Люблю тебя, Петра творенье!
Образ Санкт – Петербурга
в русской литературе.
Методическая разработка
Учителя русского языка и литературы
Сташ Светланы Юнусовны
МБОУ СОШ №10
г. Краснодар
Люблю тебя, Петра творенье!
Тема урока: Образ Петербурга в русской литературе.
Вид урока: урок–путешествие,
урок развития речи, интегрированный,
урок – повторение изученного материала.
Цели урока:
1. Показать облик Северной столицы, отраженный в
русской литературе, в истории, архитектуре,
скульптуре и других видах искусства.
2. Познакомить учеников с достопримечательностями
Санкт - Петербурга, имеющими историческую и
культурную ценность.
3. Повторить изученный материал.
4.Развивать у учеников навыки целенаправленной работы
с текстом первоисточника, навыки комплексного анализа текста художественного произведения.
5.Воспитать в учениках любознательный интерес к
истории своей страны, ее историческим и культурным
ценностям, к произведениям художественной литера-
туры, осознание причастности к судьбе своей страны,
чувства гордости, любви к ней.
Оборудование: Портреты писателей, выставка книг, виды Санкт-
Петербурга (фотографии, открытки), географическая
карта, видеоматериалы
ТСО: мультимедиа.
Межпредметные связи: литература, история, география, эстетика.
ХОД УРОКА
Люблю тебя, Петра творенье!
А.С.Пушкин
Путешествие развивает ум, если,
конечно, он у вас есть.
Г. Честертон, англ. писатель
1.Словарная работа. (см. приложение № 1)
2.Вступление:
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путе-
шествие. И это будет путешествие не только в пространстве и во
времени, но и по страницам художественных произведений.
Из южного города Краснодара на Кубани (Жемчужины России)
мы отправляемся в город-герой, в город-музей, наделенный много-
численными эпитетами: Северная столица, Северная Пальмира, Северная Венеция… Взгляните на карту .
Историческая справка ( сообщение ученика) :
Сегодня Санкт-Петербург – важнейший после Москвы, промышленный, культурный, научный центр России. Расположен в устье реки Невы и на островах невской дельты ( 101 остров), в том числе и Васильевский, Заячий, Крестовский и другие. Крупный железнодорожный узел, значительный порт на Финском заливе Балтийского моря. Основан в 1703 году. До 1914 года назывался Санкт-Петербург, с августа 1914 - Петроград, а с 26 января 1924 года – Ленинград. 6 сентября 1991 года городу возвращено первоначальное название Санкт-Петербург.
С 1712 по 1918 год Санкт-Петербург был столицей государства. Днем образования города считается 16 мая 1703 года, когда по инициативе Петра I
началось строительство на Заячьем острове Петропавловской крепости.
Образы Санкт-Петербурга, своеобразные визитки города, овеянного
романтикой: белые ночи, разводные мосты, Памятник Петру I , многочисленные каналы , Исакиевский собор , Эрмитаж, Петропавловская крепость, Александро – Невская Лавра, Летний сад, Адмиралтейство, Александровская колонна и другие.
Названные достопримечательности знакомы нам по фильмам, по рассказам тех, кто побывал в Санкт – Петербурге, по произведениям русской литературы.
Но хорошо ли мы знаем этот удивительный город, который одарён самыми разными эпитетами: прекрасный, величественный, царственный, венценосный.
Санкт – Петербург – это город , краса и слава которого увековечены не только в камне, в живописи, в музыке, но и в литературе.
Имена выдающихся русских писателей и поэтов неразрывно связаны с ним. Это великий Пушкин, М.В. Ломоносов, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Белинский и другие.
Они жили в этом городе, творил, пели славу ему, обличали пороки, чтобы обнажить и исцелить его раны.
Повествование о торжественной красоте Санкт-Петербурга, его исторических подвигах и победах, восхищение его величественной статью, сыновняя любовь звучат во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»:
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн
(ученик читает наизусть)
Архитектурный облик города создан руками сотен тысяч безымянных строителей. А вот имена великих зодчих, создателей архитектурных шедевров, сегодня известны: Растрелли, Росси, Фальконе, Клодт, Монферран, Трезини, Захаров. Варонихин, Орловский, Камерун и другие.
