СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению 4 класс " Обобщающий урок по разделу " Поэтическая тетрадь" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний обучающихся по разделу " Поэтическая тетрадь".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению 4 класс " Обобщающий урок по разделу " Поэтическая тетрадь" "»

Тема :Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель : обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь»

: обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь.»

Задачи: расширить кругозор обучающихся о жизни и творчестве поэтов серебряного века, создать условия для развития грамотной, выразительной речи обучающихся, развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Начинаем наш урок.

Теме подведём итог.

Будем знания обобщать

И на вопросы отвечать.

II. Сообщение темы и задач урока.

У. На уроке мы обобщим полученные знания, расширим свой кругозор - познакомимся с интересными фактами из жизни поэтов.

Будем читать стихотворения наизусть, говорить об их поэтических особенностях, отвечать на вопросы, работать в парах, обмениваясь мнениями, сочинять, развивать память, мышление, творческие способности.

III. Подготовка к восприятию материала.

У. Вспомните как назывался раздел, произведения которого мы закончили изучать?

Д. Поэтическая тетрадь.

У.  Какое название вы дали "Поэтической тетради № 2"?

Д. "Мне вспомнились детства далекие годы", «Воспоминания о детстве».

У. Какие произведения вошли в нее?

Д. Стихотворения В.Я. Брюсова "Опять сон", "Детская", С.А. Есенина "Бабушкины сказки", М.И. Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства".

У. Что объединяет эти произведения?

Д. Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства.

У. Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства?

Д. - Думаю, что нельзя, как бы нам этого ни хотелось.

- А я думаю, что можно, через воспоминания, рассматривая фотографии.

У. Поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Им для этого нужны лишь бумага, ручка или карандаш. Сможем ли мы с вами перенестись в Страну Чужого Детства? Что нам необходимо для этого?

Д. Книги и немного фантазии.

IV. Детские годы поэтов.

  1. Сообщение и показ презентации заранее подготовленными учащимися о В.Я. Брюсове.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам.

Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

Выступающий ученик задаёт вопрос классу:

- Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?

Д. Подвижным, любознательным мечтателем.

Чтение наизусть стихотворения «Детская»

У. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

Д. Весёлым, задорным … Все дети любят играть, и поэт передал настроение ребят во время любимой ими игры «Палочка-выручалочка» или «Догонялки», «Пятнашки»

У. Какую рифму использовал поэт в этом стихотворении?

Д. Опоясывающую в 1 и 4 четверостишии, параллельную во 2 и 3.

Чтение наизусть стихотворения «Опять сон»

У. Какой сон приснился автору?

Д. Страшный.

У. Какие картины вам представились?

Д. Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам…

У. Хотели бы вы увидеть такой сон?

Д. Нет

У. Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

Д. Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём

У. Какую рифму использовал поэт в этом стихотворении?

Д. Перекрёстную

IV. Детские годы поэтов.

  1. Сообщение о В.Я. Брюсове.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам.

Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

Выступающий ученик задаёт вопрос классу:

- Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?

Д. Подвижным, любознательным мечтателем.

Чтение наизусть стихотворения «Детская»

У. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

Д. Весёлым, задорным … Все дети любят играть, и поэт передал настроение ребят во время любимой ими игры «Палочка-выручалочка» или «Догонялки», «Пятнашки»

Беседа по стихотворению «Опять сон»

У. Какой сон приснился автору?

Д. Страшный.

У. Какие картины вам представились?

Д. Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам…

У. Хотели бы вы увидеть такой сон?

Д. Нет

У. Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

Д. Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём.

2. Сообщение о С.А. Есенине.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ему шел третий год, когда отец уехал в Москву. Сережа рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями. Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Сережа стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. Бабушка его ругала, но при этом любила внука. От нее и услышал будущий поэт задушевные песни, народные сказки, духовные стихи. С пяти лет Сережу учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.

Выступающие ученики задают вопрос классу:

-  Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин?

Д. Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным.

Чтение наизусть стихотворения «Бабушкины сказки»

У. О ком вспоминает поэт в этом стихотворении?

-С каким чувством он вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

На какие хитрости шли дети, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

3. Сообщение о М.И. Цветаевой.

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец - основатель московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать - пианистка. Стихи Марина начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать. В 1910 году (в 18 лет) на собственные деньги издала первую книгу "Вечерний альбом", в которой прощается со своим детством. Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности.

Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.

Выступающие ученики задают вопрос классу:

- Какой вы представили маленькую Марину Цветаеву?

