СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русской литературе на тему : Тема "маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Люблю тебя, Петра творенье,

                Люблю твой строгий, стройный вид,

                Невы державное теченье,

                Береговой её гранит…

 Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе на тему : Тема "маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»)»





Урок литературы в 10 классе

Тема «маленького человека» в творчестве

Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»).







Программа В.Я. Коровиной

Учебники: Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX в.» (М.: Просвещение),

В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература XIX в.» (М.: Русское слово)















Тема: Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»).

Цель:

- дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия темы «маленького человека», философской и духовной проблематике произведения, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей; о психологизме романа и художественных приёмах раскрытия темы;

- развивать монологическую речь учащихся и навыки ведения диалога;

- пробуждать у учащихся сочувствие к «униженным и оскорблённым».

Задачи:

-учить выделять и систематизировать информацию из услышанного и увиденного;

- совершенствовать навыки составления синквейна;

- показать, как Достоевский изображает «маленького человека».

Тип урока: урок-погружение.

Оборудование к уроку: аудиокнига «Петербург Достоевского», фотографии достопримечательностей Петербурга, иллюстрации к произведениям художника Шмаринова; аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена.

Использованные методы: исследовательский, репродуктивный; метод сравнительного анализа.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная.

Предварительное задание: всем прочитать роман Ф.Достоевского «Белые ночи», индивидуальное задание 2 учащимся – подготовить сообщение с презентацией (1.Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина (по произведениям «Станционный смотритель», «Медный всадник»), 2. Тема «маленького человека» в творчестве Н.Гоголя).

Ход урока.

I. Оргмомент. Приветствие учителя.

II.Вызов.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

На фоне музыки учитель читает:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

- Ребята, о каком городе идёт речь в этих стихах? Кто их автор?

- Да, так писал А.Пушкин об одном из самых интересных городов России – о Петербурге. Многое можно узнать об этом городе из произведений разных писателей, но свой, особенный, образ северной столицы создал Ф.М.Достоевский.

- Какой же он, Петербург Достоевского? Какие люди в нём живут? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

III. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока – Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского ( по роману «Бедные люди»). (Слайд 1).

- Какие слова обращают на себя большее внимание? (Маленькие, бедные)

IV. Словарная работа (Осмысление темы урока).

- Давайте уточним: когда можно сказать «бедный человек»? Подберите синонимы к слову бедный. Запишите их в тетрадь…

- А теперь подберите синонимы к слову маленький.

- Перечитайте записанные вами слова. А вот возможные синонимические ряды к этим словам. (Слайд 3: бедный – нищий, нуждающийся, обездоленный, несчастный, униженный, неимущий, жалкий, скудный; маленький - незаметный, незначительный, небольшой)

- Думаю, в ходе урока вы сможете определить, какие их этих синонимов помогут охарактеризовать «маленького человека», о котором литературовед Ю.А. Бельчиков сказал: « Маленький человек» - представитель демократических слоев, человек из народа – с благословения Пушкина, Гоголя и Белинского – стал подлинным, действительным героем русской литературы» (слайд 4).

V. Работа с таблицей.

- Для подтверждения этих слов рассмотрим таблицу «Герой своего времени». (Слайд 5).

- Мы видим, что писатели XIX-XX веков стараются дать свое понимание универсальной лермонтовской формулы; здесь представлены типические характеры русской литературы, и «маленький человек» занимает свое место: есть у него предшественники, и есть те, кто и после него почти полностью повторил его судьбу.

Обратите внимание, что одна ниша в таблице пустая – здесь будет имя одного из героев романа «Преступление и наказание », который нам предстоит изучить. Позднее мы запишем это имя.

- А сейчас давайте вспомним, кто из предшественников Достоевского раскрывал тему «маленького человека». Слово предоставляется вашим одноклассницам, которые напомнят о литературных героях, чьи судьбы схожи с судьбой главного героя романа «Бедные люди».

VI. Выступления учащихся о творчестве Гоголя и Пушкина. Презентации учащихся.

VII. Вступление к анализу романа «Бедные люди».

- Тема «маленького человека» раскрывается и в произведениях Достоевского, отличительной чертой которых является психологизм (слайд 6: Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя, отличающееся подробностью и глубиной). Запомните это определение. Это поможет охарактеризовать героев Достоевского, который говорил (слайд 7): «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и если будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

- Обратите внимание – хочу быть человеком! Наверное, каждый из нас должен помнить эти слова. Давайте попробуем определить, что нового внес Достоевский в раскрытие темы «маленького человека». Вспомните его произведение «Бедные люди».

VIII. Работа по роману «Бедные люди».

- Каков жанр этого произведения? (Эпистолярный роман, т.е. роман в письмах)

- Как вы думаете, почему Достоевский избирает именно такой жанр? (Главная цель писателя – передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем.)

- Кто главные герои произведения? Каково ваше отношение к ним? Какими вы их представляете?

- Современникам Достоевского связь «Бедных людей» с «Шинелью» Гоголя была очевидной. Они понимали, что роман Достоевского – это движение русской литературы вперед.

