Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России для 10 класса "Образование единого централизованного государства"»
Технологическая карта урока по истории России в 10 классе на тему:
«Образование единого централизованного государства»
Работа:
Змеевой Марии Алексеевны,
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ№6 с кадетскими классами, г.Кстово
2018г.
Пояснительная записка
к разработке урока на тему
«Образование единого централизованного государства»
Данная поурочная разработка предназначена для учащихся 10-х классов. Особенностью этой разработки является то, что она направлена на системно-деятельностный подход в изучении темы, несмотря на то, что 10 класс еще не перешел на новые стандарты ФГОС. В ходе данного урока используются различные формы работы: анализ исторического документа, работа с картой, структурирование полученной информации в виде схемы. Полученные навыки имеют практическую направленность. Умение работать с картой и анализ исторических источников пригодятся выпускникам для решения заданий ЕГЭ.
Также используется методика проблемного обучения, которая развивает аналитические способности и критические способности учащихся. На уроках истории можно создавать проблемные ситуации с помощью проблемных вопросов, используя цитаты и высказывания различных историков, политических деятелей.
Урок построен в форме диалога. Учитель постоянно должен выстраивать общение с детьми, задавая вопросы по теме. Тем самым у учеников развиваются коммуникативные способности: умение высказывать свое мнение, выслушивать и принимать чужое мнение и др. Метод проблемного обучения хорошо развивает умение ученика строить аргументированные высказывания.
Таким образом, в ходе данный урок способствует выработке навыков, необходимых на ЕГЭ.
Технологическая карта урока
Автор | Змеева Мария Алексеевна, учитель истории и обществознания. МБОУ СШ№6 с кадетскими классами, г. Кстово |
Тема урока | Образование единого централизованного государства |
Тип урока | Урок изучения нового материала, проблемный урок |
Класс | 10 |
Информационно- методическое обеспечение
| учебник А.Н. Сахаров, История России с древнейших времен до конца 19 в. мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска |
Содержание урока | Завершение процесса объединения русских земель. Свержение ордынского ига. Судебник Ивана 3. Централизация власти. -
|
Цель урока | Познакомить учащихся с процессом создания единого русского государства после междоусобных войн, выявить историческое значение освобождение Руси от ордынского ига. |
Задачи | Образовательные: Охарактеризовать деятельность Ивана 3, показать её историческое значение Развивающие: Развивать навыки работы в группе, вести аргументированный спор Воспитательные: Способствовать развитию интереса к историческому прошлому своей страны, воспитанию чувства патриотизма |
Формы и методы обучения | Методы: диалог Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | кормление, Юрьев день, "пожилое", Судебник, местничество, наместники, поместье, боярская Дума, приказы |
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Промежуточный контроль |
Организационный момент | 3-5 | Проверяет готовность к уроку, принимает рапорт от учащихся. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя | |
Актуалиазация знаний | 3 | Какое княжество на Руси к 14 в. Занимало главное положение? Почему? Какая главная задача стояла перед этим княжеством? =˃ объединение земель =˃ Записываем тему урока «Образование единого централизованного государства» Как вы понимаете, что такое централизованное гос-во? | Вступают в диалог с учителем Вступают в диалог с учителем Записывают в тетрадь тему урока. Вступают в диалог с учителем | Устные ответы. Записи в тетр. |
Изучение нового материала | 25 | На доске портреты карта Русских земель в 14-15 вв. (см. Приложение 1.) Проблемное задание цитата Н.М Карамзина «Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления» 1.Рассказ о Стоянии на реке Угре 1480 и значении этого события для Руси. 2.Судебник 1497г. Работа с текстом Судебника 1497 ст. 57 (см. Приложение 2) Каковы условия крестьянского перехода? Можно ли говорить о начале закрепощения крестьян? Что такое Юрьев День ? 3.Централизация власти С. 220-221 учебника – зарисовать схему власти в московском государстве в 15 веке | Записывают дату в тетрадь и отвечают на вопросы. Работают с историческим источником, отвечают на вопросы. Читают учебник, зарисовывают схему в тетрадь | Записи в тетр, устный ответ. |
Первичное осмысление и закрепление материала | 5 | Возвращение к проблемному вопросу урока. цитата Н.М Карамзина «Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления» Вопрос учителя : Согласны ли вы с этой оценкой, данной историком? Как вы сами оцениваете деятельность Ивана 3 и её значение для дальнейшего развития России? Приведите конкретные примеры | Устно отвечают на вопросы | Устный ответ |
Итоги урока. Рефлексия | 3 | Учитель выставляет оценки за урок и предлагает оценить каждому ученику свою работу на уроке | Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние. | Оценивание себя и своей работы |
Домашнее задание | 2 | Обьясняет д.з – тема пар. 11, выписать положения Судебника 1497г и черты правления Василия 3 | Записывают домашнее задание. | |
Приложение 1

Приложение 2
Судебник 1497г.
57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.