Герой поэмы «Медный всадник», вглядываясь в пугающие черты лица бронзового Петра, невольно сравнивает его с необузданной стихией:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Царь Пётр велик своими viktorijami, деяниями, преобразованиями, но как сын своего жестокого века, как самодержец,он не останавливался перед человеческими страданиями, бесчисленными жертвами на пути к достижению цели, не ведал жалости. Об этом свидетельствуют история и произведения русских писателей.
Памятник Петру Великому на вздыбленном коне на Сенатской площади воздвигнут по указу Елизаветы Петровны в 1782 году. Автор скульптуры Фальконе.(см. приложение 2).
Композиция скульптуры близка образу Георгия Победоносца. В ней скрыта аллегория: его могучий конь копытом топчет змею, олицетворяющую коварство и силу врагов. Рука, простирающаяся вперёд, указывает на его неукротимый и ненасытный нрав, указует и зовёт к новым целям и свершениям. Сама скульптура напоена такой энергетикой, что смотрящему на неё передаётся неутомимое, порывистое желание действовать, творить, бороться, побеждать.
Памятник Петру 1 установлен на Сенатской площади. Именно здесь 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, вошедшее в историю как один из первых этапов освободительного движения в России, послужившее серьёзным толчком духовному и культурному развитию стра ны, источником вдохновения многим писателям, знавшим, дружившим с декабристами, наследовавшим их идеалы: А.С.Пушкин «Арион», «В Сибирь», в которых поэт признаётся, что не изменил своим идеалам, продолжает им служить и верит в их торжество; Н.А.Некрасов, воспевший подвиг жён декабристов в поэме «Русские женщины»; Л.Н.Толстой, написавший роман «Война и мир»,который первоначально бал задуман как повествование о судьбе декабриста….
Строительство Санкт-Петербурга началось с возведения на Заячьем острове Петропавловской крепости, названной так в честь святых Петра и Павла.
Собор крепости построен в 1714 году архитектором Доминико Тризини. Собор выполнен в готическом стиле. Шпиль собора достигает 122 метра в высоту. Собор - усыпальница русских царей. Здесь покоятся их останки.
С 1797 года крепость получила почётное звание Лавра.
С 1803 года с бастионов крепости стреляет полуденная пушка.
Здесь же, на территории крепости, находится печально известный Петропавловский равелин. – царская тюрьма, Русская Бастилия, в которой томились политические заключенные, в том числе декабристы и известные русские писатели: А.И.Радищев, Ф.М.Достоевский, Н.Г.Чернышевский.
Парадоксально то, что политический заключённый Чернышевский Н.Г. в одиночной камере написал революционный роман «Что делать?», который прошёл тюремную цензуру, литературную цензуру и увидел свет, став программным произведением революционно настроенной части общества.
С 1924 года крепость стала музеем.
На строительство Санкт-Петербурга и флота были брошены огромные силы и средства, и не сразу город стал ослепительным и великолепным.
Вот каким застал Петербург арап Петра Великого А.С.Пушкина, вернувшись из-за границы: «Через полтора часа они приехали в Петербург. Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над супротивлением стихий. Дома казались наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами. Государева коляска остановилась у дворца, так называемого Царицына сада.»
Герои произведений вместе с авторами удивляются, восхищаются красотами и богатством царских палат, дворцов, памятников… и заражают нас жгучим желанием увидеть, прикоснуться, вдохнуть этот чарующий аромат столицы. Роскошь и великолепие царских дворцов поражают воображение. А в царственном Петербурге их множество.
Так Вакула, герой повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», пообещав Оксане царские черевички, отправляется верхом на чёрте в столицу и с запорожскими казаками попадает во дворец.
. «Кареты остановились перед дворцом. Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу.
— Что за лестница! — шептал про себя кузнец,— жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой черт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!»
Капитан Копейкин – инвалид, ветеран войны 1812 года (поэма «Мертвые души») приехал в Петербург в поисках справедливости:
«Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете представить себе, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения,— словом, Семирамида, судырь, да и полно!»
