СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения.  Язык произведения. Переводы «Слова…»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 9 классе»

Тема: Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Язык произведения. Переводы «Слова…»


Цель урока:

  1. дать понятие о жанре, сюжете и композиции “Слова о полку Игореве”, проанализировать образ князя Игоря, определить какую роль несет «золотое слово» Святослава, определить идею, основную мысль произведения.

  2. развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;

Планируемые результаты обучения

1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;

2) предметные : применять на практике полученные знания

3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности


Оборудование: мультимедийная презентация; текст «Слова…», индивидуальные карточки



1.Орг.момент

2.Актуализация знаний и умений

Работа с литературоведческими понятиями. Делаем записи в тетради.

А) Жанр. Что такое жанр?

Жанр – это исторически сложившаяся разновидность (тип) литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.

- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

Жанр «Слова о полку Игореве»: особенности и проблемы жанра «Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году. И с тех пор исследователи определяли жанр по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, воинскую, повесть, былину, ораторскую речь и т. д. Как определяли жанр «Слова» в XIX веке? Литераторы и историки XIX века расходятся во мнениях, к каком жанру относится «Слово о полку Игореве». Первый издатель «Слова» М. М. Херасков называет его песнью. Знаменитый историк Н. М. Карамзин пишет о «Слове» как об "отрывке поэмы". Историк Ф. И. Буслаев считает «Слово» исторической поэмой с элементами древней мифологии. Ученый-историк М. А. Максимович называет «Слово» песней: "..."Песнь о полку Игореве" ... есть первородный, изящный образец собственно-русской, настоящей исторической поэмы.  

Вывод: «Слово...» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.



Что такое композиция литературного произведения? 

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Целеполагание.

-Прочитайте композицию «Слова», составленную дома. Какие элементы композиции мы рассмотрели? На каком мы остановились? ( на кульминации)

--Какой эпизод составляет кульминацию произведения? О чем будем говорить сегодня. О «золотом слове Святослава»

--Назовите тему урока, цель.

Обобщающая беседа (слайд) работа в паре

---Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?

---Каковы для Руси последствия поражения Игоря?

---Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?

---Назовите причины поражения Игоря(слайд)(разобщенность сил. несогласованность действий, "жажда славы".)

---Куда действие переносится во второй части?

(слайд) Сон Святослава)

Комментированное чтение сна.

  1. чтение монолога

Словарная работа:

Каждое выражение символизирует что-то:

«Чёрное покрывало» - смерть

«Тесовая кровать» - гроб

«Крупный жемчуг» - слёзы

«Синее вино» - жизнь


--как бояре объяснили сон?

Чтение «Золотого слова» Святослава

Беседа:

---О чем говорит Святослав?

-Кому обращено его слово? (К Русской земле, ко всем ее князьям)

--Каким вы увидели Святослава?
--Как общая идея памятника — идея единства Русской земли — связана с образами князей?

--Чьи имена он называет?

--С какой целью автор вводит в сюжет «Золотое слово»Святослава?

( Природа словно Бог, слушает людские страдания и приходит на помощь хорошим людям. Природа и человек в этой песне – единое целое. Без русской природы не будет русской человеческой общины. 14. Святослав просит помощи у других князей, которые заняты делением власти и имущества. Святослав называет имена своих сыновей: Всеволода и Игоря.)

--Чем 2 часть «Слова…» отличается от 1 части по смыслу и жанровым особенностям?

--Почему автор назвал речь Святослава «золотым словом»?



Творческая работа (в паре) Определить тропы

  1. Старые слова, вещие персты, светлое солнце, мечи булатные, светлый князь (эпитеты)

  2. серым волком по земле; сизым орлом под облаками; живые струны; ум князя уступил желанию; (метафора)

  3. Словно лебеди распущенные; Соловей старого времени; Поскакал горностаем к тростнику; (сравнение)

  4. Князь великий Всеволод…

Велик ты, Игорь-князь…(обращение)



Итоги.
Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайд №17.

• Жанр «Слова» - житие. НЕТ

• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА

• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА

• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ

• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ



Рефлексия

--Легко ли вам было читать «Слово..»? (Язык «Слова о полку Игореве» нельзя назвать «литературным» в том смысле, в каком можно назвать язык летописи, проповедей его эпохи. Оттого так трудно читать и понимать «Слово». Язык «Слова о полку Игореве» близок к более изменчивой, живой, устной речи его времени, к поэтической традиции иного порядка, чем церковно-моралистическая письменность.
Исторические факты для автора «Слова» — лишь материал, который он излагает творчески свободно, игнорируя точную документальность и хронологическую последовательность изложения.



Домашнее здание: дочитать «Слово..», Подготовить историческую справку о княгине Ярославне. Характеристика образа Ярославны




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!