СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению на тему: Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению на тему: Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему: Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА».»

Урок 5
Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»

Цели: познакомить с произведением Е. И. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; учить отвечать на вопросы по содержанию; развивать навыки выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

− Кто такой писатель? Художник?

– Может ли один и тот же человек быть и художником, и писателем?

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, юный Е. Чарушин великолепно рисовал с детства. А рисовал начинающий художник, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк: кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать – садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель – трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц – чижей, щеглов, свиристелей… и… голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания».

* * *

− Кем может стать человек, с детства любивший рисование и природу?

− Закончив Академию художеств, Е. Чарушин стал работать в детском издательстве. Все было хорошо у Чарушина, но ему словно этого было мало, и в печати появились рассказы Чарушина. Он писал не только о своих детских впечатлениях, у него есть рассказы и о детстве сына Никиты.

− Прочитаем рассказ Е. Чарушина «Как Никита играл в…».

− Отгадайте загадку:

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, − разрешит погулять. (Доктор.)

II. Работа по теме урока.

1. Первичное чтение рассказа Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора» учителем или хорошо читающими учениками.

− Кто такой Никита?

– Каким вы его представляете?

– Сколько ему лет? Как он выглядит?

− Рассказ по настроению грустный, серьезный или веселый?

– Что вам показалось особенно смешным?

2. Повторное чтение по «цепочке».

3. Беседа по содержанию с выборочным чтением текста.

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

4. Беседа по вопросу учебника.

Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой; если нельзя, то почему?

5. Работа по карточкам.

Карточка 1.

 Какой характер был у Никиты? Соедините линией черты характера с именем героя:

любознательный

НИКИТА

любопытный

любит животных

трудолюбивый

фантазер

наблюдательный

добрый

аккуратный

Карточка 2.

 Вставьте пропущенные слова.

Говорит Никита Томке: 

− Ну, Томка, сейчас я буду тебя _____________ .

Надел Никита на себя _____________ из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для прослушивания – просто жестяную ____________. Потом вышел за дверь и ________________ − это доктор пришел. Потом утерся полотенцем − это доктор ______________ руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

− _________________, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что у вас ___________?

А Томка, конечно, ему ничего ___________, только хвостиком виляет − не ________ говорить. 

Карточка 3.

 Вставьте пропущенные слова.

Доктор повернул Томку на спину, приставил к животу дудочку и ________. А Томка – _______ его за ухо! 

− Ты что кусаешься! − закричал Никита. − Ведь я же ____________ !

Рассердился ____________. Ухватил Томку за _________ и сунул под мышку градусник − _________ карандаш. А Томка не хочет _______________ температуру. Барахтается.

Карточка 4.

 Вставьте пропущенные слова.

А Томка как ____________ щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, __________ щетку под диван и всю ее там разгрыз на _________ кусочки. 

− Ты глупый, _________! − кричит Никита. − Ведь совсем не так ____________ !

Карточка 5.

 Прочитайте выразительно отрывок текста к первой иллюстрации.

Карточка 6.

 Прочитайте выразительно отрывок текста ко второй иллюстрации.

Проверка работы.

III. Итог урока.

− Кто написал произведение? (Е.Чарушин.)

– О чем это произведение? (О том, как Никита играл в доктора.)

− Каков жанр этого произведения? (Это рассказ.)

− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)

«Я приучился с детства, – писал Чарушин, – понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».

− В какие игры любите играть вы?