Туристы со всего мира едут в Петербург, чтобы посетить Эрмитаж, который в их списке достопримечательностей занимает первое место. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира, сокровищница шедевров, которую без ложной скромности можно сравнить с Лувром.
Это Зимний царский дворец, зимняя императорская резиденция (архитектор Растрелли Б.Ф.
Это светлое величественное здание украшено скульптурами могучих Атлантов и изящных кариатид.
В Эрмитаже, переходя из зала в зал по зеркальному паркету, поднимаясь по лестницам с золоченными перилами, удивляясь изысканной лепке и орнаментам, диковинным росписям потолков, богатейшим хрустальным люстрам, вы будете, подобно Вакуле, изумленно любоваться не только убранством и оформлением комнат, но и бесценными произведениями великих художников мира: Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля,
Пикассо, Гогена, Дали, скульптурами Огюста Родэна, полотнами не менее известных и талантливых русских художников: А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина, В.Сурикова, Н.Рериха, И.Айвазовского, В.Васнецова, И. Репина…
Площадь перед Зимним дворцом носит название Дворцовая.
В честь победы в войне 1812 года в 1832 года воздвигнут Алексадринский столп на Дворцовой площади из монолитного камня, красного гранита, колонна свыше 22 м, вершину которой венчает фигурка ангела с крестом в поднятой над городом руке, словно он благословляет и защищает город. Фигурка ангела с чертами Александра I, он попирает крестом змею - символ победы добра над злом. Это работа архитектора Огюста Монферрана.(см. приложение 2).
Автор фигурки ангела - русский скульптор Борис Орловский.
Именно с Александринским столпом сравнивает Пушкин тот памятник, который он воздвиг себе в сердце русского народа.
Стихотворение А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
(читает ученик).
Листая страницы знакомого нам произведения, читаем:
Месье L`abe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя:
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил
Узнали? Назовите произведение.
Пойдём и мы в Летний сад – любимое место отдыха. За ажурной железной оградой - мир тишины, царство покоя, неги и вдохновения.
На аллеях - белые скульптуры древнегреческих героев.
Здесь, на главной аллее сада, мы встретим нашего старого, доброго знакомого, нашего учителя и друга Ивана Андреевича Крылова среди его многочисленных басенных героев (вспомните их): Мартышка с очками, Лиса, взирающая на виноград, жестокий Волк и невинный Ягненок, невежественная Свинья , квартет, Лебедь, Рак, Щука…
Что связывало великого баснописца И.А.Крылова, на баснях которого воспитаны десятки поколений с Петербургом? Как, почему памятник И.А.Крылову оказался в Летнем саду? ( сообщение учащегося)
Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собирать средства на создание монумента у народа. Два года шёл сбор.
В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту. А где поставить памятник? На какой-либо из городских площадей царь не разрешил. В конце концов памятник решили установить в Летнем саду.
Это было совсем не плохо. Поэт любил этот сад, частенько сиживал в нём на скамейке.
Скульптор Клодт изобразил Крылова, сидящим в своём обычном сюртуке, держащим раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни. Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Так на пьедестале появились животные, встречающиеся в баснях Крылова: Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка...
Сегодня мы можем увидеть их всех вместе. Правда, бронзовых. Сделать это не так трудно тем, кто живёт в Петербурге: нужно только сходить в Летний сад.
Вопросы для беседы:
__(Басня – небольшое, чаще стихотворное произведение сатирического характера, где в иносказательной форме обличаются пороки людей и общества; басня содержит нравоучение).
_-Назовите других русских баснописцев.
(Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов
В XX веке наиболее известные Д. Бедный, С. Михалков
А мы знаем и любим только басни И.А. Крылова).
Басни Крылова афористичны. Какие крылатые выражения вы вспоминаете в жизненных ситуациях? (из каких басен?)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
(«Лебедь, рак и щука»)
У сильного всегда бессильный виноват.
(«Волк и Ягнёнок»)
А вы, друзья, как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
(«Квартет»)
Кукушка хвалит Петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
(«Кукушка и Петух»)
-Ай, Моська, знать она сильна
Коль лает на Слона.
