Разработка урока по литературе в 5 классе
Тема: Введение Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии; заинтересовать предметом – литературой; сообщить задачи по предмету, которые ставятся в этом учебном году; поговорить о роли книги в жизни человека.
Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению художественных произведений русских и зарубежных авторов.
Тип урока: урок-беседа, урок-экскурс.
Оборудование: записи на доске, проектор,учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной,литературоведческий словарь, высказывания писателей о роли книги в жизни человека и общества.
Тип урока: вводный,урок-беседа
Ход урока
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
I.Организационный момент
1) Пепекличка ( Первое знакомство с детьми. Игра « Узнай одноклассника лучше»)
2) Подпись тетрадей.
3) Ознакомление с требованиями по ведению тетрадей.
4) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Беседа:
— Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? Уроки чтения, литературного чтения.
— Чему вы еще учились, что делали на этих уроках? Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы.
— На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература.
Что это такое?
III. Объяснение нового материала
Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.
Читать, т.е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.
Учитель: «Ребята, а как вы думаете, могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу, книгу в целом? Одинаковые ли это понятия - «любить читать» и «уметь читать».
(Ответы и рассуждения учащихся о том, что значит «любить читать», «уметь читать»).
Запись в тетрадь:
Литература (лат. Litera -буква) — «написанное буквами».
Литература- это искусство слова, в котором окружающая жизнь изображается при помощи образного слова.
- А какие виды искусства вы еще знаете? С помощью чего они изображают жизнь?
1. Литература - слово
2.Музыка - звук
3.Хореогрфия - движение
4.Изобразительное искусство- цвет
5.Кино, театр – слово, звук, движение, цвет.
Функции литературы:
1.Познавательная.
2. Воспитательная.
3.Эстетическая.
II. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Чтение статьи учебника, беседа стр.3-5
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 4)1.
— Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?
Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.
В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей
— Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено?
На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля.
— Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?
— Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?
III. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним
— Перед нами учебник литературы для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой книгой.
Курс начальной школы предусматривает основные навыки знакомства с книгой. Школьники уже знают, что такое обложка, узнают автора, находят оглавление и по нему делают выводы о содержании книги. Учитель может следовать за активностью класса и слегка корректировать ответы учеников. Если класс недостаточно активен, поможем детям вопросами:
— С чего начинается знакомство с книгой?
Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски.
Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.
Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских2 художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.
Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 7-е издание, переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и что он состоит из двух частей.
— Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.
— Нравится ли вам внешний вид учебника?
— Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?
В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.
Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
— В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?
Ученики узнают, что издательство называется «Просвещение», что оно находится в Москве, а типография в Твери.
— Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?
Ученикам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. Возможно, впервые дети встречаются с произведениями М.В. Ломоносова,
А. Погорельского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова.
— Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?
Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.
Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 307—314 в 1 части и с. 293—300 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 300—306 в 1 части и с. 289—292 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285—288).
Физкультминутка ( 2 мин)
— Первые страницы книги, по которой нам предстоит заниматься, мы уже прочитали. Теперь прочитаем, что говорят об учении русские пословицы (2-й вопрос рубрики «Обогащаем устную речь», с. 6).
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Приведенные в учебнике пословицы говорят о важности учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.
При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».
«Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.
Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.
«Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.
«Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.
Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.
Учитель предлагает учащимся прочитать на экране высказывания великих писателей и поэтов о роли книги в жизни человека, (выведенные через проектор). Необходимо ученикам самим разъяснить смысл данных высказываний и порассуждать об их значении.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Александр Блок.
Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
Максим Горький.
Ученики подробно объясняют смысл высказывания великих писателей, рассуждают по поводу сказанного великими людьми.
V.Закрепление материала
Л – источник знаний;
И – искусство слова;
Т – книга;
Е - воспитывает;
Р – учит;
А- художественная;
Т – пергамент;
У- писатели;
Р- Древняя Русь;
А- Ярослав Мудрый.
VI. Домашнее задание
Читать конспект в тетради. Найти в сборниках пословицы и поговорки о книге и чтении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь, уметь их объяснить.
V II.Рефлексия ( подведение итогов)
1Здесь и далее страницы даны по первой части учебника, указанного в Предисловии издания.
2