СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе в 6 классе по творчеству Н.А.Некрасова "Анализ стихотворения "Железная дорога"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с историей создания стихотворения "Железная дорога"; раскрыть значение эпиграфа; учить определять тему и проблему текста.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 6 классе по творчеству Н.А.Некрасова "Анализ стихотворения "Железная дорога"»

Литература 6 класс



Тема урока: Стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»



Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н.А.Некрасов; показать демократическую направленность стихотворений Н.А.Некрасова на примере «Железной дороги»; раскрыть своеобразие композиции и языка стихотворения

Задачи урока: работать над выразительным чтением лирических произведений; обучить анализу лирического произведения на материале стихотворения «Железная дорога».

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; фотографии Дома-музея Н.А.Некрасова в Карабихе; фонохрестоматия, 40 (64).

Эпиграф: «Я лиру посвятил народу своему». (Н.А.Некрасов)

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

2. Чтение наизусть стихотворений А.А.Фета.II. Слово учителя. Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов – поэт, чья популярность в свое время затмила популярность самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу: «Я лиру посвятил народу своему». Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

- Вам знакома лирика Н.А.Некрасова по программе прошлых лет. Вспомним, какие стихотворения Некрасова вы читали. Что вам в них запомнилось?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами биографии Некрасова.





3. Работа с учебником

Чтение статьи В.И.Коровина о Н.А.Некрасове

4. Беседа с классом

- Где учился Некрасов? Когда проявился у него интерес к литературе

- С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?

- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

- Когда Некрасов ощутил свое призвание – быть поэтом?

- Какую оценку стихам Некрасова дал русский критик В.Г.Белинский?

Почему многие стихи Некрасова стали народными песнями?

5. Заочная экскурсия в село Карабиха (Ярославская область)

Многие стихотворения Н.А.Некрасова посвящены родной русской реке Волге. Здесь, на берегу Волги, в родительском имении Грешнево, прошли детство и юность Некрасова. Позже Некрасов покупает у потомков князя М.Н.Голицына усадьбу Карабиха, расположенную на другом берегу Волги. Сюда он приезжает на протяжении многих лет (с 1862-го по 1875г.)

Рассмотрим виды усадьбы Карабиха (фотографии в учебнике) и прочитаем, какое место занимала Карабиха в жизни Некрасова.

6. Работа с учебником

Чтение стихотворения «Железная дорога».





7. Слово учителя. «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога было написано Некрасовым в 1862 г., а опубликовано в 1865 г. В этом стихотворении речь идет о постройке в 1846-1851 гг. Николаевской, ныне Октябрьской, железной дороги, соединившей тогдашнюю столицу Петербург с Москвой. Этой постройкой руководил граф Клейнмихель. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было самое бесчеловечное. Клейнмихель, желая выслужиться перед царем и быстрее построить дорогу, не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих: сотни и тысячи умирали от недоедания, болезней, холода.



Обратим внимание на эпиграф к этому стихотворению. Он построен в форме диалога. Оформлен эпиграф как миниатюрная пьеска – указаны действующие лица, имеются авторские ремарки. Мальчик спрашивает отца, кто построил эту железную дорогу. Папаша ответил, что её строил граф Клейнмихель. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав ответ отца, посчитал необходимым вмешаться в разговор и рассказать мальчику о подлинных строителях Николаевской железной дороги.

Составим цитатный план к стихотворению, в нем будет четыре части.

Примерный план

1. «Славная осень!»

2. «Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать».

3. «Ваш славянин, англосакс и германец

Не созидать – разрушать мастера,

Варвары, дикое скопище пьяниц!»

4. «Светлые стороны» жизни строителей дороги.

8. Беседа с классом

- Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату.

В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали?

- Какую песню поют мужики-призраки, о чем они напоминали едущим в поезде?

- Чем заканчивается вторая часть стихотворения?

Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика.

Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добьется освобождения.

Прочитаем конец второй главы.

Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики?

- Что он говорит о людях из народа?

- Какие «светлые» картины показывает поэт в последней, заключительной части? В чем их иронический смысл?

- Поняли ли рабочие, что их обманули?

- Каков идейный смысл стихотворения «Железная дорога»?

- Какое значение имеет описание осени в начале стихотворения?

Прием антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения народа, страдающего от угнетения и рабства.

9. Словарная работа

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику. Например: «ядреный», «кочи», «десятник», «колтун», «заступ», «скопище», «подрядчик», «лабаз», «недоимка» и другие. Найдите объяснение этих слов и запишите в тетрадь.

10. Работа с иллюстрацией

На картине художника Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», созданной в 1874 г., изображен каторжный труд рабочих. При отсутствии техники все работы проводились вручную: накладывались полные телеги гравия и щебня, укладывались рельсы, выравнивались пути.

- Обратите внимание на рабочих. Как они выглядят, как одеты?

- Чем идея этой картины близка к стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок "Эту привычку к труду благородную...»

2. Прочесть поэму Н.А.Некрасова «Дедушка»