(«Слон и Моська»)
-Ах, ты пела, ты всё пела…
Так поди же, попляши.
(«Стрекоза и Муравей»)
Под впечатлением приятной встречи с И.А.Крыловым продолжим наше путешествие.
Перед вами ещё одно детище архитектора Монферрана- Исакиевский собор, часто упоминаемое в произведениях русской литературы. Его золоченный купол был виден издалека и узнаваем.
Построен в 1819-1858 г. В отделке Исакиевского собора принимали участие И.Витали, П.К.Клодт…, живописцы К.П. Брюллов, Ф.А.Бруни и др. Общая высота Исакиевского собора свыше 101-го метра. Ныне - музей.
Александро-Невская лавра, куда мы теперь направляемся, основана в 1710 году в память о победе Александра Невского над шведами. Представляет собой большой комплекс сооружений: Благовещенская церковь ( архитектор Трезини), Троицкий собор (архитектор Е.И.Старов)…
В некрополе при Александро-Невской Лавре находятся могилы знаменитых полководцев, деятелей русской культуры: А.Суворова, М.Ломоносова, Ф.Глинки, Ф.М.Достоевского и др. деятелей 18-20 веков.
Ныне здесь заповедник, в котором находится музей городской скульптуры.
Санкт-Петербург – колыбель русских писателей. Именно сюда приезжали они из далёкой провинции, чтобы покорить мир. Но прежде чем они стали известными, признанными писателями, им пришлось преодолеть немало серьёзных испытаний: это удивительная и славная судьба человека из народа, современника Петра – 1, писателя и учёного М.В.Ломоносова, мужеством, целеустремленностью, твёрдостью и упорством которого можно только восхищаться. В характерах и деяниях двух великих гениев: Петра-1 и М.Ломоносова – много общего. Отличает же их то, что один из них - могущественный властелин, царь; другой - сын архангельского рыбака. А слава уравняла их: вариант надписи на памятнике Петру 1 сочинил М.Ломоносов:
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков
Гласят сей град и флот, художества и войски
Гражданские труды и подвиги геройски.
Эти же слова можно отнести и к самому М.В.Ломоносову, который прославил и русскую науку, и русскую литературу.
Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский не понаслышке знали о страданиях и тяжёлой доле народа. Они хорошо знали безрадостную жизнь крестьян, понимали думы и чаяния своего многострадального народа.
Более того, Н.Некрасов, Н.Гоголь и Ф.Достоевский, оказавшись в Петербурге без средств к существованию, на себе ощутили страдания бедных и обездоленных людей, униженных и оскорблённых.
Так Н.А.Некрасов, сын своенравного, жестокого помещика, которого отец отправил в военное учебное заведение - в Дворянский полк, ослушавшись, твёрдо и бесповоротно решил посвятить себя литературе, поступить в университет. Отец наказал непокорного сыны: лишил его материальной поддержки. Так будущий поэт в чужом городе, холодном, мрачном, познал голод, нищету, бездомность. С мечтой об университете пришлось расстаться. На его долю выпали серьёзные испытания, ему пришлось много работать, отказывать себе в самом необходимом, но это не сломило его волю.
В 1845 году Н.Некрасов написал стихотворение «В дороге». Прочитав его, потрясённый В.Г.Белинский воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный». Этим стихотворением начался новый Н.Некрасов.
В стихотворениях Н.Некрасова, как в зеркале, отразилась жизнь русского народа: «На Волге», «Тройка», «Железная дорога», «У парадного подъезда», «Забытая деревня» / написано в 1855 году/.(читает ученик).
Став признанным поэтом, Н.Некрасов выкупил у Панаева журнал «Современник» (1847 год), когда-то принадлежавший А.С.Пушкину.
Неоценимую роль сыграл Н.А.Некрасов и его журналы «Современник», а затем «Отечественные записки» в развитии, становлении, расцвете русской литературы. Н.Некрасов собрал и сплотил самых талантливых писателей своего времени: И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого …
Непримиримые противоречия между эксплуататорами и крестьянами мы видим в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Он печатался в «Современнике» и «Отечественных записках».Сам себя называл непримиримым врагом крепостного права, хотя и вырос на его лоне.
