СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе на тему _Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из тем романа - тема любви. В возрасте 16-17 лет учащиеся поймут эту тему в новом для себя ключе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе на тему _Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)»

Литература, 11 класс

Учитель русского языка и литературы Лукашенко Валентина Владимировна

Тема: Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


Цель: рассмотреть концепцию любви по М.А.Булгакову.


Эпиграф: Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.


Оборудование: иллюстрации, ватман, маркеры, оформление доски, видеофрагмент, телевизор с проигрывателем.



Ход урока.


1.Слово учителя:

- Сегодня речь пойдёт о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Её имя Маргарита. Глава 19, названная её именем, начинается словами:


Читает учащийся:

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»


-Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты - явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

Учащиеся перечисляют:

Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Ленский и Ольга, Болконский и Ростова, Раскольников и Соня Мармеладова и т.д.

-Сейчас мы прервём этот перечень и вернёмся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод: что же есть любовь по Булгакову. Запишите в тетрадях дату, тему и эпиграф к уроку ( учителем зачитывается эпиграф). Цель занятия: рассмотреть концепцию любви по Булгакову. На столе у вас план сегодняшнего занятия и вопросы, которые мы будем обсуждать. Группа ребят будет работать самостоятельно, к концу урока они нам представят свою схему концепции любви по Булгакову.

-А сейчас послушайте сообщение «О названии романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»». ( Учащиеся в тетрадях составляют конспект, выписывают опорные или ключевые слова, тезисы).


2. Сообщение учащегося:

-Заглавие «Мастер и Маргарита» напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «Дафнисе и Хлое», название создано по той же модели и активизирует схему «Он и она». Такое традиционное название сразу же «предупреждает» читателя, что в центре будут находиться герои-любовники, что линия любовная в этом произведении – центральная. Причём память названия и текстов-предшественников нам показывает, что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы.

Вспомним, например, печальные строки средневекового романа «Тристан и Изольда»:

«Не желаете ли, добрые люди, послушать прекрасную повесть о любви и смерти?»

Или же финальные строки «Ромео и Джульетты»:

«Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте».

Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом - 20 веке. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви – одну из главных для булгаковского романа.

Причём тема любви, и об этом предупреждает название, здесь связана с другой темой – темой творчества. У Булгакова первая часть модели «Он и она» - Мастер («Он») вбирает в себя тот круг представлений, который существует в нашем бессознательном читательском восприятии и связан с героем – любовником (Ромео), и вместе с тем шире по содержанию.

Всё дело в необычности «имени». Мастер (в тексте это слово пишется с маленькой буквы) – это «безымянное имя», имя – обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер – самое первое слово, им открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества. Однако очень важно следующее: имя выражает сущность личности, а у мастера имени нет, и это означает расстройство, в последующем – трагедию личности, что и подтверждает текст романа.

Отсутствие имени, «неопределённость» имени у главного героя придают неопределённость, нечёткость и последовательность самому герою и его любовному чувству к Маргарите. В самом деле, Маргарита – это характер цельный, самодостаточный и завершённый, лидирующий в любовном тандеме(что уже стало традицией в русской классической литературе – в произведениях Пушкина, Гончарова); сфера Маргариты – это сфера, точнее стихия, любви, всё в себя вбирающая и всё себе подчиняющая. «Неоформленность же возлюбленного Маргариты на уровне имени отражает его «неоформленность» на уровне характера и его несоответствие традиционной для мировой литературы роли героя-любовника, образцовой моделью которого служит образ шекспировского Ромео. Всё это выразилось в колебаниях, пессимистических настроениях Мастера, в его отречении от любви (и от романа тоже).


3.Слово учителя:

- Какие выводы из сообщения вы сделали?

(Название романа создано по модели «он и она», что линия любовная в романе – центральная, которая связана с темой творчества. Образ Мастера отличается от традиционного образа героя-любовника в мировой литературе своей «неоформленностью» на уровне характера, а образ Маргариты – завершённый, лидирующий.).


- Действительно, название романа удивительно благозвучно и гармонично. И так оно воспринимается потому, что в нём использован приём анаграммы: повтора букв в обеих частях названия романа. Проанализируем звуковое наполнение имён и сопоставим.


4.Индивидуальное задание (сообщение учащегося):

Запись на доске:

Ма́стер – Маргари́та

- Запишем в тетради имена, поставим ударение, подчеркнём повторяющиеся буквы. (Подготовленный ученик работает у доски).


