СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по химии на тему: "Кислород вездесущий и всемогущий"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии на тему: "Кислород вездесущий и всемогущий"»

Предмет: Химия класс: 9 Учитель: Исмаилова Х.А.

Учебник: О.С. Габриелян Раздел: Неметаллы



Тема урока:

«Кислород, всемогущий и вездесущий»







Кислород, всемогущий и вездесущий

Урок повторения и обобщения с мультимедийным сопровождением

«Кислород - ось, вокруг которой вращается вся земная химия».

Я. Берцелиус

Цели учителя:

  1. создать условия для формирования мотивации учения и со­циализации учащихся;

  2. организовать деятельность учащихся по систематизации, обобщению, углублению знаний по теме «Кислород»;

  3. продолжить формирование умений: давать характеристику элементу и простому веществу, прогнозировать свойства элементов и их соединений, исходя из их положения в Периодической системе.

Цели учащихся:

  1. знать распространение элемента и вещества кислорода в природе, его физические и химические свойства, получение и при­менение кислорода;

  2. знать сходства и различия процессов горения и окисления, дыхания и фотосинтеза;

  3. уметь писать уравнения реакций взаимодействия кислорода с неметаллами, металлами, сложными веществами;

  4. уметь сравнивать строение и свойства кислорода с рядом расположенными в Периодической системе элементами и их соеди­нениями (галогенами, халькогенами, элементами подгруппы азота);

  5. уметь получать кислород разложением перманганата калия и пероксида водорода в присутствии диоксида марганца; собирать и распознавать кислород.

Тип урока: систематизация, обобщение, углубление знаний по теме «Кислород».

Оборудование: интерактивная доска, опорные конспекты, таблицы, учебник (Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009), штатив с пробирками, спиртовка, сливной стакан, стакан с водой, спички.

Реактивы: перманганат калия, пероксид водорода, сера, маг­ний, парафиновая свеча, 3 колбы, заполненные кислородом.

Примечание. На этом уроке примененяются опорные конспекты. Опорные конспекты используют­ся в виде раздаточного материала, в котором ученики работают не­посредственно на уроке вместо тетрадей, выполняя задания.

Опорный конспект проецируется на интерактивную доску и запол­няется по ходу урока учащимися. В итоге все ученики класса за­полнят все блоки опорного конспекта.


План урока

  1. Введение в урок. Установка на восприятие.

  2. Повторение предыдущей темы.

  3. Актуализация знаний по теме: «Кислород» (беседа о на­хождении в природе, о круговороте, применении в практической деятельности человека).

  4. Систематизация и обобщение на основе применения Пе­риодического закона, Периодической системы Д.И.Менделеева, теории строения атома и ранее полученных знаний.

  5. Самостоятельная работа по опорному конспекту и учеб­нику с целью изучения физических, химических свойств кислорода и способов его получения.

  6. Обобщение изученного материала (составление структур­ной логической схемы химического элемента и простого вещества кислорода).

  7. Рефлексия. Выполнение тестовых заданий по вариантам. Самооценка. Заполнение рефлексивной карты. Самооценка эмо­ционального состояния с помощью «эмоционального термометра».

Ход урока

1. Введение

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на уроке.

Тема урока: «Кисло­род, вездесущий и всемогущий».

Но, прежде чем приступим к изучению данной темы, давайте вспомним, что было задано на дом и о чем мы говорили на прошлом занятии.

Решение Д/З на доске учащимися. Фронтальный опрос:

  1. Где в ПСХЭ расположены неметаллы?

  2. Какое агрегатное состояние характерно неметаллам?

  3. Какие типы кристаллических решеток для них характерны?

  4. Какие простые вещества образует кислород?

  5. Какого значение озона?

  6. Перечислите составные части воздуха.


В 8 и 9 классах вы изучали строение и свойства кислорода. А се­годня наша задача – вспомнить и систематизировать ваши знания по теме «Кислород».

В работе мы будем опираться на имеющиеся знания, схему системы понятий, Периодическую систему Д.И.Менделеева, учеб­ник, опорный конспект, который у вас лежит на столах.

Название этому элементу - oxygenium, т.е. «рождающий ки­слоты», - дал французский химик Антуан Лавуазье.


Вводный опрос:


  • Опишите строение атома: заряд ядра, количество энерге­тических уровней, число электронов на каждом уровне.

  • Дайте характеристику внешнего энергетического уровня: завершенность, сколько электронов не хватает до завершения, сколько неспаренных электронов.


  • Определите степень окисления кислорода, валентность.