Прочитав «Сказку о том, как один мужик двух генералов прокормил», испытываешь чувство протеста против рабской покорности мужика. Этот богатырь, сильный, умный, с умелыми руками, готов беззаветно и бескорыстно служить генералам. Он собственноручно сплёл веревку, которой его связали. Мужик спас их от голодной смерти на острове, смастерил лодку и доставил важных генералов домой, в Петербург, на Подьяческую улицу. Помните , как генералы отблагодарили своего спасителя?
- Выдали пятак серебром да рюмку водки.
Вот так эксплуататоры паразитировали на теле народа.
Этот мужик напоминает богатыря Савелия из поэмы «Кому на Руси жить
хорошо». Но он уже способен постоять за себя.
Писатели не случайно называют улицы, по которым проезжают их герои, на которых они останавливаются или живут. Посвященный читатель знает , что в Санкт-Петербурге, как и в других столичных городах мира, указание на определенный район, улицу содержит значительную информацию. Это прежде всего говорит о его социальном статусе, материальном благосостоянии. Подробное описание зданий,памятников, улиц, которые мы часто опускаем,не обращая внимания, несёт определённую нагрузку.
Итак, самая известная улица Санкт-Петербурга - Невский проспект.
Откроем одноимённую повесть Н.В.Гоголя: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».
В повести «Шинель» Н.Гоголь обнажил социальные контрасты столичного города. Безобидный, беззащитный мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, раздавленный жестокими условиями жизни, погибает,.
Равнодушны немые каменные громады города. Влажный, холодный, пронизывающий ветер – главный враг бедных. Новую спасительную шинель сняли грабители.
Социальная трагедия «маленьких людей», униженных в своём человеческом достоинстве, изображена Ф.М.Достоевским в произведениях: «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание»…
Сам Ф.М.Достоевский примыкал к тайному обществу петрашевцев. Они беседовали о социализме и критиковали правительство. Петрашевцев арестовали, в том числе и Ф.М.Достоевского. Его обвинили в чтении письма Белинского Гоголю, полного оскорблений в адрес церкви и правительства, приговорили к восьми годам каторги в Сибири.
Приговор, вынесенный Достоевскому, оказался суровым: перед тем, как приговоренным зачитали окончательное решение суда, с ними разыграли до предела жестокий фарс: объявили, что их ждёт смертная казнь, привели на плац, раздели до белья и первую партию узников привязали к столбам. И лишь затем зачитали настоящий приговор. Один из приговоренных сошел с ума. Переживания этого дня оставили глубокий след в душе Достоевского и никогда не изгладились из памяти.
В царское время, дабы устрашить народ и держать его в повиновении, чосто устраивали публичные казни и наказания. Достаточно назвать казнь стрельцов, отображенную на полотне художника Сурикова «Утро стрелецкой казни», казнь Е.Пугачёва в Москве, некрасовская Муза.
Вчерашний день, часу в шестом
Зашёл я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал , играя…
Показательна гражданская казнь Н.Г.Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге, где автора романа «Что делать?» поставили на колени и сломали над ним шпагу в знак того, что он лишается всех прав состояния .
Петербург не раз становился действующим лицом русской литературы. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в поэме «Медный всадник», но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-белый,
Сказка, холод и гранит…
С этими строчками перекликается стихотворение Н.А.Некрасова:
Столица наша чудная
Богата через край,
Житьё в ней нищим трудное,
Миллионерам – рай.
В.Г.Белинский признавался в письмах, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом, за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского, который разительно отличается от Петербурга Пушкина.
Перед читателем произведений Достоевского предстаёт не пушкинский Петербург – нарядная столица громадной империи, овеянная историческими преданиями, сосредоточившая в себе славу страны и власть над ней. Нет, Петербург Достоевского - это иной город: с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами-колодцами.