Д. Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству.

Чтение наизусть стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»

У. Какими чувствами наполнено стихотворение?

Д. Под детскими ногами, о детском времени

У. Найдите олицетворения

Д. Тропинка бежит, Ока лениво движется.

ФИЗМИНУТКА «Мы маленькие дети»

V. Символы творчества поэтов.

- Ребята, а сейчас мы с вами изобразим символы творчества поэтов с творчеством которых мы с вами работали в этом разделе.

1. Я считаю, что символом творчества В.Я. Брюсова может стать звезда. Поэт был многогранным человеком: он писал о природе, о любви, о человеке, и творчество его было многогранным: он был и поэтом, и прозаиком, и критиком, и переводчиком, и литературоведом, и историком.

Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь. За эти годы он прошел необычайно яркий путь. Он считается классиком символизма. Он твердо верил в свою звезду.

2. Я считаю, что символом творчества Сергея Есенина может стать клен. Поэт всю жизнь считал, что нет ничего лучше родных раздолий, родительского дома. Его образ он хранил в сердце, будучи далеко от дома - в Петербурге, в Москве, за границей.

Есенин боялся, что пока он находится вдалеке от родного дома, там что-то изменится. Вот и просил поэт клен, росший неподалеку от его избы, посторожить ее, сохранить все вокруг таким, каким запомнил. И казалось ему, что кудрявый клен его понимает как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

А еще Сергею Есенину казалось, что они с кленом похожи.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

3.Я думаю , что символом творчества Марины Цветаевой является рябина. Марина Цветаева родилась в ночь с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника - Иоанна Богослова.

О своем рождении она написала такие строки:

Красною нитью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.


У. Рябина станет символом цветаевских стихов и самой ее жизни - горькая, яркая. В 1992 году был открыт первый в России памятник Марине Цветаевой. Автор памятника, уфимский скульптор Ю.Ф. Солдатов, запечатлел юную Марину с веточкой рябины.



VI Выполнение тестов.

  1. Как зовут Брюсова?

  1. Яков Валерьевич

  2. Валерий Яковлевич

  3. Александр Сергеевич

  1. Какое стихотворение написал С.А. Есенин?

  1. « Бабушкины сказки.»

  2. « Наши царства.»

  3. « Детская.»

  1. Кто написал стихотворение « Наши царства.» ?

1)С.А. Есенин

2) В.Я.Брюсов

3)М.И.Цветаева

4. Из какого произведения эти строки?

Что под нами, под цветами,

За железными столбами?

  1. « Бабушкины сказки»

  2. « Детская»

  3. « Бежит тропинка с бугорка…»

5.Найдите слово, которое означает место, заросшее непроходимым лесом.

1) чаща

2) бурелом

3) дебри

6. Найдите значение слова « бегемот» .

1)животное

2)зверь

3)гиппопотам

7. Что значите опостылеть?

1) замёрзнуть

2) надоесть

3) голодать

8.Из какого стихотворения эти олицетворения?

Тропинка бежит. Ока лениво движется.

1) « Детская»

2) « Бежит тропинка с бугорка...»

3) « Опять сон»

9.Подберите рифму к строчкам .

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи … .

Притворимся, что не … ,

Если мама спать зовёт.

  1. Идём, видим

  2. Идём, слышим

  3. Течёт, слышим.

10. Отгадайте загадку и укажите, в каком стихотворении об этом говорится. Сон.

Слаще мёда,

Тяжелей железа

В магазине не продаётся

И на базаре не купишь.

  1. « Наши царства»

  2. « Детская»

  3. « Опять сон»

11. Определите жанр произведения по его признакам: есть ритм, рифма, точность.

1) сказка

2) басня

3) стихотворение

12.О каком поэте идёт речь в этих строчках?

Он родился 13 декабря 1873г. в Москве в купеческой семье. Писать стихи начал в восемь лет.

  1. о С.А. Есенине

  2. о В.Я. Брюсове

  3. о М.И. Цветаевой

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

На партах у вас лежат разноцветные листочки. Если вы хорошо работали на уроке возьмите зелёный листочек, если в чём-то испытывали затруднения – жёлтый, если у вас ничего не получалось – оранжевый. На выбранном вами листочке напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о детстве .

VIII. Домашнее задание.

  1. Сочинить четверостишие о своём детстве.

  2. Составить список стихотворений поэтов серебряного века о детстве, которыми вы бы дополнили «Поэтическую тетрадь».