Дата:
Класс: 2
Предмет: изо
Тема: Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными возможностями восковых мелков; способствовать развитию навыков работы с восковыми мелками, формированию умений видеть красоту в окружающем мире, оценивать выполненные работы других учащихся; содействовать воспитанию любви к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-определять последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию),
-учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;
-выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка
Оборудование:
• для учителя: учебник, пастель, восковые мелки, детские работы с изображением осеннего натюрморта;
• для учащихся: альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Составим палитру успешного урока. Какие качества, по-вашему, необходимы на уроке изобразительного искусства?

II. Постановка учебной задачи.
– Какое время года прославляет И. Бунин в своем стихотворении? (Осень.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
– Какие цвета осени встречаются в этом стихотворении?
– Сегодня на уроке мы будем рисовать осенний букет. Из чего можно составить такой букет? (Из листьев, осенних цветов, веток рябины и т. д.)
III. Изучение нового материала.
– Рассмотрите рисунки детей (учитель демонстрирует детские работы с изображением осеннего натюрморта). Как называются картины с похожим содержанием? (Натюрморт.)
– Докажите, что это осенний натюрморт. (Красные, желтые листья, ветки рябины, высохшие колоски, астры, дубки, фрукты, которые поспевают к осени.)
– Во что можно поставить букет? (В вазу, корзину, кувшин, глиняную посуду, банку.)
Учитель рассказывает и показывает на доске, как можно изобразить вазу.

– Вазу можно изобразить разной формы: вытянутую, пузатую и т. д.
– Ваза может быть стеклянной и глиняной. Если ваша ваза будет стеклянной, значит, она прозрачная. В этом случае мы прорисовываем в вазе стебельки растений.
– Посмотрите на иллюстрации. Почему один художник изобразил свой букет в маленькой вазе, а другой в высокой? Что и почему художники изобразили у самой вазы, а что вверху, в центре?
– В любой композиции растения размещаются таким образом, чтобы их достоинства были представлены зрителю с самой лучшей стороны. Цветы должны смотреть на зрителя, будто разговаривая с ним. При составлении композиции нужно стремиться к гармонии: крупные цветы и листья размещать ближе к основе (вазе), маленькие – вверху, более темные и яркие – ниже, а светлые – выше. Это придает композиции устойчивость. Пустоты в букете заполняются тонкими, нежными веточками, колосками. Дополнить композицию можно фруктами, грибами.
– Яркость и бархатистость осенних листьев, цветов нам помогут передать восковые мелки. К нам в гости пришел Мелок, он хочет рассказать о себе и научить вас работать с мелками: «У меня есть несколько секретов. Я приготовлен на основе воска, поэтому я мягкий. Чтобы я не поломался, держите меня близко к заостренному концу. Я на бумаге оставляю широкий и рыхлый след. Меня нельзя стереть ластиком. Но самый удивительный секрет – это способность отталкивать воду. Мой рисунок нельзя закрасить никакой краской».
Можно провести практическую работу с восковыми мелками.
 | Задания: 1. Кончиком мелка провести по альбомному листу. 2. Всей поверхностью мелка (плашмя) провести по альбомному листу. 3. Создать штрихи и пятна. 4. Смешать (перекрыть один цвет другим), получая цветовое пятно. |

Осень
Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я! | Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладошками вверх. Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены, ладошки «смотрят» вниз. Дети медленно поднимаются, держась за голову руками, как за шляпку. Стоят прямо, пожимая плечами. Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой. |
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сначала вы сделаете набросок простым карандашом.
– С чего начнете? (С вазы.)
– Вы можете придумать свой букет, а можете воспользоваться рисунками, которые мы анализировали сегодня на уроке. Обратите внимание на правильное размещение каждого предмета на бумаге. Когда рисунок будет готов, приступайте к работе восковыми мелками.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Выставка и анализ работ.
– Разместите свои работы на выставочную доску. Найдите самые выразительные.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу?
– Ты справился с работой или есть недочеты?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто желает оценить свою работу по образцу?
2. Обобщение по теме.
– Как правильно работать восковыми мелками?
– Какие правила нужно соблюдать при составлении букета?
3. Уборка рабочего места.