  • К какой группе элементов относится кислород?


  • В состав какой естественной группы элементов входит ки­слород? Назовите элементы, образующие эту группу.

  • Как проявляется неметалличность у кислорода по сравне­нию с другими халькогенами?

  • Как проявляется неметалличность кислорода по сравнению с галогенами?


2. Работа по опорным конспектам (ОК)

Работа по ОК осуществляется согласно методике взаимооб­мена заданиями Ривина-Баженова в группах и парах. Номер задания для учащихся указан на табличках, расположенных на партах, само задание находится на листе соответствующего цвета (в схеме зада­ний для организации работы по опорному конспекту указаны цвета листов для каждого блока). Например, 1 блок - желтый, 2 блок -зеленый, 3 блок - розовый, 4 блок - белый, 5 блок - голубой.

Поскольку в 9 классе ученики уже знакомы со многими свой­ствами кислорода, работать будем по опорным конспектам, учебни­ку, индивидуально, в парах, группах, согласно схеме.

Схема заданий для организации работы по опорному конспекту


1 ряд

2ряд

1 парта

1 блок (желтый)

1 2

1

парта

3 блок (розовый)

1 2

2 парта

2 блок (зеленый)

1 2

2 парта

4 блок (белый)

1 2

3 парта

5 блок (голубой)

1 2

3 парта

5 блок (голубой)

3 4


Под цифрами 1, 2, 3 и 4 в опорном конспекте даются задания для самостоятельной работы. Ученики могут выполнять их инди­видуально, в парах, а в группе, согласно блоку, производить записи непосредственно в опорном конспекте.

Для этого необходимо найти свои задания. Работать в парах нужно над заданием, в группе - над выводом каждого блока.

Алгоритм работы в парах

  1. Устный разбор задания 1 -го напарника.

  2. Устный разбор задания 2-го напарника.

  3. Самостоятельное выполнение заданий письменно.

4. Совместная проверка выполненного задания у 1-го и 2-го
напарника.

Работа по блокам опорного конспекта строго регламентирована по времени (из-за большого объема материала). Работа проходит под спокойную музыку. По истечении времени музыка отключается, что является сигналом к окончанию работы. Если у учеников будут за­труднения, они могут обратиться к тексту учебника или к учителю.

Каждая пара учеников работает над своей частью опорного конспекта и выполняет задания в соответствии со схемой.

По окончании работы в парах ученики объединяются для формулировки вывода по блокам.

По истечении времени, ответив на вопросы своего блока, уче­ники но очереди выходят к доске, отвечают на задания опорного конспекта, делают выводы, заполняя свою часть опорного конспек­та (Весь опорный конспект должен быть перед глазами учеников: написан на ватмане, распечатан на плакатах или выведен на инте­рактивной доске.)

Работа по заполнению опорного конспекта начинается с блока 1 и заканчивается блоком 5, при этом все ученики класса выполняют все задания опорного конспекта. Они могут дополнять, исправлять отвечающего ученика.

Для совместного заполнения опорного конспекта всем учени­кам предлагается открыть учебники на стр. 92, рис. 21, вниматель­но слушать, вносить свои дополнения, коррективы, если таковые имеются, и заполнять свои ОК.




1 блок - листы желтого цвета

1 блок. Распространение кислорода в природе

Задание 1.

Расскажите о распространении химического элемента кисло­рода в природе, пользуясь ма­териалом учебника с. 92, аб­зац 2 pис.21 и схемой кон­спекта:

Задание 2.

Расскажите о распространении простого вещества кислорода в природе, пользуясь материалом учебника с. и схе­мой конспекта:

О

хими­ческий эле­мент кисло­род входит в со­став:


  1. Н2О (w(О) = 88,9%)

  2. SiО2 (w (О) = 53,3%) песок

  3. горных пород и минералов ((w (О) = 49% от массы зем­ной коры

  4. органических веществ (белки, жиры, углеводы, спирты и т.д.)

О2

простое вещество кислород содер­жится в:




  1. атмосфере
    (21% по объему; 23,5% по массе)

  2. литосфере

2 содержится между пустотами
земной коры, им дышат растения и животные)

  1. гидросфере2 растворен в воде, им дышат водные растения и животные)

Вывод по блоку сделайте всей группой.

В предложениях 1 и 2 вместо точек поставьте подходящие по смыслу понятия: хими­ческий элемент или простое вещество.

В предложении 3 от­метьте степень распространения кислорода в земной коре.

В предложении 4 укажите объемную долю кислорода в атмосфере.

