Тема: Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Язык произведения. Переводы «Слова…»
Цель урока:
дать понятие о жанре, сюжете и композиции “Слова о полку Игореве”, проанализировать образ князя Игоря, определить какую роль несет «золотое слово» Святослава, определить идею, основную мысль произведения.
развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
Планируемые результаты обучения
1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;
2) предметные : применять на практике полученные знания
3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности
Оборудование: мультимедийная презентация; текст «Слова…», индивидуальные карточки
1.Орг.момент
2.Актуализация знаний и умений
Работа с литературоведческими понятиями. Делаем записи в тетради.
А) Жанр. Что такое жанр?
Жанр – это исторически сложившаяся разновидность (тип) литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
Жанр «Слова о полку Игореве»: особенности и проблемы жанра «Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году. И с тех пор исследователи определяли жанр по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, воинскую, повесть, былину, ораторскую речь и т. д. Как определяли жанр «Слова» в XIX веке? Литераторы и историки XIX века расходятся во мнениях, к каком жанру относится «Слово о полку Игореве». Первый издатель «Слова» М. М. Херасков называет его песнью. Знаменитый историк Н. М. Карамзин пишет о «Слове» как об "отрывке поэмы". Историк Ф. И. Буслаев считает «Слово» исторической поэмой с элементами древней мифологии. Ученый-историк М. А. Максимович называет «Слово» песней: "..."Песнь о полку Игореве" ... есть первородный, изящный образец собственно-русской, настоящей исторической поэмы.
Вывод: «Слово...» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.
Что такое композиция литературного произведения?
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Целеполагание.
-Прочитайте композицию «Слова», составленную дома. Какие элементы композиции мы рассмотрели? На каком мы остановились? ( на кульминации)
--Какой эпизод составляет кульминацию произведения? О чем будем говорить сегодня. О «золотом слове Святослава»
--Назовите тему урока, цель.
Обобщающая беседа (слайд) работа в паре
---Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?
---Каковы для Руси последствия поражения Игоря?
---Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?
---Назовите причины поражения Игоря(слайд)(разобщенность сил. несогласованность действий, "жажда славы".)
---Куда действие переносится во второй части?
(слайд) Сон Святослава)
Комментированное чтение сна.
чтение монолога
Словарная работа:
Каждое выражение символизирует что-то:
«Чёрное покрывало» - смерть
«Тесовая кровать» - гроб
«Крупный жемчуг» - слёзы
«Синее вино» - жизнь
--как бояре объяснили сон?
Чтение «Золотого слова» Святослава
Беседа:
---О чем говорит Святослав?
-Кому обращено его слово? (К Русской земле, ко всем ее князьям)
--Каким вы увидели Святослава?
--Как общая идея памятника — идея единства Русской земли — связана с образами князей?
--Чьи имена он называет?
--С какой целью автор вводит в сюжет «Золотое слово»Святослава?
( Природа словно Бог, слушает людские страдания и приходит на помощь хорошим людям. Природа и человек в этой песне – единое целое. Без русской природы не будет русской человеческой общины. 14. Святослав просит помощи у других князей, которые заняты делением власти и имущества. Святослав называет имена своих сыновей: Всеволода и Игоря.)
--Чем 2 часть «Слова…» отличается от 1 части по смыслу и жанровым особенностям?
--Почему автор назвал речь Святослава «золотым словом»?
Творческая работа (в паре) Определить тропы
Старые слова, вещие персты, светлое солнце, мечи булатные, светлый князь (эпитеты)
серым волком по земле; сизым орлом под облаками; живые струны; ум князя уступил желанию; (метафора)
Словно лебеди распущенные; Соловей старого времени; Поскакал горностаем к тростнику; (сравнение)
Князь великий Всеволод…
Велик ты, Игорь-князь…(обращение)
Итоги.
Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайд №17.
• Жанр «Слова» - житие. НЕТ
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА
• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ
• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ
Рефлексия
--Легко ли вам было читать «Слово..»? (Язык «Слова о полку Игореве» нельзя назвать «литературным» в том смысле, в каком можно назвать язык летописи, проповедей его эпохи. Оттого так трудно читать и понимать «Слово». Язык «Слова о полку Игореве» близок к более изменчивой, живой, устной речи его времени, к поэтической традиции иного порядка, чем церковно-моралистическая письменность.
Исторические факты для автора «Слова» — лишь материал, который он излагает творчески свободно, игнорируя точную документальность и хронологическую последовательность изложения.
Домашнее здание: дочитать «Слово..», Подготовить историческую справку о княгине Ярославне. Характеристика образа Ярославны