Тема: Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.Образ Русской земли. Образ автора. Авторская позиция в «Слове…»
Цели: Изучение «Слова о полку Игореве» через эпизод «Плач Ярославны». Истолковать отдельные образы, возникающие в эпизоде. Выделить мотивы, связывающие образы в рамках эпизода. Определить роль плача Ярославны в художественном целом произведения.и урока:
Планируемые результаты обучения
1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;
2) предметные : применять на практике полученные знания
3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности
Оборудование: мультимедийная презентация; текст «Плач Ярославны», индивидуальные карточки
1.Орг.момент
2.Актуализация знаний и умений (тесты, слайд)
2.Целеполагание
Вспомним образы героев «Слово о полку Игореве» (назвать)
--Чей образ является центральным в сюжете «Слова…»? (образ Ярославны)
3.назовите тему, цель урока
4.Знакомство с княгиней Ярославной (проверка домашнего задания)
--сообщение учащихся о княгине
5.работа с текстом. Авторское чтение (видео)
6. Обобщающая беседа (слайды 3-7) Работа в паре
1)Почему жена Игоря названа по отчеству, а не по имени?
Почему голос Ярославны слышится на Дунае?
Что такое забрало? Почему Ярославна плачет на нём?
Почему Ярославна плачет на юру (перевод Заболоцкого)? Что это?
Как плач Ярославны связан с предшествующим ему лирическим отступлением автора?
2) Образ Дуная. По берегам Дуная проходила граница русских земель.
- Образ Каялы. В летописи нет упоминания о реке, на которой происходило сражение Игоря с половцами. Одна из интерпретаций названия реки: от глагола «каяти» - «сожалеть, оплакивать». Река смерти. Можно провести параллель со Стиксом.
- Образ кукушки – посредницы между миром живых и миром мёртвых. Сказочная традиция: кукушка приносит живую и мёртвую воду для оживления героя. Сравнить с омыванием ран князя Игоря водой из реки Каялы.
- Образ забрала. Забрало – верхняя часть городских стен, по которой можно было ходить.
Забрало – самая высокая точка города.
Юр – открытое, многолюдное место.
Горе Ярославны разделяет весь народ.
3) В плаче Ярославны стирается граница между личным и общим, жизнью человека и жизнью рода, жизнью рода и жизнью народа.
Возобладание общих интересов над личными.
Анализ «Плача..»
--Почему эпизод называется «Плач Ярославны»?
--Что такое плач? Как понимается это слово по отношению к данному произведению?
--Чем необычен плач Ярославны?
--Как плач Ярославны связан с последующим эпизодом бегства Игоря из плена?
4)Словарная работа
Сходство: причина плача – какое-то горе (жалобный характер).
Отличия: вербальность, публичность. Одно из значений слова «плач» – «обрядовая жалобная песня» (словарь Ожегова и Шведовой). Плач в «Слове о полку Игореве» - церемониальная (этикетная) форма.
5) Сравните два эпизода: плач Ярославны и обращение к русским князьям. ( по вариантам 1в, 2в)
Вывод:
В «Слове о полку Игореве» создаётся образ Руси, находящейся на распутье, на пороге гибели. Можно провести параллель между образом Ярославны и образом Руси.
Итоговая беседа по теме урока
1. Как автор «Слова…» оценил исторические события? Каким человеком он вам представляется?
2. Как в слове «братие» отразилось идейное содержание поэмы?
3. Как относится автор к Игорю?
4. Почему «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора?
5. Какими чертами наделяет автор природу? Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью?
6. Кто она – Ярославна?
7. Что видят наши современники в этом памятнике непреходящего и вечного? Что вам кажется особенно актуальным в нём для сегодняшнего времени?
Рефлексия
Домашнее задание. Наизусть «Золотое слово Святослава», «Плач Ярославны»