Разумеется, Достоевский помнил о дворцах знати, созданных прославленными зодчими, о прелестных парках с их узорчатыми чугунными оградами. Но ведь его герои не видели всего этого: обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы – и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках, и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.
Действие романа Достоевского «Преступление и наказание» разворачивается на фоне Петербурга 60-х годов.
«Редко где найдёте столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова.
Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек». его давит и в густой толпе, и в трактире «битком набитом», и коморках. Всё несёт на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.
Герой романа бедный студент Родион Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», в «шкафу», «гробу» - так именуется его конура
Вот комната Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давнее уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову.»
А как можно жить в проходном углу Мармеладова, где они ютятся всей семьёй?! /ч.4, гл.4./
Бедные люди снимали комнаты в подвальных, полуподвальных помещениях, куда редко проникал солнечный свет и свежий воздух, а значит болели и рано умирали. Другие, например, Раскольников снимал квартиру под самой крышей.
Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Всё вместе: интерьеры петербургских углов, пейзажные картины города, сцены его уличной жизни создают впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. В таких условиях и родилась теория Раскольникова.
Но русские писатели утверждают, что красота спасёт мир, что миром правит любовь. Герои Достоевского способны любить и жертвовать собой друг для друга.
Так Соня Мармеладова спасает от духовной и физической гибели Раскольникова, Макар Девушкин и Варенька поддерживают друг друга нежными, полными заботы и внимания письмами.
Продолжим наше путешествие.
Местом половничества многочисленных туристов являются и пригороды Петербурга:
Ораниенбаум (Ломоносов)., Петергоф и Царское село (ныне Пушкин).
Мы с вами сделаем остановку в Пушкине.
Центром архитектурного ансамбля является изысканный и роскошный Екатерининский дворец (архитектор Растрелли). (см. приложение 2)
Именно сюда приехала Марья Ивановна Миронова (героиня повести «Капитанская дочка», чтобы встретиться с императрицей). Вспомните, что привело ее сюда.
Скромная, застенчивая девушка спасла своего жениха от верной гибели, заступившись за него перед государыней, которая милостиво выслушав Машу, пригласила ее во дворец. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка» гл. XIV ст. 642) Петр Гринев был оправдан и освобожден).
Здесь же, в Царском Селе, находится прославленный Царскосельский лицей, пристроенный к царскому дворцу. Здесь вместе со своими сверстниками усердно учился великий Пушкин, где «Старик Державин нас заметил и,в гроб сходя, благословил». Здесь на всём «пушкинская печать»: он ходил по аллеям парка, вдыхая чистый, хрустальный воздух, на этой скамейке сидел под сенью дерев и сочинял свои бессмертные стихи… А войдя в лицей, вы увидите кабинет, парту, тесную келью лицеиста.
В Санкт–Петербурге много памятных мест, связанных с именем А. С. Пушкина:
Черная речка – место, где стрелялись Пушкин с Дантесом, защищая честь жены – блистательной Натальи Гончаровой-Пушкиной, которой он подарил свое пламенное сердце и много чудесных стихотворений. Одно из них – «Мадонна»:
Чистейшей прелести
Чистейший образец ,-
такой он знал и любил свою Натали.
А Дантес « … не мог ценить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал…»
Это музей–квартира на Мойке, 12, где умирал смертельно раненный поэт на руках своих друзей: В.Жуковского и В.Даля, имевшего медицинское образование и составлявшего каждый час бюллетень о состоянии здоровья Пушкина и сообщавшего людям, стоявшим на улице в ожидании чуда.
«Погиб поэт и взят могилой», но «к нему не зарастёт народная тропа» так же, как не зарастут дороги к Санкт-Петербургу:
Все флаги в гости будут к нам…
Сегодня перед нами современный, экономически и культурно высокоразвитый город с мировым именем, сохранивший былое великолепие царских времен и умело сочетающий их с современными достижениями цивилизации.
Но давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина строфа,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я.Маршак
Итак, мы убедились, что Санкт-Петербург – город=сказка, таинственный, загадочный, величественный памятник истории, архитектуры, литературы, культуры.
Мы познакомились только с малой частью достопримечательностей, а значит, нам предстоят и другие экскурсии.
