Литературное чтение
Учитель: Акопян Р. А.
Урок № 21
Класс:2-а
Тема : Обобщение по разделу «Люблю природу русскую «Осень» 12 октября
Тип урока: урок - обобщение.
Цель: обобщить знания учащихся по разделу
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить знания об изученных в разделе произведениях и их авторах, наблюдать за средствами художественной выразительности в лирическом тексте.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь работать в паре, группе (распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивать свои достижения.
Образовательные ресурсы: портреты поэтов и писателей, выставка книг поэтов и писателей, иллюстрации на тему осени, презентация к уроку.
Глоссарий по теме
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.
Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности.
Выразительность речи – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение.
Настроение – это то ощущение себя, которое вы чувствуете в определенный конкретный момент времени.
Поэзия - стихотворные художественные произведения.
Стихотворная речь – ритмически организована, упорядочена, эмоциональна.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала.
Тема – предмет изображения в произведении, его главная мысль.
Заглавие - художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.
Пауза – перерыв в течение речи.
Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п.
Сравнение – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»)
Эпитет – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.
Звукопись – фонетическая инструментовка стиха.
Основная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л.Ф. Климанова и др.]. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. - 160 с.: ил. – (Школа России).
Основное содержание урока
I. Организационный этап
Эмоциональный настрой
– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
Мы – умные
Мы – внимательные
Мы – старательные
Мы – во 2 классе учимся
Всё у нас получится
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в одно из времен года. А в какое это время года, вы узнаете, отгадав загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает
Когда это бывает?
-Ребята, как вы думаете, почему совершим путешествие именно в осень?
Вспомним произведения русских поэтов об осени
Закрепим умение читать стихотворения
Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
III. Актуализация знаний.
Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть. Осень вдохновляет творческих людей на создание замечательных произведений. В этих произведениях раскрываются красоты русской природы, показывается ее своеобразие и неповторимость. Осень – это не просто время года, а особое состояние души.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Наше путешествие начинается. Посмотрите на доску. Перед вами карта нашего путешествия. Сколько станций вас ждет? ВПЕРЁД
ЧИСТОГОВОРКИ
Та-та-та-осень это красота!
Цо-цо-цо-ветерок подул в лицо.
Ло-ло-ло – за окном уж не тепло.
Де-де-де-лужи с дождиком везде.
Ре-ре -ре-осенний месяц на дворе.
Ша-ша-ша — наша осень хороша!
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ
Весна – красна цветами, | а осень – снопами. |
Осень — запасиха, | зима — подбериха. |
Осенью скот жиреет, | а человек добреет. |
Осень идёт | и дождь за собой ведёт. |
ВСПОМНИ АВТОРА (найдите портрет)
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А. Плещеев)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К. Бальмонт)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
ВЫБОР (работа в парах)
Что соответствует описанию осени?
поспела в лесу земляника
птицы собираются в стаи и улетают на юг
на снегу волчьи и лисьи следы
трава выросла высокая-высокая
ОТВЕТ: птицы собираются в стаи и улетают на юг
Кто автор этих строк?
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
А. Плещеев
Ф. Тютчев
С. Есенин
А. Фет
ОТВЕТ: А.Фет
Определи жанр текста "Грибы" c.67
стихотворение
рассказ
научная статья
сказка
ОТВЕТ: научная статья
ОТДЫХАЙ-КА
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
ЛИСТОПАДНАЯ
Ребята, какого цвета листья можно увидеть осенью?
Работа в группах
КРАСНЫЙ ЛИСТ (задание повышенной сложности – высокий уровень)
Изобразительное средство языка
Определить, что это за приём:
Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера | сравнение |
Скоро осень проснётся И заплачет спросонья | эпитет |
А вчера зарёй Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. | олицетворение |
ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТ (задание средней сложности –повышенный уровень)
Кроссворд
Съедобный рыжий гриб со шляпкой в форме воронки.
Съедобный гриб с серой, белой и чёрной шляпкой, часто растущий вблизи берёз.
Съедобный гриб лиственных и смешанных лесов с красной шляпкой. Мякоть белая, но при повреждении она быстро становится синей.
ЖЁЛТЫЙ ЛИСТ (задание базового уровня)
Загадки
Месяц отгадай скорей: Он длиною в тридцать дней (часто эти дни с дождём), А идёт за октябрем. | Сентябрь |
Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! | Октябрь |
Листья клёна пожелтели, Зеленеют сосны, ели, Ветер, дождь, по речке рябь. Это к нам пришёл… | Ноябрь |
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
ПРОЩАЙ, ОСЕНЬ!
Ну, вот мы и приехали на нашу последнюю станцию.
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень»?
VII.Рефлексия
Выберите 1 фразу для себя: | Выберите 1 фразу для соседа по парте: | Оценка учителя |
Я - молодец. Я доволен своей работой на уроке. Я мог бы поработать лучше. | Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. | Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. |
IV. Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Краски осени»
8