Вывод по блоку 1:


1……………….. кислород входит в состав воды, оксидов, минералов, орга­нических веществ.

2 . …………………… находится в атмосфере, литосфере, гидросфере.

  1. В земной коре химический элемент кислород ………………распростра­ненный.

  2. На объемную долю кислорода в атмосфере приходится ………………%.

Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу 1. Почему кислород называют вездесущим? Запомните величину объемной доли кисло­рода в атмосфере (21 %). Эта величина поможет объяснить свойства кислорода, она будет нужна нам при решении расчетных задач.

Переходим к рассмотрению блока 2. Откройте учебники на стр. 94, рис. 22, рис. 23.

2 блок - листы зеленого цвета

2 блок. Круговорот кислорода в природе. Применение кислорода

Задание 1

Расскажите о круговороте кислорода в природе, пользуясь рис. 22, стр. 94 учебника. Начните свой рассказ со слов: «Кислород в природе выделяется зелеными растениями на солнечном свету в процессе , затем кислород идет на ………………………, И ………… »•

В выводах в предложениях 1, 2, 3 вставьте пропущенные слова.

Задание 2.

Расскажите о применении кислорода, пользуясь рис. 23, стр. 94 учебника. На каких свойствах кислорода основано его приме­нение?

В выводах в предложении 4 вставьте пропущенные слова.

Вывод по блоку 2:

1. В процессе фотосинтеза и дыхания принимают участие ………………………. И …………………………… газ.

2. В процессе фотосинтеза поглощается ………., а выделяется …………………

3. В процессе дыхания поглощается , а выделяется …………………………

4. Применение кислорода основано на способности поддержи­вать: 1)…………………….; 2)…………………….; 3) ………………………………..

Прежде чем ученики сделают вывод, учителю целесообраз­но акцентировать внимание на схеме учебника. Единственным источником кислорода на Земле являются зеленые растения, их

число сильно сокращено из-за вырубки и пожаров, поэтому зада­ча каждого человека - принять участие в посадке деревьев, озе­ленении городов.

Да, кислород позволил человеку подняться в воздух, развить промышленность, медицину, поэтому мы имеем право называть кислород всемогущим.

блок - листы розового цвета

3 блок. Физические свойства кислорода. Аллотропия

Задание 1.

Назовите аллотропные видоизменения кислорода (учебник на стр. 92, абз.1).

Заполните таблицу: «Физические свойства кислорода – О2», (учебник на стр. 92, абз. 3).

Задание 2.

Назовите аллотропные видоизменения кислорода (учебник на стр. 92, абз.1). Заполните таблицу: «Физические свойства озона - О3» (учебник на стр. 73, абз. 4).

Физические свойства кислорода и озона


Кислород - 02

Озон - 03

а) агрегатное состояние:



б) цвет:




в) запах:




г) растворимость в воде:



д)биологическое значение:



Сделайте общий вывод по блоку 3, вставив в предложениях пропущенные слова.

Вывод по блоку 3:

Кислород при н.у. - это: ……………………………..

………………………………………………………………………

Кислород имеет аллотропные видоизменения ……………….. и ………………………

Работа при заполнении ОК блока №4 сопровождается демон­страционным химическим экспериментом: получение кислорода из перманганата калия и пероксида водорода. Если по ряду причин нет возможности провести эксперимент в классе, можно использовать диски с химическим экспериментом (смотри презентацию).


4 блок - листы белого цвета

4 блок. Получение кислорода.

Задание 1.

Расскажите о получении кислорода в промышленности.

а) Кислород в промышленности получают из воздуха (учебник на стр. 94). Объясните процесс выделения кислорода из жидкого воздуха, учитывая, что из воздуха азот испаряется при
температуре -210 С, а кислород при температуре -186 С.

б) Кислород в промышленности получают из воды (при действии электрического тока). Напишите уравнение реакции. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции.

Н2О → Н2↑ + ... ↑ , реакция

В выводах в предложении 1 вставьте пропущенные слова.

Задание 2.

Получение кислорода в лаборатории.

Продолжите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, дайте

названия веществам, укажите тип реакции (см. учебник на стр. 94).

а) КМпО4 → К2МпО4 + МпО2 + ... ↑; реакция …………………

манганат калия

б) Н2О2 → Н2О + ... ↑; реакция …………………………

пероксид

водорода

В выводах в предложении 2 вставьте пропущенные слова.