- Какие звуки повторяются, о чём это говорит?

(О сходстве, о родстве героев).


- О чём говорит ударение? Гласные, на которые падает ударение?

(В слове «Мастер» ударный звук [а] – энергичный, полновесный, в слове «Маргарита» ударный [и] – подчёркивает женственность, нежность).


- Какому цвету соответствует по цветовой классификации двойное присутствие звука [р] и тройное [а] ?

(Соответствует красному цвету).


- Что символизирует красный цвет?

(Любовь, страсть, но и трагическое – кровь).


- Итак, какое имя более выраженное, целеустремлённое?

(Маргарита).


- Что же является истиной для этой целеустремлённой женщины?

(Любовь).

На доске и в тетрадях записывается слово «Любовь».


- На что готова она ради любви?

(Маргарита любила так сильно, что могла продать свою душу Дьяволу).


5.Викторина «Узнай героев романа «Мастер и Маргарита» по их описанию.


Слово учителя:

- Обратимся к роману. Я зачитаю строки. Узнайте же героев романа М. Булгакова. Кто это?

1). «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет 38-ми».

(Мастер).

2). «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу…бесследно пропала. Кожа щёк налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась».

(Маргарита).


- Что выделяет автор в 1 и 2 описаниях?

(В 1-ом описании автор выделяет встревоженные глаза, бритый, ухоженный, но одновременно свешивающийся клок волос. Во втором описании – зелёные глаза как у ведьмы, завивка волос развилась, исчезла морщинка – как будто помолодела).


6). Образ Маргариты в романе. Анализ эпизода. Беседа:

- Обратимся к образу Маргариты. Вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера? Обратимся к тексту, главе 13, посмотрите план урока, найдите и зачитайте эпизод встречи героев от указанных слов: «Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы…» до слов: «Я розы люблю…» Так поражает молния, финский нож?


- В чём особенность завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь?

(Разговор самый обыкновенный, нет в нём ничего необычного, но мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину». Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение «в тревоге мирской суеты», а как молния…).


- Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаём из её предыстории?

(Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У неё прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить всё, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.).


- Что же нужно было этой женщине? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

( Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече её взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество».).


- А муж? Ведь у неё был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал её?

(По-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя всё время помнила, что он у неё есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил её.).


- Все ли чувства могут привести к любви?

(Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги. По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.).


- Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней всё и любит, как Пушкин свою Татьяну. И действительно, прототипом Маргариты Николаевны послужила Елена Сергеевна Шиловская, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника. Чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было всё это пережить самому.


- Как изменилась жизнь Маргариты, когда в неё вошёл Мастер?

(Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку, что никогда не делала раньше, и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа. Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера.).


- Докажите, что Маргарита стала верной, надёжной подругой?

(Маргарита стала надёжной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже «похудела, побледнела, перестала смеяться». Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту, она решила уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…).


7. Индивидуальное задание. « Маргарита в роли ведьмы».


- А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы. Обратимся к главе 21, эпизод «Погром в квартире Латунского». Кратко вспомним содержание этого эпизода. Послушаем…

(Превратившись в ведьму, Маргарита летела по переулкам. Она летела примерно на уровне 2-го этажа. Увидев «Дом Драмлита», Маргарита влетела туда и начала читать фамилии жильцов. Среди них она увидела фамилию Латунского. Залетев в его квартиру с улицы, героиня взяла молоток и устроила настоящий погром. Маргарита первым делом ударила по клавишам рояля, клавиши провалились, костяные накладки летели во все стороны. Включив воду в ванной и на кухне, она устроила потоп в квартире. Вёдрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала её в ящики письменного стола, разломала двери шкафа, утопила в ванне костюм критика. Содержимое чернильницы вылила в кровать. Но результаты ей казались мизерными – она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами, ножом резала простыни, била застеклённые фотографии, усталости она не чувствовала. Улетая, она бросила молоток в окно. Но на этом она не остановилась: она разбила окна в квартирах многих литераторов. Остановил её спящий маленький мальчик, который испугался бьющихся стекол и стал звать маму. Маргарита успокоила его.


- Найдите в тексте, какие внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини?

