Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Комбинированный урок по литературе с профориентацией
для учащихся 7 класса
«Лучшее профориентационное мероприятие» (методическая разработка профориентационного мероприятия)
(для учителей литературы, классных руководителей)
Берняцкая Любовь Дмитриевна,
учитель русского языка
и литературы
2023
Аннотация
Как правило, профориентация начинается в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать правильный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, или он только эпизодичен. А ведь возможности ребёнка заложены в нём с самого рождения. Уроки знакомства с профессиями в школьной программе занимают небольшую часть в силу времени, которое даётся на освоение программного материала. Поэтому раннее знакомство учащихся с различными видами деятельности человека не только расширяет общий кругозор ребёнка, но и открывает возможности раннего профессионального ориентирования школьника.
Методическая разработка урока с элементами профориентации посвящена проблеме раннего профессионального ориентирования школьников. Во время урочных занятий тоже можно включать ознакомительную информацию о профессиях разного рода, наклонностей, чтобы учащиеся как можно раньше могли взвесить и рассчитать свои силы и возможности.
Пояснительная записка
Реальность сегодняшней жизни такова, что ранняя профессиональная ориентация ребёнка напрямую влияет на выбор будущей жизни. А это напрямую влияет на будущее страны. Многие дети по самым разным причинам затрудняются с выбором, утопая в море профессий. Методическая разработка ставит цели:
получение информации о профессиях лесничего, егеря;
расширение кругозора учащихся;
упрочение связей и контактов с учреждениями дополнительного профессионального образования;
наряду с предметными навыками совершенствовать и метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), планировать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь слушать собеседника, формулировать собственную позицию, уметь систематизировать полученный материал, находить нужную информацию.
Ожидаемые результаты. Учащиеся:
ознакомляются с дополнительной информацией по профориентации;
проявляют инициативу и самостоятельность;
получают положительное эмоциональное отношение к труду;
учатся планировать и распределять свои силы.
Мероприятие разработано для проведения в школе, это урок литературы с профориентационным акцентом.
Урок литературы с элементами профориентации в 7 классе
Тема урока: "Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». Профессия лесника (егерь).
Тип урока: комбинированный урок с элементами профориентации.
Урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся с рассказом познакомились дома.
Цель урока: совершенствовать навыки характеристики героя, научиться определять авторское отношение к героям, углубить понятие о русском национальном характере. Познакомить с профессией лесника и егеря.
Задачи урока: Ι. образовательные:
1) учить учащихся составлять характеристику литературного героя;
2) повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;
3) знать понятия «конфликт», «потрет», «интерьер», «пейзаж» и уметь определять их роль в создании образа;
4) учить учащихся выявлять в тексте приметы авторского отношения к изображаемому.
ΙI. развивающие:
1) развивать устную речь учащихся;
2) развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;
3) развивать умения обобщать изученное;
4) развивать навык выразительного чтения;
5) развивать навыки анализа текста художественного произведения.
ΙII. воспитательные:
1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову;
2) воспитывать гуманное отношение к человеку;
3) патриотическое воспитание.
Планируемые образовательные результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;
Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью выражать свои мысли;
Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, находить нужную информацию.
(слайд 2)
Ход урока (Слайд 3)
Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце. Всё то же, что и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
Этап I. Водный.
Слово учителю. Тургенев одним из первых в русской литературе заговорил о возможностях русского народа, о его самобытном характере и униженном положении. (Слайд 4) Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, “Записки охотника” сыграли большую роль. Сам Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга (“Записки охотника”) послужила делу освобождения крестьян. Рассказ был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году.
(Слайд 5) Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывшего крепостного Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне..."
В "Записках охотника" писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.
Дома вы познакомились с героями рассказа, их бытом. Давайте запишем цель урока: через описание бытовых сцен проследить авторское отношение к героям рассказа.
Этап II. Основной.
(Слайд 6) Скажите, пожалуйста, что означает «бирюк» (это было д/з, выписать в тетрадь). Приём «Чтение с остановками». Чтение учащимися рассказа от начала до слов «Да, гроза, - отвечал голос». С чего начинается рассказ? Какие особенности изображения природы вы можете отметить? (учащиеся работают над изобразительно-выразительными средствами, отмечают, что гроза изображена величественной и страшной, несколько раз повторяется слово «внезапно», всё происходит динамично, и это передано с помощью глаголов совершенного вида, обозначающих начало действия). Какие чувства вызывает у вас пейзаж? Как чувствует себя в это время рассказчик? (ученики отмечают особенности психологического состояния: рассказчик чувствует себя неуютно, "не видел ни зги", "кое-как приютился", "сгорбившись, ожидал терпеливо конца ненастья"). Но тут появляется какой-то неизвестный человек. Кто это? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Как чувствует себя лесник во время грозы? (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места испуганную лошадь, даже в конце пути, очень нелегкого, говорит спокойным голосом. Гроза ему не страшна). Понимаете ли, вы утверждение, что гроза - одно из средств создания образа?
Чтение от слов «Белая молния озарила лесника…до слов ….Чай, не привыкли к лучине?» (читают подготовленные ученики по ролям).
(Слайд 7) Вот перед нами дочь лесника. Какая она? Запишите портрет девочки (худая, светловолосая, босоногая, шлёпала по полу ногами, в длинной белой рубахе…). О чём говорят эти детали? (бедность, нищета…). Далее мы видим описание жилища, выпишите (одна комната, закоптелая, низкая, на стене – тулуп, на лавке – груда тряпья, люлька посреди комнаты, ребёнок тяжело дышал…).