Вывод по блоку 4:

1. Основным сырьем для получения кислорода в промышленно­сти является ……………………………

2. В лаборатории кислород получают в результате реакций ……………………… пероксида водорода и …………………………. перманганата калия.


Блок 5 - листы голубого цвета

5 блок. Химические свойства кислорода

Задание 1. Медленное окисление.

Прочитайте о процессе медленного окисления (учебник на стр. 93, абзац 5), вставьте в текст пропущенные слова, зачитайте полу­чившийся текст.

«Процесс медленного окисления протекает при……………….. температуре. Процесс медленного окисления в ор­ганизме человека является источником ____________________, за счет кото­рой живет организм. Кислород в организме соединяется с ………………………………………………., образуя вещество , ко­торый окисляет органические вещества пищи, образуя углекислый газ и воду. Медленному окислению в природе подвергаются все вещества, кроме золота, платины, инертных газов».
Сделайте общий вывод по заданиям 1-2, вставив в текст пропущенные слова.

Задание 2. Реакция горения.

Прочитайте текст учебника на стр. 92 (абзац 4) и 93 (абзацы 1), вставьте в текст пропущенные слова, зачитайте полу­чившийся текст.

Кислород взаимодействует почти со всеми ……………............……………….,

кроме …………………., …………………………….., ………….. и …………………………………………

Горение сопровождается выделением тепла и света.
Сделайте общий вывод по заданиям 1-2, вставив в текст пропу­щенные слова.

Вывод по заданиям 1-2:

Медленное окисление - это реакция взаимодействия кислорода с органическими и неорганическими веществами, протекающая при ………………… условиях, с выделением ……………, без воспламенения.

Горение - это взаимодей­ствие кислорода с …………… и ……. веществами, проходящее с выделением…………………….. и ………………………

Работа по заданиям 3 и 4 блока №5 сопровождается демонст­рационным экспериментом: взаимодействие серы и магния с кисло­родом, горение парафиновой свечи в кислороде. Возможно привле­чение соответствующего эксперимента на видео.

5 блок. Химические свойства кислорода, реакция горения

Задание 3. Прочитайте о химических свойствах кислорода на стр. 92 (абзац 4) и 93 (абзацы 1) Выполняя задание, заполните в тексте пропущенные слова в предложениях.

1. Взаимодействие кислорода с простыми веществами.

А) с металлами:

Кислород энергично реагирует с щелочными металлами.

Только ………… образует оксид, а остальные металлы ………………………

Продолжите реакцию. Укажите окислитель, восстановитель, переход электронов. Определите тип реакции.

Li ° + О2° → …….. + Q реакция ..……….термическая.

------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------

Натрий на воздухе горит пламенем. Натрий горит с образованием пероксида. Продолжите реакцию. Укажите окислитель, восстановитель, переход электронов. Определите тип реакции.

Na° + O20 → + Q, реакция ……….термическая.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В результате реакций горения образуется ………, выде­ляется …………………………….. и ……………………

Продолжите реакции, зная, что металлы в чистом кислороде горят с выделением тепла и света, с образованием оксидов. Определите тип реакции.

Mg + О2 → …… + Q, реакция ……….термическая.

Fe + О2 → …… + Q, реакция ……….термическая.

Б) с неметаллами

Реакции кислорода с неметаллами сопровождаются выделе­нием …………….. и ………………….. …………………….

Такие реакции называются реакциями ………………… С галагеними кислород ……………………

Продолжите реакции. Расставьте коэффициенты . Укажите окислитель.

Определите тип реакции.

S + O2 = ……… + Q - реакция …..….термическая.

Р + … О2 = ……… + Q - реакция ...…….термическая.

С0 + О2 = ……… + Q - реакция ..…….термическая.

Н2 + О2 = ……… + Q - реакция ……….термическая.

N2 + О2 = ………. - Q - реакция …..….термическая.

В результате реакции горения образуется ………. И …..………………. теплота и свет


Задание 4. Взаимодействие кислорода со сложными вещест­вами.

Прочитайте на стр. 93 о взаимодействии кислорода со сложными вещества­ми, внимательно проанализируйте приведенные в учебнике урав­нения реакций горения метана и сероводорода. Что является про­дуктами горения сложных веществ?

Расставьте коэффициенты в уравнениях химической реакции го­рения сложных веществ СН4 – метана и С10Н22.- декана.
СН4 + …О2 = …… + …… + Q, реакция ……….термическая.

10Н22+ … О2→CО2+ …H2О...Q, реакция ……..термическая.

Заполните пропуски в предложении:

«При взаимодействии кислорода со …………................... веществами образуются …………….тех элемен­тов, из которых состоят ………………… вещества.

