СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории: «образование ссср. конституция 1924 года»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан с учетом новой учебной программы по истории Отечества для общеобразовательных школ ДНР. Опираясь на современные исторические парадигмы, в методической разработке проанализированы содержательные и организационные моменты урока, которые позволят тщательней изучить процесс образования СССР и ключевые тенденции становления государственности. С помощью системно-деятельностного подхода у учащихся формируется личное мнение, приобретаются навыки анализа, что способствует гражданскому самосознанию школьников. 

Ключевые слова: образование СССР, Отечество, РСФСР, 1922 год, Конституция, Советский Союз, 1924 год, Декларация, суверенитет.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории: «образование ссср. конституция 1924 года»»




Райко Инесса Игоревна

Учитель истории

МБОУ «Школа № 103 г. Донецка»

Inessa_raiko@mail.ru



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ 1924 ГОДА»


Аннотация. Конспект урока разработан с учетом новой учебной программы по истории Отечества для общеобразовательных школ ДНР. Опираясь на современные исторические парадигмы, в методической разработке проанализированы содержательные и организационные моменты урока, которые позволят тщательней изучить процесс образования СССР и ключевые тенденции становления государственности. С помощью системно-деятельностного подхода у учащихся формируется личное мнение, приобретаются навыки анализа, что способствует гражданскому самосознанию школьников.

Ключевые слова: образование СССР, Отечество, РСФСР, 1922 год, Конституция, Советский Союз, 1924 год, Декларация, суверенитет.


Цели урока:

- Сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности;

- Закрепить у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала;

- Способствовать осознанию гражданской причастности к историческому прошлому, воспитывать патриотизм у учащихся.

Оборудование: Карта «Образование СССР»; иллюстративный материал (гербы и флаги советских республик, СССР); плакаты; дидактический материал - карточки.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Учебные элементы урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания – письменная работа на листочках.

Раскрыть вопросы:

1.Причины перехода к НЭПу

2. Основные направления НЭПа

3.Экономические итоги НЭПа

4. Экономические противоречия НЭПа

5. Оценки НЭПа

Что означают эти сокращения (1 чел. – работа у доски): РККА,СНК,ВРК,НЭП,ЦИК,РВС.

III. Мотивационная беседа

Распад СССР в 1991 году для многих людей стал одним из самых значительных и драматических событий истории XX века. Тем более, тогда некоторые ваши прабабушки и прадедушки, стали очевидцами образования СССР – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Цель нашего занятия рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

Мы должны понять, что образование  СССР было не случайным событием, которое способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти  противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности.

IV.  Формулировка целей урока.

Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках мы узнаем, как развивалось это государство и по каким причинам распалось.

V. Изучение нового материала

План урока:

1. Национальные окраины в Гражданской войне

2. Предпосылки объединения советских республик

3.Проекты объединения

4.Образование СССР

5.Первая Конституция СССР

6. Основные черты национальной политики в 1920-е годы

Проблематика урока (беседа с классом в конце урока):

1. Докажите, что образование СССР являлось закономерным историческим процессом.

2.Докажите, что устройство СССР по федеративному принципу являлось наиболее справедливым.

Ситуация в России была такова:

Гражданская война закончилась, перед народом встал вопрос: как жить дальше? Опыта мирного строительства у большевиков не было, но решить главную проблему образования единого государства было необходимо в короткие сроки.

По итогам гражданской войны советская власть установилась в нескольких республиках, которые до этого входили в состав Российской империи: это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Так же советская власть была установлена на Дальнем Востоке. Таким странам как Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша был предоставлен суверенитет.



Вспомним, что такое суверенитет? Первоначально советские республики установили военный союз (необходимость выживания во враждебном окружении), затем появилась необходимость экономического союза (хозяйственные взаимосвязи, план ГОЭРЛО) и в 1922 году в Генуе был оформлен дипломатический союз.

У большевиков существовало 2 плана построения единого государства. Первый проект, представленный И.В. Сталиным, предполагал вхождение Украины, Белоруссии и Закавказской республики, которая объединила бы Грузию, Армению и Азербайджан, в состав РСФСР на правах автономии.

Запись в тетрадь: Автономия – самостоятельность, право субъекта действовать на основании установленных принципов.

Второй проект разработал В.И. Ленин. Он основывался на равноправных началах и назывался план федерализации. Трудность состояла в том, что в это время Ленин болел и не мог в полной мере заниматься этим делом, в партии начались споры, обсуждались оба проекта, но лишь до той поры пока поправившийся Ленин не сказал своего веского слова. Он направил в ЦК партии письмо, в котором настаивал на объединении по плану федерализации, на принципах равноправия. В конце концов этот план и был принят.

- Попробуйте схематично изобразить в тетради оба плана, показав главное различие.

30 декабря 1922 года на І съезде Советов в Москве делегации четырех республик – РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской республики – подписали Декларацию об образовании СССР .

Декларация – соглашение, нормативно-законодательный акт, носящий торжественный характер (запись в тетради).

Прочитайте и выпишите принципы, на которых строилось новое государство:

1) добровольность 2) равноправие 3)право свободного выхода

4) открытый доступ всем республикам

31 января 1924 г. на II Всероссийском съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Что такое Конституция?

Конституция - это основной закон страны. В соответствии с конституцией СССР высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат:

Составление схемы органов государственной власти по Конституции СССР 1924 г.

Всесоюзный съезд Советов

(высший законодательный орган)

ЦИК



Совет Союза Совет национальностей

СНК СССР

Верховный Суд СССР


Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.

В 1924-1925 гг. были приняты Конституции союзных республик, и к 1940 году их стало в составе СССР – 15.

Здесь же в Конституции были закреплены символы государства: флаг, герб и гимн. Гимном стала революционная песня «Интернационал».

В этой Конституции были все те же достоинства и недостатки, что и у Конституции РСФСР 1918 г., но главное было сделано: страна стала единой и в таком виде она проживет довольно долгое время – 70 лет.

Выводы: Сегодня современные историки много говорят о противоречивости процесса образования СССР. Действительно с одной стороны вхождение союзных республик в состав СССР способствовало пробуждению национального самосознания, развитию национальной культуры, а с другой стороны лозунг «Одна нация – одно государство» ущемлял права народов.

Итог: учащиеся отвечают на поставленную в начале проблемную задачу.

Так или иначе, 30 декабря 1922 года произошло событие, ознаменовавшее начало очередного этапа в развитии Российского государства – теперь уже в форме СССР.

Карточки с заданиями

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально – государственного устройства.

2. СССР – пример подлинно демократической федерации.

3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.

4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.

5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.

5. Домашнее задание:

Письменно заполнить в тетрадях таблицу «Противоречия национальной политики РКП (б)»

6. Итоговые оценки.

Список литературы

  1. История Отечества, 1900  - 1940 гг. Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М. Просвещение 1992г.

  2. Кириллов, М.Н. Чернова Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков. М., 2000.

  3. Пятецкий Л.М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век. Учебное пособие. Московский лицей 1996 г.

  4. Щетинов Ю.А.. История России ХХ век. Учебное пособие. Москва 1998 год.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!