(Слайд 8) Вот бирюк снял плащ, и мы увидели его… Запишите внешность (высокого роста, плечист и сложен на славу, тряхнул чёрными кудрями, сильное мужское тело, мышцы выпирали, чёрная курчавая борода закрывала лицо…). Примечательная внешность. Далее из беседы с ним автор узнаёт, что жена бросила его с двумя детьми и ушла с другим мужчиной. Что чувствует автор? (сопереживает, ему жаль брошеных детей…). Автор уважает лесника? Найдите, зачитайте... Что говорит бирюк о своей работе? Запишите: («Должность свою справляю…Даром господский хлеб есть не приходится…»). Как это характеризует лесника? (честный, ответственный, жёсткий). Из чего видно, что бирюк жёсткий? (никому спуску не даёт, и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами…). Беспристрастный, неподкупный, хоть и бедный.
Как влияет гроза на восприятие рассказа? Конечно, это психологический приём Тургенева. Пейзаж раскрывает и помогает лучше понять замысел автора.
Чтение следующей части от слов «Мы вышли вместе. Дождик перестал…» до слов «Лесник не говорил ни слова, мужик тоже молчал…» Как лесник выполняет свои обязанности? Строго, жёстко, он очень наблюдательный и смелый. Как он отнёсся к нарушителю? Тоже строго, жёстко, беспристрастно. Не хотел его прощать, хотел сдать в полицию, но… Что произошло в последний момент? (простил, отпустил). О какой черте характера это говорит? Прочувствовался ситуацией бедного мужика, пожалел, сопереживает его горю.
Предлагаю составить список проблем, которые автор поднимает в своём рассказе. Запишем. (Слайд 9)
1.Борьба чувства долга и жалости.
2.Проблема тяжелой материальной жизни простых людей.
3. Поведение людей, находящихся в одинаковых социальных и жизненных условиях, но совершающих разные поступки.
4.В сложной жизненной ситуации проявляется красота и сила русской души, ее способность к самопожертвованию ради других.
5. Человеческое достоинство и душевное богатство героя И.С.Тургенева - человека из народа.
Этап III. Рефлексия. (Слайд 10)
Ребята! Давайте вернёмся к эпиграфу сегодняшнего урока. Ещё раз прочтите слова великого литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского:
«Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце. Всё то же, что и в образованном человеке».
Как можно объяснить эти слова?
Этап IV. Знакомство с профессией.
(Слайд 11) Ребята! С какой профессией вы сегодня познакомились? Лесник (егерь). Выступление подготовленных учащихся.
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живёт дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку-
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Лесник-это человек, который занимается лесным хозяйством, наукой, искусством и профессией управления лесами. Лесники занимаются широким спектром деятельности, включая восстановление окружающей среды и управление особо охраняемыми природными территориями. Лесники управляют лесами для достижения различных целей, включая прямую добычу сырья, отдых на свежем воздухе, охрану природы, охоту и эстетику.
Егерь – охотовед, специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
Из истории профессии…
Первые упоминания о людях, охраняющих лес, относятся к IX столетию. Это были работники, которые препятствовали несанкционированной охоте и вырубке леса в некоторых странах средневековой Европы. Их нанимали феодалы для охраны своих владений. Поскольку во владения феодалов входили не только леса, но также поля, водоёмы и пастбища, то таких наёмников нельзя назвать чисто лесниками. Это просто своего рода сторожевая служба частных владений.
Необходимые качества (Слайд 12)
Профессия лесника предполагает, что у кандидата на должность должны быть определенные качества:
отличная физическая подготовка;
крепкое здоровье;
любовь к окружающей среде;
смелость, отвага и стремление защищать природу;
умение ориентироваться на местности;
выносливость и привычность к ручному труду;
внимательность и хорошая память.
Профессия лесника: обязанности. (Слайд 13)
Должностные обязанности лесника включают в себя исполнение следующих мероприятий во время обхода закрепленной площади:
обнаружение и тушение, а также предупреждение лесных пожаров;
охрана леса от незаконной вырубки;
защита животных;
защита зеленых насаждений от заболеваний и вредителей;
проведение хозяйственных работ.
(Слайд 14) Пройти обучение по специальностям "Лесное дело" и "Лесное хозяйство" можно в таких ВУЗах, как:
Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева;
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С. М. Кирова;
Марийский государственный технический университет;
Воронежская государственная лесотехническая академия;
Сибирский государственный университет г. Красноярска им. М.Ф.Решетнева;
Российский государственный аграрный университет.
Заработная плата лесника составляет от 18 – 30 тысяч рублей (в зависимости от региона).
Сохраним лес для будущих поколений. Выполняйте эти несложные заповеди!
(Слайд 15) Заповедь первая. Заповедь вторая.
НЕ порть кору деревьев НЕ ломайте, детки!
Автографом своим, У деревьев ветки!
Что ты тут был, поверим, Каждая веточка
Но лучше б ты не был! Для дерева- деточка.
Заповедь третья.
Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
Заповедь четвёртая.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Заповедь пятая.
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Этап V. Заключение. (Слайд 16)
Домашнее задание. Написать отзыв о рассказе в стиле сочинения-рассуждения по плану.
Автор, название произведения и жанр.
Тема произведения (о чём).
Основная мысль (чему учит).
Герои произведения, их поступки.
Общее впечатление от произведения.
Заключение
Работа, которая проводится в школе по данной теме, имеет решающее значение для воспитания у школьников ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Чем разнообразнее представления школьника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.
Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся и поможет им успешно адаптироваться в социуме.
Список литературы
Березина А.В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками. 2021 год №10.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
https://www.profguide.io/professions/Lesnik.html
https://infourok.ru/didakticheskiy_material_po_proforientacionnoy_rabote_v_mire_professiy_-_lesnik-347994.htm