СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.Образ Русской земли. Образ автора. Авторская позиция в «Слове…»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 10 классе»

Тема: Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.Образ Русской земли. Образ автора. Авторская позиция в «Слове…»

Цели: Изучение «Слова о полку Игореве» через эпизод «Плач Ярославны». Истолковать отдельные образы, возникающие в эпизоде. Выделить мотивы, связывающие образы в рамках эпизода. Определить роль плача Ярославны в художественном целом произведения.и урока:

Планируемые результаты обучения

1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;

2) предметные : применять на практике полученные знания

3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности



Оборудование: мультимедийная презентация; текст «Плач Ярославны», индивидуальные карточки



1.Орг.момент

2.Актуализация знаний и умений (тесты, слайд)

2.Целеполагание

Вспомним образы героев «Слово о полку Игореве» (назвать)

--Чей образ является центральным в сюжете «Слова…»? (образ Ярославны)

3.назовите тему, цель урока

4.Знакомство с княгиней Ярославной (проверка домашнего задания)

--сообщение учащихся о княгине

5.работа с текстом. Авторское чтение (видео)

6. Обобщающая беседа (слайды 3-7) Работа в паре

1)Почему жена Игоря названа по отчеству, а не по имени?

Почему голос Ярославны слышится на Дунае?

Что такое забрало? Почему Ярославна плачет на нём?

Почему Ярославна плачет на юру (перевод Заболоцкого)? Что это?

Как плач Ярославны связан с предшествующим ему лирическим отступлением автора?

2) Образ Дуная. По берегам Дуная проходила граница русских земель.

- Образ Каялы. В летописи нет упоминания о реке, на которой происходило сражение Игоря с половцами. Одна из интерпретаций названия реки: от глагола «каяти» - «сожалеть, оплакивать». Река смерти. Можно провести параллель со Стиксом.

- Образ кукушки – посредницы между миром живых и миром мёртвых. Сказочная традиция: кукушка приносит живую и мёртвую воду для оживления героя. Сравнить с омыванием ран князя Игоря водой из реки Каялы.

- Образ забрала. Забрало – верхняя часть городских стен, по которой можно было ходить.

Забрало – самая высокая точка города.

Юр – открытое, многолюдное место.

Горе Ярославны разделяет весь народ.

3) В плаче Ярославны стирается граница между личным и общим, жизнью человека и жизнью рода, жизнью рода и жизнью народа.

Возобладание общих интересов над личными.

Анализ «Плача..»

--Почему эпизод называется «Плач Ярославны»?

--Что такое плач? Как понимается это слово по отношению к данному произведению?

--Чем необычен плач Ярославны?

--Как плач Ярославны связан с последующим эпизодом бегства Игоря из плена?

4)Словарная работа

Сходство: причина плача – какое-то горе (жалобный характер).

Отличия: вербальность, публичность. Одно из значений слова «плач» – «обрядовая жалобная песня» (словарь Ожегова и Шведовой). Плач в «Слове о полку Игореве» - церемониальная (этикетная) форма.

5) Сравните два эпизода: плач Ярославны и обращение к русским князьям. ( по вариантам 1в, 2в)

Вывод:

В «Слове о полку Игореве» создаётся образ Руси, находящейся на распутье, на пороге гибели. Можно провести параллель между образом Ярославны и образом Руси.

Итоговая беседа по теме урока

1. Как автор «Слова…» оценил исторические события? Каким человеком он вам представляется?

2. Как в слове «братие» отразилось идейное содержание поэмы?

3. Как относится автор к Игорю?

4. Почему «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора?

5. Какими чертами наделяет автор природу? Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью?

6. Кто она – Ярославна?

7. Что видят наши современники в этом памятнике непреходящего и вечного? Что вам кажется особенно актуальным в нём для сегодняшнего времени?

Рефлексия

Домашнее задание. Наизусть «Золотое слово Святослава», «Плач Ярославны»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!