СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему " Н. Н. Носов "Саша".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в групповой форме работы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему " Н. Н. Носов "Саша".»

Разработка урока по литературному чтению в 3 «В» классе

Учитель начальных классов КГУ ОШ №125 г. Алматы

Молокова Елена Михайловна

При планировании использованы модули:
1. Новые подходы в преподавании и обучении. Групповая работа. Проблемно-диалоговое обучение.

2. Обучение критическому мышлению.

3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4. Использование ИКТ в преподавании и обучении.

5. Обучение талантливых и одаренных учеников.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

7. Управление и лидерство в обучении.

Урок – литературное чтение

Класс – 3 «В»

Тема – Н.Н. Носов «Саша».

Цель: познакомить с рассказом Н. Носова; развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; прививать уважение к старшим.


Этапы проведения урока

Время

Действия учителя и учеников

1. Приветствие.

1 мин

Здравствуйте, ученики. Урок – литературное чтение.

2. Деление на группы.


2 мин

Учащиеся садятся в любые группы по желанию. Учитель расставляет на стол каждой группы картинки с изображениями: 1 группа – кукла, 2- машинка, 3 – солдатики, 4 – слоник, 5 – домик и раскладывает около иллюстраций цветные карточки в перевернутом виде с этими же названиями. Учащиеся берут карточку, читают слово и пересаживаются в свою группу.

Выбор лидеров групп.

3. Беседа

2 мин

На доске в классе записано:

Николай Николаевич Носов

САША

Учитель спрашивает у учеников, как они думают, почему на этом уроке литературного чтения деление на группы происходило по именам существительным, именно таким? Каким одним словом можно назвать данные слова? (игрушки) У всех у вас разные дома игрушки имеются.

4. Проблема

1 мин

А вот с какой игрушкой любил играть мальчик из произведения Николая Николаевича Носова «Саша», мы сегодня узнаем сегодня на уроке и является ли в жизни это игрушкой.

5. Критерии оценивания урока

1 мин

Сегодня на уроке каждая группа на будет оцениваться по данным критериям:

  1. Биография Н.Н. Носова -3 б.

  2. План произведения – 3б.

  3. Составление вопросов – 3 б.

  4. Ответы на вопросы – 3 б.

  5. Продолжение произведения – 3 б.

14-15 б. – оценка 5

8-13 б. – оценка 4

7 б. – оценка 3

Дополнительные баллы за активное участие – 1-3 б.

6. Групповая работа

9 мин

Учитель предлагает группам учащихся (каждому ученику) текст с биографией Н.Н. Носова. Познакомьтесь внимательно с биографией писателя, как можно больше информации об авторе постарайтесь запомнить. Вашей задачей для первого задания необходимо будет по очереди по часовой стрелке как можно больше, правильней и точней рассказать биографию писателя.

За первое задание максимальный балл – 3, средний – 2, низкий – 2 б.

Детство и школьные годы.

Носов Николай Николаевич родился 10 ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку.

Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии “Союзкино”. В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале “Мурзилка”, где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиогафическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве»)

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки «Винтик, Шпунтик и пылесос», Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.


7. Чтение произведения и составление плана.

5 мин

Следующий вид групповой работы – чтение произведения «Саша» Н.Н. Носова и составление на флибчате плана прочитанного произведения. Защита плана произведения лидерами групп. Преподаватель совместно с учащимися, согласованно выставляет за составленный план произведения баллы по данной разбалловке.


8. Составление вопросов к произведению.

5 мин

Дальнейшая работа в группах состоит в составлении «толстых» вопросов по тексту. Каждая группа составляет по 3 вопроса к тексту, вопросы должны быть полными, развернутыми и интересными, предполагающие ответ не в одно слово или предложение. Проверка вопросов по тексту осуществляется чтением вопросов и совместным оцениванием классом по предложенной разбалловке.

9. Ответы на вопросы по учебнику.

10 мин

Учитель предлагает каждой группе ответить на вопросы в конце учебника.

Вопросы:

1. О каком приключении идет речь в рассказе?

2. Расскажите, как вы понимаете выражение «пистолет – это опасная игрушка».

3. Как милиционер узнал, что пистолет Сашин?

4. Как оцениваете поступок Саши по отношению к старушке?

5. Почему он подумал, что бабушка пошла в милицию?

Каждой группе предлагается ответить по одному вопросу.


10. Работа с одаренными учениками.

10 мин

Нескольким учащимся, лидирующим и активно отвечающим на уроке, предлагается индивидуальное задание – придумать продолжение рассказа. Пока учитель выслушивает ответы на вопросы, заданные в учебнике, учащиеся получившие данное задание, готовятся, сочиняя продолжение рассказа.

10. Итог урока

2 мин

Учитель в начале урока задала вопрос, на который теперь учащиеся смогут ответить. Преподавателем на интерактивной доске высвечивает вопрос и варианты ответов, каждой группе предлагается на маленьком листочке написать вариант ответа буквой. Далее преподавателем проверяется и озвучивается верный ответ и группы, ответившие правильно. Таким образом учителем преследутся цель – подготовка к тестированию.

11. Рефлексия

2 мин

На доске учителем вывешена палатка бумажная, куда можно сложить игрушки. В группах у учащихся лежат картинки игрушек, среди них имеется пистолет. Учитель предлагает вывесить игрушки, с которыми они хотели бы поиграть. На этапе рефлексии учителем прослеживается выбор игрушек учащихся.






2