Районный отдел образования Кармаскалинского района РБ
Разработка урока литературы
во 2 классе на тему:
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»
Н.И.Рыленков «После дождя»
(открытый урок по самообразованию)
Разработала и провела:
учитель начальных классов
ГОУ СОШ №1 д.Улукулево
Паниченко А.А.
д.Улукулево
2006 год
Тема. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…». Н.И.Рыленков «После дождя».
Цели:
пробудить интерес к творчеству Ф.И.Тютчева и Н.И.Рыленкова;
развивать интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение выдержками из текста;
обогащать словарный запас учащихся;
формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.
Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, кроссворды, тетради, карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вот садимся все за парты.
Спинку прямо держим мы.
Поудобней ножки ставим,
Кладём руки. Ну, как вы?
Все готовы, вы, к уроку?
Так вперёд, друзья мои!
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся показывают рисунки к рассказу Н.Носова «Как Незнайка стихи сочинил» и зачитывают цитаты к ним.
III. Подготовка к восприятию.
Разгадывание кроссворда:
а) Без рук, без ног, а ворота вмиг откроет.
(Ветер.)
б) То ревёт, то завывает
Собой землю укрывает.
(Вьюга.)
в)
МЕТ |
г
)
УРОЧКА
д) Без крыл, а летает.
Без ног, а блуждает.
Во дворе скапливается.
В избе тает.
(Снег.)
е
)
ОВИК
(Читают ключевое слово - Тютчев)
| в | е | т | е | р | |
в | ь | ю | г | а |
м | е | т | е | л | ь |
с | н | е | г | у | р | о | ч | к | а | |
| с | н | е | г | |
с | н | е | г | о | в | и | к | |
- И так, мы сегодня будем работать над произведение Ф.И.Тютчева.
2. Рассматривание портрета.
- Если бы этот поэт смог дожить до сегодняшних дней, то ему было бы уже 202 года. К сожалению, он умер, не дожив четырёх месяцев до своего 70-летия.
Ф.И.Тютчев рос в очень хорошей семье, где всегда царила спокойная, благожелательная обстановка. (…Смотря на Тютчевых, - записывал в своём дневнике один из его университетских приятелей, - думал о семейном счастии. Если бы все жили просто, как они…)
Отец слыл человеком спокойным, рассудительным, со здравым взглядом на вещи, отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотою нравов, но, к сожалению, не обладал ни ярким умом, ни талантами.
Сын же его – Феденька, не достигнув ещё и одиннадцати лет, сумел воспеть его добрые качества в своих стихах. Написано оно было ко дню рождения отца и называлось «Любезному папеньке».
Конечно, не только для того, чтобы сделать отцу приятное в день рождения. Сын в этом стихотворении называет его «Друг истинный добра и бедных покровитель».
За добрым советом, зная, что редко получат отказ, шли к нему дворовые крестьяне и соседские. Был он хлебосольным хозяином, мог поделиться с нуждающимися деньгами. Не только дети и жена, но и слуги не слышали от него худого слова.
Четырнадцати с половиною лет Федя был принят в сотрудники Общества любителей российской словесности.
В пятнадцать лет впервые было опубликовано одно из его стихотворений.
Фёдор Иванович очень любил свою Родину и , находясь очень далеко от родных мест.
Надо сказать, что около двадцати лет он прожил в Мюнхене.
Тютчева недаром называют певцом русской природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его деревню, с тихих, застенчивых лугов и рощ, необозримых голубых небес Брянщины.
А.А.Фет очень любил стихи Тютчева и считал, что он обладает космическим сознанием, Каждое его стихотворение – солнце, то есть, самобытный светящийся мир.
IV. Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Чтение стихотворения учителем.
- Поделитесь своими мыслями, чувствами.
2. Лексическая работа: засуетилось, нудит, трезвон, хлопочет, пуще, наперекор.
3. Беседа.
- Какой период отображён в стихотворении? (Конец зимы, начало весны.) – Какой вы увидели зиму? А весну?
- Ответы на вопросы страницы 27.
- Эта картина сказочная или реалистическая? (Сказочная. Потому что присутствуют признаки сказки. Зима и весна ведут себя как люди. Реалистическая – потому что описывается реальная картина зимне-весенних событий).
Чтение стихотворения двумя – тремя учащимися.
- Как вы объясните запись верхней части страницы – «Весна на цыпочках крадется».
- Какой поэтический прием использует поэт в стихотворении? (олицетворение).
V. Физкультминутка.
VI. Подготовка к работе со стихотворением Н.Рыленкова. «После дождя».
Логическое упражнение:
- Составьте слово из указанных букв из слов:
а) Первая буква из слова, обозначающего профессию человека, который в сказке А.Пушкина ходил ловить рыбу.
б) Последняя буква из слова. В стихотворении С.Михалкова они встретились на мосту и утонули, так и не уступив дорогу друг другу. (Бараны.)
в) Первая буква. В стихотворении Басе она похожа на свежий срез спиленного дерева. (Луна.)
г) Первая буква. В рассказе Н.Носова мальчишки всю ночь варили кашу, потому что очень хотели… (Есть.)
д) Первая буква. Он сочинил такие стихи:
«Зайка шел гулять на речку.
Перепрыгнул через овечку». (Незнайка.)
е) Первая буква. Герой сказки Ш.Перро, ходивший в сапогах. (Кот.)
ж) Первая буква. У этих обезьян нос похож на овощ. Такой нос им нужен, чтобы громче кричать. (Огурец.)
з) Первая буква. В стихотворении С.Есенина «Зима» они… «Как дети сиротливые прижались у окна…» (Воробьи.)
- Какое слово получилось? (Рыленков.)
VII. Чтение и анализ стихотворения Н.Рыленкова «После дождя».
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Словарно-лексическая работа.
Чтение стихотворения одним из учащихся.
– Какую картину можно нарисовать к этому стихотворению?
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Беседа по вопросам на странице 28.
- Что объединяет оба этих стихотворения? (Поэты используют одинаковый прием – олицетворение.)
VIII. Итог урока.
- Какое чувство у вас осталось после работы на уроке?
- Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
- Чем поэт отличается от обычных людей?
Домашнее задание.
- Выучите стихотворение (по желанию) или научитесь красиво и выразительно читать.