Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством СТ. Аксакова; обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев, делить текст на части, делать выборочный пересказ.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества СТ. Аксакова.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности).
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте про себя.
На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснется, к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша.
— Прочитайте медленно (еще: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке? (Мы будем работать над сказкой.)
— Определите задачи урока.
IV. Работа по теме урока
(Физкультминутку учитель включает в урок в необходимое время.)
— А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их и получим план пересказа.
(Приводим примерный план и деление на части.)
I часть
«Заказы дочерей» (до слов «Поехал он в путь, во дороженьку», с. 196).
II часть
«Два подарка нашел» (до слов «Бродит он по тому лесу дремучему...», с. 196).
III часть
«Заблудился в дремучем лесу» (до слов «Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 197).
Ш часть
«Вот он — цветочек аленький!» (до слов «И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 198).
Участь
«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов «И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора...», с. 200).
VI часть
«Встреча с любимыми дочерями» (до слов «Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 202).
VII часть
«Дочери мои любимые, выручайте!» (до слов «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных...», с. 204).
VIII часть
«Жизнь девушки во дворце» (до слов «Если ты стар человек — будь мне дедушка...», с. 206).
Ш часть
«Покажись мне, верный друг!» (до слов «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», с. 207).
X часть
«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов «И прошло тому немало времени...», с. 208).
XI часть
«Недобрый сон» (до слов «Стала она заверять словами заветными и клятвами...», с. 209).
XII часть
«Дома, с родными» (до слов «И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 210).
XIII часть
«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское бездыханен, мертв» (до слов «Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые...», с. 212).
ХШ часть
«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).
— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
— Можно ли назвать сказку СТ. Аксакова волшебной? Почему?
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VI. Подведение итогов урока
— Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? (Аленький цветочек — символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под ее воздействием человек преображается.)
Домашнее задание
Подготовить пересказ любой части, проиллюстрировать ее.