголы проявляли веротерпимость и обеспечивали караваны и религиозные миссии иммунитетом и пайцзами для быстрого и беспрепятственного передвижения по территории огромной империи.

Развитие торговли привело к появлению монетных систем. В 11-13 веках монетные дворы появились в Отраре, Испиджабе, Таразе, Женте, Коялыке. В них чеканили пулы (медные монеты), дирхемы(серебряные) и динары (золотые).

ВШП играл огромную роль в развитии политических отношений, а также способствовал налаживанию экономических и дипломатических контактов государств Азии и Европы.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Что такое веротерпимость?

2) Что такое пайцза?

3) Что такое пулы, дирхемы, динары?

4) Что такое рабад?

5) Каково значение ВШП в истории человечества?
6) Что именно распространялось по ВШП, кроме товаров?
7) Почему именно в тюркский период торговля на ВШП достигла особого расцвета?

8) Перечислите города Казахстана на ВШП.

9) Какие цивилизации соединил ВШП?


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия возникновения Великого Шелкового пути.


4. Заполнить таблицу «Направления и трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана».

Вопросы исследования:

1) Маршруты Великого Шелкового пути;

2) Основные товары;

3) Появление монетных систем;

4) Политические отношения, налаживание экономических и дипломатических контактов.


5. Написать историческое заключение: «Роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Формативное (взаимное оценивание)




Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения

Критическое мышление

Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020

Рефлексия

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 5-6, стр.33-47, ответить на вопросы (учебник).

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.