Например, при сгорании сероуглерода CS2, образуются оксиды………………………и ……………….. ».

Вывод по заданиям 3-4.

Кислород реагирует с простыми веществами: …………………… и ………………………..

с образованием …………………..или пероксидов, выделе­нием ……………….. и ……………

Кислород реагирует со сложными веществами с образованием…………., выделением ……….. и …………………….

3. Заключительная часть урока

Учитель возвращается к теме урока и просит учеников отве­тить на вопрос: «Почему кислород всемогущий и вездесущий?»


В заключительной части урока можно выполнить небольшие тесты, расположенные на карточках. Работать по вариантам. На вы­полнение работы отводится 5 минут.











Карточки

Ф.И

Вариант I

1. В каком случае о кислороде говорится как о химическом элементе?

а) кислород мало растворим в воде

б) кислород входит в состав молекулы воды

в) кислород поддерживает дыхание и горение

2. Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза?

а) кислород

б) углекислый газ

в) азот

3. В промышленности кислород НЕ получают из:

а) перманганата калия

б) воды

в) воздуха


4. Реакция с участием кислорода, идущая с выделением тепла и све­
та, называется реакцией:

а) горения

б) разложения

в) обмена

5. При окислении простых веществ получаются:

а) оксиды

б)основания

в) соли

Ответы: 1 2 3 4 5

оценка _______

Ф.И ……..







Вариант II

1. Самый распространенный химический элемент в земной коре:

а)кислород

б)кремний

в)водород

2. Каким газом дышат растения, животные, человек?

а) азотом

б)кислородом

в) углекислым газом

3. В лаборатории кислород НЕ получают из:

а) пероксида водорода

б)воздуха

в) перманганата калия

4. Реакция, идущая с выделением тепла, называется:

а) экзотермическая

б) эндотермическая
в)обмена


5. При окислении сложных веществ получаются:

а) оксиды

б)соли

в) кислоты


Ответы: 1 2 3 4....

оценка _______

После выполнения теста можно провести самопроверку или взаимопроверку. На доске - правильные ответы. Ученики проверяют свои работы, ставят себе оценку. Карточки можно сдать учителю.


5 правильных ответов - «5».

4 правильных ответов - «4».

3 правильных ответов - «3».

Учитель:

Спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание:

1. §20, упражнения 2,4;
2. в раб. тетради - 3, 5, 6, 7 на стр. 93-95.
3.
По желанию.
Прочитать сказку про кислород и выполнить задания к данному тексту.


«Сказка про кислород» (http://him.lseptember.ru/2003/31/15-l.htm)

Ответить на вопросы.

Сказка «Кислород»

Речь пойдет об одном городе, населённом необычными жителями.

Необычными они были потому, что могли жить и поодиноч­ке, и семьями, причём семей у них могло быть несколько.

Жил в этом городе один важный господин. Он был очень гор­дый: идет по улице - под ногами ничего не видит, ни на кого несмотрит. Но, несмотря на свою гордость, когда ему нужно было, он всегда мог найти с жителями города контакт, и легче всего с одино­кими. С ними он со всеми перезнакомился: с одними это не соста­вило труда, с другими требовалась специальная подготовка. И после каждого контакта с важным господином жители изменялись до та­кой степени, что их невозможно было узнать. Они жили в ожидании очередного прихода гостя.

Однажды, после посещения им одной знатной дамы, она так изменилась, что её никто не смог узнать: её краснота исчезла, и она вся почернела. Вдобавок её уволили с работы, т.к. она уже не справлялась со своими обязанностями. И только экстрасенс смог восстановить её первоначальное состояние.

Жители были в панике.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей, было сообщение о том, что важный господин хочет встретиться с экстрасенсом. Он так и сказал: «Иду на гремучее дело».

Жители всполошились: они поняли, что речь идет о покуше­нии на экстрасенса, и приняли единственно правильное решение -идти в полицию.

На важного господина было заведено уголовное дело.

Учитель: Ребята, проведите расследование и ответьте на во­просы.

  1. Кто является «важным господином»?

  2. Кто такие «одинокие жители» и их «семьи»?

  3. Что означает слово «контакт»?

  4. О какой «знатной даме» идет речь?

  5. Что с ней произошло?

  6. Кто такой «экстрасенс»?

  7. Что означает «гремучее дело»?

8. Как «экстрасенс» смог восстановить первоначальное со­
стояние «знатной дамы»?

Спасибо за работу. До свиданья.