(Неистовая ведьмовская ненависть проявилась в героине: «испустила хищный задушевный вопль, жадно начала читать фамилии, завизжала, стремительно летела, понеслась вниз, руки тряслись от нетерпения, исступлённо кричал, тяжело дыша, бухнулась в кресло, разрушение доставляло ей жгучее наслаждение». Ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребёнка.).


- Итак, ради чего Маргарита стала ведьмой?

(Настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.).


- Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает её Воланд на своём балу, увидев в ней породу.

Просмотр видеофрагмента «Маргарита на бале у Сатаны».


8. Индивидуальное задание «Маргарита на бале у Сатаны». (Глава 23).


Беседа:

- Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?

- Вспомните, какие напутственные слова сказали ей Воланд и его свита?

(Воланд заранее поблагодарил Маргариту. «Не теряйтесь и ничего не бойтесь. Ничего не пейте, кроме воды, а то разомлеете, и вам будет трудно». Коровьев: «Никому из гостей никакого преимущества. Нужно полюбить, не пропустить никого. Хоть улыбочку, хоть поворот головы. Только не невнимание. От этого они захиреют»).


- Как она относится к приглашённым на бал?

(Действительно, вначале она держалась по-королевски, проявляла ко всем внимание, интерес. Но когда по лестнице снизу вверх подымался поток, она перестала видеть то, что делается в швейцарской. Она механически поднимала и опускала руку и, однообразно скалясь, улыбалась гостям.).


- Почему из всех грешников запомнилась именно Фрида?

(Маргарите запомнилась молодая красивая женщина с беспокойными глазами. Когда-то она, соблазнённая хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребёнка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каёмочкой… Маргарита, нарушая правила, подаёт ей надежду…).


- Какое вознаграждение просит Маргарита по окончании бала?

(Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, чтобы Фриде перестали подавать тот платок. Этой просьбы от неё никто не ожидал.).


- Как отнёсся к этой просьбе Воланд?

(Воланд думал, что она будет просить о Мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви. И это – милосердие. И поэтому он выполняет её вторую просьбу.).


Вопрос к классу:

- Справилась ли Маргарита с ролью? Чем она доказала право на этот титул?

(Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.).

- В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения!

- И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить её сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию минуту вернули моего любовника!»


- Как вы считаете, есть ли в любви сильный и слабый? Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?

(Маргарита сильнее. Сначала героиня решительно отказывается от жизни с нелюбимым человеком, она не предаёт свою любовь, не отказывается от неё, она борется за неё всеми силами. В трудные минуты жизни для Мастера она становится верной, надёжной подругой, чтобы вернуть своего возлюбленного, продаёт душу Дьяволу и даже становится королевой на его балу. А перенесенные страдания всё-таки сломили Мастера ,заставив отказаться от творчества и сжечь рукописи, так же он отрекается и от любви.).


9. Вывод. Беседа:


- Итак, кто же такая возлюбленная по Булгакову?

(Возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева.).


- Почему же Маргарита, продавшая душу дьяволу, не наказана тьмой, а обретает, как и Мастер, покой?

(Любовь является таким же высшим проявлением духа, как и творчество, а значит, так же бессмертна.).


10. Заключительное слово учителя:


- А теперь вернёмся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

(Ярославна, в которой есть что-то от ведьмы: «Обернулась я, бедная, кукушкой». Маша Миронова из «Капитанской дочки». В ней есть смелость, решительность и самоотверженность, сближающая её с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного. Соня Мармеладова, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу. Возможна аналогия с Олесей А.И.Куприна.).

- Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала всё: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полёта, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев ещё не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, мой читатель! И я покажу тебе…любовь!»


11. Заключительная беседа. Вывод.


- Так что же есть любовь по Булгакову?

Учащиеся перечисляют (запись на доске и в тетрадях):


Концепция любви по Булгакову:

- дружба

- сотрудничество

- сопереживание

- верность

- самоотверженность

- борьба

- самопожертвование

- счастье


- А теперь посмотрим, группа учащихся из класса составила схему «Концепция любви по Булгакову». (Учащиеся комментируют схему).


- Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном Доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьёт любовь!


12. Дома:

Перечитать главы о Мастере и эпизоды о литературной Москве (гл.28;6,13); ответить на вопросы: В чём вы видите связь между Рюхиным и Бездомным?

Чем нам близок М.Булгаков сегодня? (письм.)


Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль.