Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, «Песнь…» - это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты. Обращение к историческому прошлому: Как ныне сбирается вещий Олег (видящий – предвидящий будущее) Отмстить неразумным хазарам (крупное государственное образование, хазарский каганат, был основным противником Руси в борьбе за подчинение себе племён в то время. Русь только набирала силу, а хазары, наоборот, становились слабее. Словом «неразумные» Пушкин подчёркивает, что с Русью уже в то время было связываться себе дороже), Их сёлы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;(слайд 10). (в ответ на хазарский набег, совершил ответную карательную экспедицию) С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. (царьградская, или византийская броня – очень богатая броня. Склад стихотворения в данном случае былинный: хорошая броня, дружина, верный конь…) Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник (волшебник, колдун, волхв, тот, кто способен удивлять, восхищать), Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. (не боится земных владык, знает истину) И к мудрому старцу подъехал Олег. «Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение: Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня». (Странно, что предвидящий будущее Олег не может увидеть собственную судьбу. Может быть, «вещий» относится к политике, к интригам? А настоящий дар прозрения есть только у волхва?) (слайд11) Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Кудесник произносит практически гимн Олегу и его коню, и заканчивает его неожиданной и страшной фразой. Горькая ирония слышится в этой фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. (Он рассказывает ему его будущее по собственной воле, а не по принуждению или за награду) Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. (Кудесник рассказывает Олегу о том, что он в будущем пойдёт в поход на Царьград и прибьёт к его воротам свой щит. Согласно «Повести временных лет» Олег покорил столицу Византии, сумев поставить ладьи с воинами на колёса (по историческим предположениям – перетащить волоком ладьи через сушу в закрытую бухту «Золотой Рог»), после чего ромеям оставалось только обсудить условия капитуляции) И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. (пока совершаются дела государственные, пока Олег, не боясь опасностей, вершит славу молодой Руси, ему нечего бояться. Незримый хранитель – прообраз ангела-хранителя) Таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя: Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего». (слайд 12) (Но твой конь, послушный твоей воле, помогающий тебе во всех ратных делах, однажды погубит тебя) Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. Прощание с конем - один из самых драматичных эпизодов: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. (Поведение Олега не похоже на поведение героев былин и скандинавских саг. Они никогда не бежали от опасности, не пытались её предотвратить. Пожимали плечами: «значит, так и суждено». Олег же пытается схитрить. И при этом, по сути, предаёт верного коня) Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они... «А где мой товарищ? — промолвил Олег, — Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все так же ль легок его бег? Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. (Забыл о коне и вспомнил, спустя годы) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: «Могучий Олег головою поник…». Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком». Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня. (Теперь он презирает себя за уступку, за боязнь, когда-то проявленную) Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, (Князь Игорь – наследник Олега) И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. (Конь, в отличие от хозяина, никого не предавал) Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! (На языческой тризне – поминках по умершему, убивали его коней, скот, а когда-то – и жён, чтобы положить с ним в могилу) Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти, а его чувства. Это то самое «сердце у героя». Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия: (Но предсказанное всё равно свершилось. Нам не дано предугадать, как это произойдёт) Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. (слайд 13) (Не напрасно Пушкин повторяет те же строки. Он подчёркивает, что ничего не изменилось, князей ничему не научил опыт Олега, всё идёт далее по кругу) |