Тема урока: «Великие русские писатели»
(обобщающий урок по разделу).
Цели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен; продолжать работу над развитием речи; приобщать учащихся к познанию литературного наследия.
Оборудование:компьютер, проектор, презентация, рисункиучащихся,выставка книг по разделу учебника,диск с музыкой.
Ход урока:
В начале урока дети делятся на 3 команды. (Игра «Тайна чёрного сундучка»)
Орг.момент. Чтение стихов наизусть (слайд 1)
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведёт их от сказок,
Былин и преданий.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
- Сегодня наш урок мы посвящаем русским писателям. А о ком мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, посмотрев на обложки книг на нашей выставке. (слайд 2)
Творчество М.Ю.Лермонтова.
У: О творчестве какого писателя мы с вами поговорим в первую очередь вы мне скажете сами (слайд 3).
Этот русский поэт жил в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Учился в офицерской школе.
- Лермонтов Михаил Юрьевич (слайд 4).
У: Что ещё вы знаете о жизни и творчестве этого замечательного писателя?
(Ответы детей)
Конкурс чтецов. (слайд 5)
Выразительное групповое чтение стихотворения Лермонтова. Оценивается выразительность, правильность, умение совместно читать.
1 группа:
Стр.144 «Горные вершины…»
2 группа:
Стр.144 «На севере диком…»
3 группа:
Стр.146 «Утёс»
Творчество А.С.Пушкина. (слайд 6)
У: А у следующего писателя была любимая няня, о которой знают все. Кто же этот таинственный писатель?
-Пушкин Александр Сергеевич. (слайд 7)
Дополнения о жизни и творчестве писателя.
«Вопрос – ответ» (слайд 8-9)
1. Язык, на котором написано первое стихотворение А.С. Пушкина.
(Французский)
2. Город, в котором родился поэт.
(Москва)
3.Любимое время года Пушкина.
(Осень)
4. Слово, которым старуха бранила старика в «Сказке о золотой рыбке.
(Простофиля, дурачина)
5. Как звали любимую няню поэта?
(Арина Родионовна)
6. Как погиб Пушкин?
(Дуэль с Дантесом)
«Узнай сказку по картинке» (слайд 10-14)
У: На экране будут появляться картинки к сказкам А.С.Пушкина. Ваша задача угадать из какой именно сказки этот предмет и что с ним связано.
Бочка- «Сказка о царе Салтане..» («Путешествие» царевны и её сына Гвидона)
Яблоко- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Мачеха отравила царевну)
Шмель- «Сказка о царе Салтане..» (Лебедь превратила Гвидона в шмеля, чтобы тот смог увидеть отца)
Корыто- «Сказка о рыбаке и рыбке» (Новое корыто для старухи)
Петух- «Сказка о золотом петушке» (Петушок указывал откуда ждать беды)
Лебедь- «Сказка о царе Салтане..» (Исполняла желания гнязя)
Творчество И.А. Крылова (слайд 15)
У: Этот писатель очень любил людей и хотел, чтобы все они были хорошими.
- Иван Андреевич Крылов (слайд 16)
Дополнения о жизни и творчестве писателя.
Басни Крылова (слайд 17)
У: Соедини части басен Крылова, назови их название
Кумушка, мне странно это: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/26/s_5d13a4429e7b5/1178749_1.png) Да работала ль ты в лето? | Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки |
«Стрекоза и муравей» | |
Соседка, перестань срамиться…- Тебе ль с Слоном возиться? | Я не приметила богатства никакого… |
«Слон и Моська» | |
Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? | До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило. |
«Свинья» | |
«Мораль сей басни такова…» (слайд 18-20)
У: Какой басне принадлежит данная мораль?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица»)
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(«Мартышка и Очки»)
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать ни кто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
(«Зеркало и Обезьяна»)
Творчество Л.Н.Толстого (слайд 21)
У: Многие рассказы этого писателя вошли в его же книгу “Азбука”. Он открыл школу для крестьянских детей. Родился и умер в Ясной поляне.
-Лев Николаевич Толстой (слайд 22)
Дополнения о жизни и творчестве писателя.
«Дополни фразы» (слайд 23)
1) Он был графом. (писателем).
2) Родился и похоронен в Ясной поляне.
3) Полное собрание сочинений составляет 90 томов.
4) В Ясной Поляне открыл школу для крестьянских детей и сам их учил.
«Произведения Л.Н.Толстого (слайд 24-26)
Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
1) «Прыжок»
2) «На севере диком…»
3) «Зимний вечер»
4) «Ворона и лисица»
В каком из произведений Л.Н.Толстого говорится о дружбе животных?
«Акула»
«Прыжок»
«Лев и собачка»
«Котёнок»
Как называется явление, о котором написал Л.Н.Толстой?
вращение Земли вокруг своей оси
вращение Земли вокруг Солнца
круговорот воды в природе
смена времён года
Обобщение. Кроссворд. (слайд 27)
| | | 4. | | | 7. | 8. |
| 2. | 3. | | | | | |
| | | | 6. | | |
1. | | | | 5. | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Автор произведения «Сказка о царе Салтане». Имя няни А.С.Пушкина. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ. Поучительный вывод. Автор рассказа «Прыжок». Стихотворение «На севере диком..» написал … . Автор басен. «Ворона и … ». |
Рефлексия. Итоги урока. (слайд 28)
У: Ребята, вот и подошёл к концу наш урок.
Оцените, пожалуйста, свою работу и работу своей группы.
-Что было интересно?
-Что получалось/не получалось?
-Что было сложно?
-Какие будут пожелания одногруппникам?
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!!! (слайд 29)