- Чем же Макар Девушкин похож на Акакия Акакиевича Башмачкина? (Девушкин беспредельно унижен, он даже не осмеливается признать себя несчастным. Его жизненная позиция, поведение – как у Башмачкина…)

Сам Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь, как он говорил, была наполнена каторжным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге, в долгах, в терзаниях.

- Найдите в тексте или вспомните эпизоды, где показано унижение Макара Девушкина и других людей (письмо от 1 августа,3 августа,4 августа, 5 августа, 9 сентября). Какие эпизоды говорят о тяжести их жизни? Давайте прочитаем 1 эпизод.

- Чтобы показать принадлежность Макара Девушкина к миру «маленьких людей», Достоевский не только рассказывает об отношении к нему тех людей, кто стоит выше него по чину, но использует и другие художественные средства.

- Работая в парах, заполните таблицу, как оценивает себя Девушкин и в каких условиях он живет. (См.приложение)

Самооценка Девушкина

Интерьер





- Каковы результаты вашего поиска? Прочитайте цитаты из текста.

- Достоевский, опираясь на традицию физиологического очерка, показывает читателям не только различные социальные типы, но и губительную для них среду: дома, улицу, районы города. Петербург с его трагическим и мистическим ореолом помогает полнее раскрыть внутренний мир героев, оттеняет, высвечивает их душевные переживания. При чтении романа «Преступление и наказание» также обратите особое внимание на описание города.

- А теперь посмотрите дополнительно на таблицу и скажите двумя словами, как живет Макар Девушкин. (Ответ: в смирении и нищете). Как он относится к своей жизни? (Ответ: только иногда он задает себе вопрос о несправедливости жизни, но почти сразу возмущение сменяется покорностью судьбе).

- «Маленький человек» - это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаяния всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающего свое бессилие перед жизнью. Но пророй и он способен на протест.

Достоевский поднимает в «Бедных людях» тему самоутверждения. В Девушкине, который «у господ чуть ли не хуже ветошки» возникает сознание своей человеческой ценности. Макар Алексеевич впервые оказался кому-то нужным. Любовь к Вареньке выпрямляет его. (Слайд 8: «И я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек» ).

- Как Макар Девушкин помогал Вареньке? ( Ответ: он считал свою помощь некоторой благотворительностью, он нем хотел, чтобы Варенька считал его бедняком, думающем лишь о деньгах на пропитание. Он любит Вареньку).

- Это и доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен на высокие чувства. Этим и отличается герой Достоевского от героя Гоголя Башмачкина – Макар Девушкин тоже беден, живет впроголодь, копит деньги, но на цели более высокие. Ничтожность его существования не делает его жалким и смешным. В нем есть гордость и чувство собственного достоинства. Достоевский пошел дальше Гоголя: его интересуют не только общие материальные условия жизни человека, но трагическая сложность его душевных переживаний. Описывая внутренний мир своих героев в романе «Бедные люди», Достоевский рисует перед читателями и образ Петербурга, мертвенного, холодного, грязного, равнодушного к судьбе человека. Этот же город с жизнью «униженных и оскорбленных» показан и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

- А сейчас завершим наш разговор о «маленьком человеке» составлением синквейна. Ключевое слово - фамилия главного героя романа «Бедные люди» - Девушкин.

Дети составляют синквейн (Слайд 12). Образец: 1. Девушкин.

2. Бедный, оскорбленный.

3. Страдает, нищенствует, любит.

4. Девушкин обрел душевный покой.

5. Человек!

- Белинский говорил, что Достоевский, рассказывая об обездоленных людях, живущих на чердаках и подвалах, утверждал о них такую мысль: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

Думаю, в наше непростое время эта мысль актуальна, что подтверждают слова Чингиза Айтматова: « В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». И каждый из нас должен стремиться быть гуманным!» (Слайд 13).

- Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?

- Спасибо за урок!

Домашнее задание: Подумайте, кого из героев романа «Преступление и наказание» можно отнести к «маленьким людям»?



Список литературы:

  1. Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979;

  2. Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.

  3. Достоевский Ф.М. Бедные люди . М. Художественная литература.1995;

  4. Каплан И.Е. Русские писатели XIX века о своих произведениях.. М.: Издательство «Новая школа» 1995.



Приложение

Самооценка Девушкина

Интерьер

Живу помаленьку, втихомолочку живу;

Я - то не ропщу и доволен;

Я такой тихонький;

Я сыт, одет, обут – не графского рода;

Я смирненький, добренький;

Одного боюсь: сплетен боюсь;

Положение было пребедственное;

Я сам запуган и загнан;

Поживешь и попривыкнешь к запаху;

Потерял к себе уважение

В какую трущобу я попал, здесь шум, крик, гвалт;

Коридор совершенно темный и нечистый.

Я живу в кухне, правильнее возле кухни, комнатка небольшая, уголок такой скромный, живу в этой комнате за перегородкой, - дешевле.

Жил, у чужих людей углы нанимая.

Черная лестница – грязная ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает.

У нас чижики мрут – не живут в нашем воздухе.



5