Прощаясь с городом на Неве и увозя с собой незабываемые впечатления, вновь обратимся к Пушкину:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
.
Приложение 1
С Л О В А Р Ь
ЭОДЧИЙ - строитель, архитектор
ЭОДЧЕСТВО - искусство проектировать и строить здания. Архитектура
ВАЯТЕДЬ – художник, занимающийся ваянием.
ВАЯТЬ - создавать скульптурные изображения из камня, дерева, металла,
Кости и т.д. путём высекания, резания, лепки, отливки.
НЕКРОПОЛЬ - (гр.) кладбище, могильник.
ПАФОС – (гр.) страстное воодушевление, подъём (в речи, в труде)
ШЕДЕВР – (фр.) образцовое произведение, высшее достижение мастерства.
приложение 2
АРХИТЕКТОРЫ-СТРОИТЕЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУПГА
Воронихин Андрей Никифорович (1759 – 1814) – русский архитектор периода классицизма.Академик «перспективной живописи» профессор. Происходил из крепостных графа А.С. Строганова. Учился у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Работал в Петербурге и окрестностях. Выдающееся произведение Воронихина - «Казанский собор». Использовал синтез архитектуры и скульптуры. Здание горного института с монументальной коллонадой, обращенной к Неве. Участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе, в Павловске. Висконтиев мост, фонтан в Пулкове.
Клодт Петр Карлович (1805 – 1867 г) – русский скульптор, мастер бронзового литья, член ряда иностранных художественных академии. Лучшие работы: Бронзовые группы укротителей коней на Аничковом мосту (1833 – 1850 г) Памятник И.А. Крылову персонажами на пьедестале (1848 – 1845 г) в Летнем саду.
Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферан) русский архитектор, по происхождению француз. С 1816 года работал в России.
Исакиевский собор (1818 – 1858) .Александровская колонна (1830 – 1834)
Орловский Борис Иванович (1796 – 1834) – русский скульптор. Автор памятников Кутузовы и Барклаю – де – Толли в Петербурге, фигурка ангела на вершине Александровской колонны.
Растрелли Бартоломео Франченко (1675 – 1744) – русский архитектор, крупнейший представитель русского барокко (итальянец по происхождению).
Перестройка Большого дворца в Петербурге. В Царском Селе перестроил Екатерининский дворец, Парковый павильон Эрмитаж. Комплекс Смольного монастыря, Зимний дворец.. . Строил частные дворцы: в т.ч. Воронцовский,Строгановский дворец
Росси Карл Иванович (1775 – 1849) – русский архитектор, градостроитель, представитель классицизма. Михайловский дворец (ныне Русский музей), обширный ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств).Ансамбль главного штаба. Триумфальный въезд на Дворцовую площадь, Александрийский театр. Здание Сената и Синода. В Зимнем дворце создал военную галерею 1812 г.
Трезини Доменико (1670 – 1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. С 1703 г . работал в России.
Летний дворец Петра I
Собор Петропавловской крепости (1712 – 1733)
Здание университета
Фальконе Этьен Морис (1716 – 1791) – французский скульптор изящные композиции в духе раннего классицизма. «Пигмалион». Работал в Росси 1766 -78, где создал памятник Петру I в Петербурге. «Медный всадник» открыт в 1782г. Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале (гром – камень). Масса 1600 тонн.
Текст для художественного анализа
(Вступление к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий , стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Ответьте на вопросы:
1.Какие художественные средства языка использовал поэт?
2.Какова роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении?
3..Объясните лексическое значение слов: творенье, державное,
Подберите синонимы..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гоголь Н.В. «Мертвые души», М.,Просвещение, 1982.
(Приложение к 1 тому) с. 224
2.Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством», М.,»Детская литература»
1981. с.50.
3.Гоголь Н.В. «Повести» М.,Госполитиздат , 1963, с.3
4.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», М., Издательство
«Правда», 1977. с.29.
5.Пушкин А.С. Драматические произведения. Проза. М.Просвещение,1984
6.Пушкин А.С. Поэмы., М., «Детская литература»,1986, с.94