Литературное чтение в 1 классе.
Тема. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
УМК «Планета знаний»
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока:традиционный
Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»
Задачи:
1. Совершенствование навыка чтения целыми словами,развитие умения
работать с текстом.
2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать
и слышать своих товарищей,
3. Воспитание интереса к произведениям писателя
Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них», компьютер, проектор, магнитофон.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент
На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
За работу! В добрый час!
2. Словарная разминка Слайд 2
Прочитаем первый столбик слов, читая, думаем над их значением( читаем по слогам, орфографически)
Хо-лод
Про-хлад-ный (Умеренно холодный, свежий.)
По-хо-ло-да-ло (стало холоднее)
Хо-лод-нень-ка-я
Прочитаем второй столбик слов, читая, думаем над их значением( читаем по слогам, орфографически)
Де-ло
Де-лать
По-де-лы-вать (делать понемногу, исподволь; делать иногда, порою, временем.)
Пе-ре-де-лы-вать (делать сызнова или иначе, на другой лад)
3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Учитель: Ребята, вы любите сказки читать?
(слайд 3) Какие сказки мы читали на уроках?Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?
Ученики: К народным(слайд 3)
Учитель: Чему учат сказки?
Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?
Ученики: Авторские сказки (слайд 3)
Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?
Ученики: Это сказки, которые написал автор.
Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
авторским?
Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 4-6)(лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко"
– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?
– К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского.(слайд 7)
К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно.(слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.
Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.
(обратить внимание на выставку книг писателя)
В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.
Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.
- А о ком она будет, угадайте в загадке.(слайд 9)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
- С бородой, а не старый,
с рогами, да не бык,
с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)
Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.
Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.
(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание слайдов(10-16)
Остановка посередине слайд 13, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)
Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?
Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.
Учитель: Что произойдёт дальше?
Ученики:Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.
Учитель: Послушаем и выясним кто прав.
5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)
Учитель: Понравилась ли вам сказка? А что особенно запомнилось? Почему
лиса попала в колодец?
Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.
Учитель: А зачем заглянул туда Козёл?
Ученики: Ему интересно было, пить захотел.
Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она
обманула козла?
Ученики: Потому что хитрая была.
Учитель: Почему козел поверил ей?
Ученики: Потому что глупый, доверчивый.
Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?
Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.
Учитель: А как бы поступили вы?
Ученики: Попросили помощи.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ. Слайд 18
6. Чтение произведения детьми.
Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке, но прежде чем мы начнем читать , давайте разберем некоторые слова которые встретятся нам в сказке.
Учитель: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали.(слайд 19)
7.Работа в группе по карточкам,
(дети выбирают характеристикугероя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)
Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.
(хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,).
Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.
(глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)
Учитель: Какие слова требуют объяснения?
Ученики: Коварная, самовлюблённый.
Учитель: Где найдёт ответ? (работа со словарём)
Кто из героев вам больше всего понравился?
Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие.
ФИЗМИНУТКА
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках убежим.
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса.
Тяжело вздыхает,
Садится, отдыхает.
9. Чтение по ролям
Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)
Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел? (слайд 20)
Ученики:Так думает сам козёл.
Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?
Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.
Учитель: Какой совет дали бы козлу?
Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.
Учитель: Чему может научить эта сказка?
Ученики: Нужно всегда думать головой.
10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
на доске)
За глупой головой и ногам плохо.
Голова дана для того, чтобы думать.
Лисица семерых волков проведет
Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?
11. Итог. Рефлексия.
Учитель: С какой сказкой познакомились?
Ученики: Лиса и козёл.
Учитель: Кто автор этой сказки?
Ученики: К.Д.Ушинский.
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.(слайд 21)
Какой урок вы вынесли из этой сказки?
Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.
Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.
- Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.
- Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.
- Спасибо за урок! (слайд 22)
Карточки, характеристиками героев.
Для лисы Для козла
глупый
коварная
хитрая
доверчивый
находчивый
лживая
упрямый
грубая
справедливая
самовлюблённый